Цели:
- Познакомить обучающихся с историей возникновения первых гимназий в России, в Томской области.
- Формировать представления младших школьников об особенностях организации учебного процесса в первых гимназиях; правилах гимназистов, их внешнем виде и т. д.
- Воспитывать патриотизм, любовь к родной гимназии.
Оборудование: электронная презентация, фотографии, рисунки детей, проектор, компьютер.
Участники: учащиеся 4 класса, педагоги, родители.
1 ученик:
В нашем любимом городе есть
Чудо-гимназия пятьдесят шесть.
Детвора в ней учится замечательная,
И учеба у них увлекательная.
В гимназию дети спешат с утра,
Им новые знания получать пора,
А у учителей на устах все те же слова
“Ученье-свет, а неученье - тьма”.
(И. Михайленко ученик 4 “Г” класса гимназии № 56)
1 вед. – Среди наших гостей, думается, немало гимназистов.
2 вед. – Я бы сказала, новых гимназистов, то есть учеников и учениц современных гимназий, для которых слово “гимназия” - “не пустой для сердца звук”.
1 вед. – В российской истории, как мы знаем, много умного и поучительного…
2 вед. – А уроки истории не стоит забывать.
1 вед. – И к тому же они так увлекательны!
2 вед. – Для наших современных гимназистов, но, разумеется, не только для них, мы предпринимаем небольшую экскурсию – путешествие в прошлое, когда в России только появились первые гимназии.
1 вед. – Итак, в путь!
1, 2, 3, 4 КАДРЫ (Презентация)
1 кл. дама. – Самая первая гимназия появилась в Санкт – Петербурге в 1726 году при Академии наук. Вторая – 1755 году была открыта при Московском Университете. А третью гимназию открыли в Казани в 1758 году.
1 вед. – Интересно, а как раньше поступали в гимназию?
2 кл. дама – Детей 9 – 11 лет в гимназию принимали по итогам вступительных экзаменов: проверялись знания по русскому языку, арифметике, Закону Божьему. Для подготовки к экзаменам детей отдавали в приготовительный класс, при гимназии или пользовались услугами домашних учителей, репетиторов.
1 кл. дама – учебный год в гимназии начинался16 августа и заканчивался 1 июня.Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов общей молитвой.
5 КАДР
2 вед. – Я читала, что раньше Закон божий считался одним из самых важных предметов.
1 вед. – А ещё дети заучивали большие отрывки из Библии.
1 кл. дама. - (Рассказ о преподавании Закона божьего в гимназиях).
2 вед. – Бабушка мне рассказывала, что в XVIII – XIX веках у детей было очень много уроков.
1 вед. – Не может такого быть, скорее всего, у них было так же как у нас по 5 – 6 уроков в день.
6 КАДР
Историк – На самом деле, количество часовых недельных уроков в гимназии равнялось – 109. Обязательными предметами в гимназиях были: Закон Божий, русский, латинский и один из следующих иностранных языков (французский, немецкий, английский).
Приведём пример, как распределялись эти 109 часов в реальной гимназии:
- Закон Божий – 6 часов
- Русская словесность – 15
- Латинский язык – 18
- Естествознание с физикой и географией – 19
- История – 12
- Математика – 16
- Немецкий язык – 12
- Французский язык - 11
1 вед. – Ничего себе, это значит, что дети учились с утра до вечера.
2 вед. – А вечером, то есть после 7 часов ученики не смели показываться на улице, и должны были готовить уроки.
1 вед. – Опасно было показаться на людях даже с расстёгнутой пуговицей – так строго следили за внешним видом.
2 вед. – А каков был внешний вид гимназиста?
7 КАДР
Мальчик в форме: “Когда осенью я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку, мне было неловко, неудобно и я на время перестал чувствовать себя самим собой. Я стал для себя чужим мальчиком с тяжёлой фуражкой на голове. Я невзлюбил эти твёрдые синие фуражки с огромным гербом, потому что у всех моих товарищей - учеников приготовительного класса всегда торчали из-под фуражек оттопыренные уши. Когда они снимали фуражку, уши у них делались обыкновенными. Но стоило им надеть фуражку, как уши тотчас оттопыривались.
Мне купили ещё ранец с шелковистой спинкой из оленьей шкурки, пенал, тетради в клетку, тонкие учебники для приготовительного класса, и мама повела меня в гимназию. Всё время я оглядывался на наш дом, будто меня уводили из него навсегда”.
1 вед. – Что – то мне жалко стало этого бедного гимназиста.
2 вед. – Зато посмотри, какая форма была у гимназистов того времени. Сразу видно, что ты уже гимназист!
1 вед – Я знаю, что каждый гимназист должен был не только в форме ходить, но и обязательно соблюдать правила, которые были записаны в уставе гимназии.
2 вед. – Интересно, какие же были правила у гимназистов, скажем в XIX веке?
Правила гимназистов.
Правила для учеников Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. 1871 год.
1 ученик. Ученики обязаны ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней, приходить в классы до начала первого урока не позже, как за 5, и не ранее, как за 30 минут. Постоянное и исправное посещение классов есть условие для успешности учения.
2 ученик. В случае непосещения гимназии ученик обязан, при первой после сего явке в гимназию, принести от родителей, родственников или тех, кому он поручен, удостоверение о причине своего отсутствия.
3 ученик. Ученики, опоздавшие в класс более 15-ти минут по начатии урока, должны представить на другой день уведомление от родителей, родственников или тех, кому они поручены, о причине опоздания.
4 ученик. Ученики обязаны иметь с собою книги, тетради, перья, карандаши и другие учебные пособия и постоянно держать их в порядке. На книгах, тетрадях, атласах и других учебных пособиях должны быть надписаны имя и фамилия ученика, с обозначением класса, в котором он находится.
5 ученик. Ученики должны соблюдать чистоту, опрятность и приличие как в одежде, так и во всей внешности.
6 ученик. В классе, во время уроков, ученики должны сидеть благопристойно; на ответы без спроса учителя не вызываться; при ответах же на спрос учителя вставать с места.
7 ученик. Разговоры и шептанья учеников между собою во время уроков не дозволяются. Ученики должны внимательно следить за ходом урока, за вопросами, предлагаемыми учителем, и за объяснениями его. Внимательность ученика к классным занятиям есть условие для успешности учения.
8 ученик. Замечания, приказания и требования учителей выслушивать с почтительностью и исполнять беспрекословно.
10 ученик. Запрещается во время уроков подсказывать, или мешать своим товарищам в ответах, иным каким-либо образом.
11 ученик. Во время малых перемен дозволяется ученикам гулять по коридору и в рекреационной комнате и разговаривать, но без крика и толкотни, наблюдая между собою вежливость и дружелюбие. Затевать игры, кататься на ногах и бегать друг за другом в догонку запрещается.
12 ученик. Ученики, не знавшие урока и получившие нуль или единицу, остаются в гимназии для приготовления, под надзором дежурного воспитателя, того урока, которого не знали.
13 ученик. Запрещается порча столов, обоев, классных учебных пособий всякого рода других гимназических вещей. Виновный в таких проступках обязан попорченную вещь исправить на свой счет. Запрещается также в классах, коридоре и реакреационной комнате сорить, бросая бумагу или остатки завтрака не в указанные места.
14 ученик. Ученики гимназии постоянно должны помнить, что они принадлежат к кругу благовоспитываемого юношества, а потому должны везде, как в стенах гимназии, так и вне ее, соблюдать строгую благопристойность и приличие.
15 ученик. Неприлично на улицах собираться в кучки, шалить, кричать, свистать, толкаться и задевать товарищей и посторонних, кидаться песком и снегом, останавливаться и принимать участие в уличных играх.
16ученик. Свободное время, остающееся за приготовлением уроков к классам, стараться проводить с пользою, и преимущественно в чтении книг. Праздность рождает леность, ослабляет умственные способности и вредит благонравию.
1 вед. – А что происходило, если ты не выполнил тех правил, о которых нам только что рассказали?
2 вед. – По-моему, их били!
1 кл. дама – В женских гимназиях провинившуюся гимназистку переводили за “чёрный” стол в столовой, за которым кушали стоя, или надевали на девочку особый передник, что иногда считалось высшей мерой наказания.
2 кл. дама. – Так же применялись следующие виды наказаний:
- Ремни, палки, плети, линейки и розги;
- Пощёчины, щелчки и кулаки;
- “Драние за волосы, за уши и ставление на колени”.
1 вед. – Вот, не решишь какую-нибудь задачу – и пожалуйста, подставляй руки или постой на горохе или на соли.
2 вед. – Может кто – нибудь из наших гостей захочет испытать это на себе?
1 вед. – Нет, давай лучше задачу решим старинную!
8 КАДР
Задача. Решение старинной задачи. Сравнение её с современной.
Задача Л.Н.Толстого.
Артели косцов надо было скосить два луга, один двое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?
1 вед. – Вот мы все про историю других гимназий говорим, но ведь у нашей гимназии есть уже своя, хоть и небольшая история…
2 вед. – А я даже знаю, человека, который её очень хорошо знает. Это Вера Дмитриевна Козловицкая, которая работает в нашей школе со дня её основания.
Рассказ Веры Дмитриевны об истории нашей гимназии.
9 КАДР
1 вед. – Сколько нового и интересного я узнала о родной гимназии! Как жаль, что подходит к концу наше путешествие.
2 вед. – Это путешествие заканчивается, а славная история самой замечательной гимназии продолжается! И мы её от всей души поздравляем с Днём Рожденья!
В любимую гимназию мы с радостью идём,
Пятерки получаем и весело живём!
Хорошие детишки читают в классе книжки,
И школьные уроки не любят пропускать,
Ведь умненьким ребятам всё хочется узнать.
Проказники мальчишки намажут клеем Мишку,
А модненьким девчонкам всё хочется поспать.
Учителя нас учат, чтоб мы умнее стали,
И были мы хорошими и добрыми людьми,
Гимназию любили и их не подвели!
(Анна Щербинина, ученица 4 “Г” класса)