Мы работаем в классах компенсирующего вида по программе специальных коррекционных образовательных учреждений под редакцией С.Г.Шевченко и по типовой программе общеобразовательных учреждений.
В классах подавляющее количество детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.
Для успешного обучения грамоте детей с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их речи, которая осуществляется на уроках русского языка и чтения.
Нарушение речи явл-ся отклонением в речи говорящего от языковой нормы принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Как оно проявляется?
- Речь ребёнка не соответствует возрасту, не является диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнанием языка.
- Речь связана с отклонениями функционирование психофизиологических механизмов
- Нарушение носит устойчивый характер, самостоятельно не исчезает, а закрепляется,
- Требует определённого логопедического воздействия,
- Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребёнка
С какими трудностями сталкиваются учителя на уроках русского языка и чтения?:
- Недостаточность межанализаторного взаимодействия (то есть они с трудом образуют слуходвигательные, зрительнодвигательные и слухозрительные связи).
- Бедность неточность и недифференцированность словаря (он представлен преимущественно бытовой обиходной лексикой).
- Имеет место случай неверного понимания и неточного употребления многих общеупотребительных слов.
- В словаре детей преобладают слова с конкретным, хорошо известным значением.
- В речи детей недостаточно представлены местоимения, наречия. Учащ-ся замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.
- Отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются аграмматизмы в виде ошибок в падежных окончаниях, неправильного выбора формы и времени глагола, нарушения порядка слов в предложении, ошибки согласования.
- Логическое построение связного высказывания также оказывается нарушенным.
В письменных работах делают специфические ошибки, которые можно подразделить на группы:
- отражающие несформированность фонематического слуха;
- связанные с недоразвитием навыков звукового анализа;
- вызванные недостатками развития лексико-грамматического строя речи.
Что мы используем в работе?:
Постоянно следим за качеством произношения звуков детьми, требуем от них утрированного, чёткого произношения корригирующих звуков. Привлекаем внимание учащ-ся к механизму образования звуков, фиксируем их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.
Формируем навыки звукового анализа:
- узнавание звука в разных положениях в слове;
- вычленение звуков на слух;
- сопоставление звуков;
- упражняемся в определении количества, последовательности звуков в слове.
Мы фиксируем внимание детей на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждаем неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, реагируем на него; следует упражнять детей в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах, использовать предметные и сюжетные картинки, практическую деятельность.
Обращаем внимание на смыслоразличительную функцию словообразования и словоизменения, сравнивать смысловую и морфологическую сторону родственных слов, упражнять детей в моделировании слов с заданным смысловым признаком построения предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-практической демонстрации и др.
Несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащ-ся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи детей ЗПР длителен и осуществляется в рамках каждого учебного предмета.
Необходимо обратить внимание на упражнения и приёмы, которые мы применяем:
- на целенаправленное обучение построению связного высказывания;
- на развитие представления о слове и предложении;
- (составление предложений на 2-3 слов) с опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в предложении; составление графической схемы предложения, пиктограммы;
- на формирование практических представлений в связном высказывании (рассказе), для чего используются сравнения: рассказа и набора не связанных между собой предложений; рассказа и отдельной его части; рассказа и набора слов из него.
Используем картинки, сюжет рассказа и сюжет отдельных предложений, графические схемы и предметные картинки.
Схема помогает ученикам целенаправленно воспринимать, затем анализировать и воспроизводить рассказ.
Рассказ: Таня шла в аптеку. Около аптеки она увидела щенка. Щенок подбежал к Тане. Она взяла щенка домой.
Задание: расположить представленные на наборном полотне картинки в той последовательности, в какой рассказывается о событии.
- Девочка.
- Аптека.
- Аптека.
- Щенок.
- Щенок.
- Девочка.
- Девочка.
- Дом.
На схеме показана смысловая организация.
Мы эффективно используем упражнения, в занимательной форме, например, такие:
1. «Найти ошибку». На наборном полотне выставлены в определённом порядке сюжетные картинки. Дети вместе с нами устанавливают правильность расположения картинок. Затем читаем рассказ, и « допускаю ошибку» в изложении последовательности событий. Дети должны обнаружить эту «ошибку». Затем рассказ воспроизводится детьми.
2. «Найти лишнюю картинку». На наборном полотне устанавливают две-три сюжетные картинки, объединенные единой темой, а также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю, восстановить последовательность событий и составить рассказ по ним.
3. Имеются два набора сюжетных картинок, которые смешаны. Детям предлагается разделить картинки на две группы по сюжету (что к нему относится) и составить по одному из наборов рассказ, восстановив порядок картинок.
4. На наборном полотне выставлена серия сюжетных картинок. Дети восстанавливают их последовательность.
5. В один столбик написаны отдельные слова, например, Катя, дети, Миша. В другой – предложения, в которых отсутствует подлежащее:
_____________ пошли в лес; __________ увидела белку __________ собирал ягоды.
Задание: пользуясь словами из первого столбика, составить целое предложение.
6. Незаконченные предложения дополнить с помощью сюжетных картинок.
- Наступила ______________.
- Выпало много _____________.
- Катя и Коля лепили _____________.
- Саша и Миша катались ____________.
7. В первом столбике помещены незаконченные предложения, например:
- Около дома ________;
- У Жени __________;
- На столе _________;
- В лесу _________.
В другом столбике даны слова: лыжи, ножи, лужи, ежи.
Задание: подобрать по смыслу недостающие слова.
8. Даны три-четыре предлога, например: под, над, около и отдельные предложения с пропущенными предлогами:__________ куста Ваня нашёл гриб; __________ кустами сидел ёжик; _________ кустами летали осы.
Задание: к каждому предложению подобрать предлог.
Систематическая работа над оформлением высказываний, требование доказательности, обоснованности ответов позволяют достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся,в обогащении её сложных действиях разнообразны, например : синтаксическими конструкциями.
Мы учим детей к точности в употреблении слов. Приёмы работы над расширением словарного запаса, уточнение представлений учащ-ся о свойствах и действиях разнообразны, например:
Всему классу предлагаем подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или действие предмета.
Называем несколько свойств, качеств или действий, характерных для какого-либо предмета или явления. Учащиеся должны назвать это явление, указать его свойства или рассказать, какие действия оно производит. Например: вой, свист, дует, срывает, поднимает и т., д.,- ветер.
Выбрать из списка слов те, которые наиболее точно выражают действия или состояние наблюдаемого объекта, например: дождь- моросит, идёт, льёт; снег- пошёл, посыпал, повалил; снежинки- падают, порхают, кружат, вьются.
Подбираем слова, соответствующие такими явлениями природы, как дождь, ветер, снег, метель: колючий, проливной, порывистый, сильный, сыплет, льёт, кружит, дует.
В процессе составления коллективного рассказа перед каждым учеником ставим задачу и даём свой, отличающийся от других ответ на вопрос.
К ответам детей относимся бережно, каждого выслушиваем до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребёнку почувствовать, что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую активность и уверенность в себе.
При выборе заданий нами осуществляется индивидуальный подход с учётом уровня речевой подготовки учащ-ся.
При прослушивании подготовленных рассказов предлагаем учащ-ся высказать свои замечания: соблюдая правильную последовательность, интересный ли получился рассказ, а если его было трудно слушать, то почему.
При обобщении знаний об объекте, явлениях природы и т., д., используем сюжетные картинки, таблицы, содержащие план рассказа или рассказывающие его основное содержание. Проблема взаимодействия различных специалистов для успешной реализации задач воспитательного и образовательного процесса на сегодняшний день приобретает особую актуальность. Система оказания помощи детям с нарушениями речи и ЗПР определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной и устной речи не единственная причина дезадаптации таких детей.
В коррекционно- воспитательной работе были предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь является комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром, психологом, логопедом, учителем и воспитателем.
Речевые нарушения очень часто являются симптомом нервных и нервно-психических заболеваний. Коррекция речевых нарушений носит комплексный медико-психологический характер. Совместная деятельность осуществляется путем решения задач:
- изучения литературы по проблематике совместной деятельности воспитателя и учителя.
- создание единой системы обследования детей.
- планирование коррекционно-педагогической работы в соответствии с нарушениями.
- соединение лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работы.
Содержанием работы учителя и воспитателя является выявление уровня сформированности индивидуально-психологических и личностных особенностей (преобладающее настроение, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, способность к овладению навыками в специально организованной и свободной и учебной деятельности, определение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, диагностика состояния различных навыков воспитанников в целях составления коррекционно педагогической программы их развития и воспитания (принцип взаимосвязи диагностики и коррекционной работы)). Основным методом, позволяющим выявить эти особенности, является наблюдение (включенное и невключенное)
Как указывалось выше, любое психофизическое нарушение или отклонение сопровождается нарушением или отставанием в речевом развитии. Отсюда понятна значимость сотрудничества воспитателя с учителем и с логопедом.
Наиболее тесно воспитатель сотрудничает с учителем. Их совместная работа направлена реализацию индивидуального подхода в обучении, воспитании и развитии каждого воспитанника. Учитель рекомендует наиболее эффективные методы работы с тем или иным ребенком. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на уроках, учит пользоваться способами и приемами в самостоятельной деятельности.
Совместно проводится анализ динамики развития воспитанников, обсуждается ход реализации индивидуальных программ развития каждого ребенка. При этом воспитатель может рекомендовать внести существенные изменения, так как имеет возможность видеть детей не только в процессе организованного обучения, но и в свободной деятельности, в ходе общения со сверстниками. Учитель совместно с воспитателем планирует проведение экскурсий и прогулок, подготавливающих или способствующих закреплению полученных знаний. Также совместно планируется и различные праздники.
Литература:
- С.Г.Шевченко. «Подготовка к школе». Москва: «Школьная Пресса», 2004 г.
- О.Н.Овчар «Формируем личность и речь дошкольников». Москва: Издательство «Гном и Д», 2005 г.
- Л.Н.Баряева «Интегративная модель». Санкт-Петербург НОУ «Союз», 2005 г.
- «Диагностика и коррекция в образовании детей с заданной психологического развития». Москва « Издательство НЦ ЭНАС», 2006 г.
- Г.А.Мишина «Коррекционная и специальная педагогика». Москва Форум-Инфра-М, 2007.