Классный час – экскурсия "Путешествие в гимназическое прошлое"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с историей возникновения первых гимназий в России, в Томской области.
  2. Формировать представления младших школьников об особенностях организации учебного процесса в первых гимназиях; правилах гимназистов, их внешнем виде и т. д.
  3. Воспитывать патриотизм, любовь к родной гимназии.

Оборудование: электронная презентация, фотографии, рисунки детей, проектор, компьютер.

Участники: учащиеся 4 класса, педагоги, родители.

1 ученик:

В нашем любимом городе есть
Чудо-гимназия пятьдесят шесть.
Детвора в ней учится замечательная,
И учеба у них увлекательная.
В гимназию дети спешат с утра,
Им новые знания получать пора,
А у учителей на устах все те же слова
“Ученье-свет, а неученье - тьма”.
(И. Михайленко ученик 4 “Г” класса гимназии № 56)

1 вед. Среди наших гостей, думается, немало гимназистов.

2 вед. – Я бы сказала, новых гимназистов, то есть учеников и учениц современных гимназий, для которых слово “гимназия” - “не пустой для сердца звук”.

1 вед.В российской истории, как мы знаем, много умного и поучительного…

2 вед.А уроки истории не стоит забывать.

1 вед.И к тому же они так увлекательны!

2 вед.Для наших современных гимназистов, но, разумеется, не только для них, мы предпринимаем небольшую экскурсию – путешествие в прошлое, когда в России только появились первые гимназии.

1 вед.Итак, в путь!

1, 2, 3, 4 КАДРЫ (Презентация)

1 кл. дама. – Самая первая гимназия появилась в Санкт – Петербурге в 1726 году при Академии наук. Вторая – 1755 году была открыта при Московском Университете. А третью гимназию открыли в Казани в 1758 году.

1 вед. – Интересно, а как раньше поступали в гимназию?

2 кл. дамаДетей 9 – 11 лет в гимназию принимали по итогам вступительных экзаменов: проверялись знания по русскому языку, арифметике, Закону Божьему. Для подготовки к экзаменам детей отдавали в приготовительный класс, при гимназии или пользовались услугами домашних учителей, репетиторов.

1 кл. дамаучебный год в гимназии начинался16 августа и заканчивался 1 июня.Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов общей молитвой.

5 КАДР

2 вед. – Я читала, что раньше Закон божий считался одним из самых важных предметов.

1 вед.А ещё дети заучивали большие отрывки из Библии.

1 кл. дама. - (Рассказ о преподавании Закона божьего в гимназиях).

2 вед. – Бабушка мне рассказывала, что в XVIII – XIX веках у детей было очень много уроков.

1 вед. – Не может такого быть, скорее всего, у них было так же как у нас по 5 – 6 уроков в день.

6 КАДР

Историк На самом деле, количество часовых недельных уроков в гимназии равнялось – 109. Обязательными предметами в гимназиях были: Закон Божий, русский, латинский и один из следующих иностранных языков (французский, немецкий, английский).

Приведём пример, как распределялись эти 109 часов в реальной гимназии:

  • Закон Божий – 6 часов
  • Русская словесность – 15
  • Латинский язык – 18
  • Естествознание с физикой и географией – 19
  • История – 12
  • Математика – 16
  • Немецкий язык – 12
  • Французский язык - 11

1 вед. – Ничего себе, это значит, что дети учились с утра до вечера.

2 вед.А вечером, то есть после 7 часов ученики не смели показываться на улице, и должны были готовить уроки.

1 вед.Опасно было показаться на людях даже с расстёгнутой пуговицей – так строго следили за внешним видом.

2 вед. – А каков был внешний вид гимназиста?

7 КАДР

Мальчик в форме: “Когда осенью я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку, мне было неловко, неудобно и я на время перестал чувствовать себя самим собой. Я стал для себя чужим мальчиком с тяжёлой фуражкой на голове. Я невзлюбил эти твёрдые синие фуражки с огромным гербом, потому что у всех моих товарищей - учеников приготовительного класса всегда торчали из-под фуражек оттопыренные уши. Когда они снимали фуражку, уши у них делались обыкновенными. Но стоило им надеть фуражку, как уши тотчас оттопыривались.

Мне купили ещё ранец с шелковистой спинкой из оленьей шкурки, пенал, тетради в клетку, тонкие учебники для приготовительного класса, и мама повела меня в гимназию. Всё время я оглядывался на наш дом, будто меня уводили из него навсегда”.

1 вед. – Что – то мне жалко стало этого бедного гимназиста.

2 вед. – Зато посмотри, какая форма была у гимназистов того времени. Сразу видно, что ты уже гимназист!

1 вед – Я знаю, что каждый гимназист должен был не только в форме ходить, но и обязательно соблюдать правила, которые были записаны в уставе гимназии.

2 вед.Интересно, какие же были правила у гимназистов, скажем в XIX веке?

Правила гимназистов.

Правила для учеников Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. 1871 год.

1 ученик. Ученики обязаны ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней, приходить в классы до начала первого урока не позже, как за 5, и не ранее, как за 30 минут. Постоянное и исправное посещение классов есть условие для успешности учения.

2 ученик. В случае непосещения гимназии ученик обязан, при первой после сего явке в гимназию, принести от родителей, родственников или тех, кому он поручен, удостоверение о причине своего отсутствия.

3 ученик. Ученики, опоздавшие в класс более 15-ти минут по начатии урока, должны представить на другой день уведомление от родителей, родственников или тех, кому они поручены, о причине опоздания.

4 ученик. Ученики обязаны иметь с собою книги, тетради, перья, карандаши и другие учебные пособия и постоянно держать их в порядке. На книгах, тетрадях, атласах и других учебных пособиях должны быть надписаны имя и фамилия ученика, с обозначением класса, в котором он находится.

5 ученик. Ученики должны соблюдать чистоту, опрятность и приличие как в одежде, так и во всей внешности.

6 ученик. В классе, во время уроков, ученики должны сидеть благопристойно; на ответы без спроса учителя не вызываться; при ответах же на спрос учителя вставать с места.

7 ученик. Разговоры и шептанья учеников между собою во время уроков не дозволяются. Ученики должны внимательно следить за ходом урока, за вопросами, предлагаемыми учителем, и за объяснениями его. Внимательность ученика к классным занятиям есть условие для успешности учения.

8 ученик. Замечания, приказания и требования учителей выслушивать с почтительностью и исполнять беспрекословно.

10 ученик. Запрещается во время уроков подсказывать, или мешать своим товарищам в ответах, иным каким-либо образом.

11 ученик. Во время малых перемен дозволяется ученикам гулять по коридору и в рекреационной комнате и разговаривать, но без крика и толкотни, наблюдая между собою вежливость и дружелюбие. Затевать игры, кататься на ногах и бегать друг за другом в догонку запрещается.

12 ученик. Ученики, не знавшие урока и получившие нуль или единицу, остаются в гимназии для приготовления, под надзором дежурного воспитателя, того урока, которого не знали.

13 ученик. Запрещается порча столов, обоев, классных учебных пособий всякого рода других гимназических вещей. Виновный в таких проступках обязан попорченную вещь исправить на свой счет. Запрещается также в классах, коридоре и реакреационной комнате сорить, бросая бумагу или остатки завтрака не в указанные места.

14 ученик. Ученики гимназии постоянно должны помнить, что они принадлежат к кругу благовоспитываемого юношества, а потому должны везде, как в стенах гимназии, так и вне ее, соблюдать строгую благопристойность и приличие.

15 ученик. Неприлично на улицах собираться в кучки, шалить, кричать, свистать, толкаться и задевать товарищей и посторонних, кидаться песком и снегом, останавливаться и принимать участие в уличных играх.

16ученик. Свободное время, остающееся за приготовлением уроков к классам, стараться проводить с пользою, и преимущественно в чтении книг. Праздность рождает леность, ослабляет умственные способности и вредит благонравию.

1 вед. – А что происходило, если ты не выполнил тех правил, о которых нам только что рассказали?

2 вед.По-моему, их били!

1 кл. дама В женских гимназиях провинившуюся гимназистку переводили за “чёрный” стол в столовой, за которым кушали стоя, или надевали на девочку особый передник, что иногда считалось высшей мерой наказания.

2 кл. дама.Так же применялись следующие виды наказаний:

  1. Ремни, палки, плети, линейки и розги;
  2. Пощёчины, щелчки и кулаки;
  3. “Драние за волосы, за уши и ставление на колени”.

1 вед. – Вот, не решишь какую-нибудь задачу – и пожалуйста, подставляй руки или постой на горохе или на соли.

2 вед.Может кто – нибудь из наших гостей захочет испытать это на себе?

1 вед.Нет, давай лучше задачу решим старинную!

8 КАДР

Задача. Решение старинной задачи. Сравнение её с современной.

Задача Л.Н.Толстого.

Артели косцов надо было скосить два луга, один двое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?

1 вед. – Вот мы все про историю других гимназий говорим, но ведь у нашей гимназии есть уже своя, хоть и небольшая история…

2 вед. – А я даже знаю, человека, который её очень хорошо знает. Это Вера Дмитриевна Козловицкая, которая работает в нашей школе со дня её основания.

Рассказ Веры Дмитриевны об истории нашей гимназии.

9 КАДР

1 вед. Сколько нового и интересного я узнала о родной гимназии! Как жаль, что подходит к концу наше путешествие.

2 вед.Это путешествие заканчивается, а славная история самой замечательной гимназии продолжается! И мы её от всей души поздравляем с Днём Рожденья!

В любимую гимназию мы с радостью идём,
Пятерки получаем и весело живём!
Хорошие детишки читают в классе книжки,
И школьные уроки не любят пропускать,
Ведь умненьким ребятам всё хочется узнать.
Проказники мальчишки намажут клеем Мишку,
А модненьким девчонкам всё хочется поспать.
Учителя нас учат, чтоб мы умнее стали,
И были мы хорошими и добрыми людьми,
Гимназию любили и их не подвели!
(Анна Щербинина, ученица 4 “Г” класса)