Урок биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс ракообразных. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Задачи:

  • познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия;
  • обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
  • продолжить формирование умений наблюдать, распознавать членистоногих в природе, на таблицах, рисунках, в коллекциях, сравнивать их между собой;
  • развивать умения работать с учебником.

Оборудование: набор отдельных букв – членистоногие (комплект на стол), презентация “Тип Членистоногих”, медиапроектор, образцы речного рака (засушенные).

План урока

I. Активизация познавательной деятельности.

- Перед тем, как мы с вами познакомимся с темой нашего урока, я прошу вас выполнить следующее задание: из букв, что лежат на столах, составьте слово (это слово “членистоногие”). Итак, тема нашего урока “Особенности строения членистоногих. Класс Ракообразных” (запись в тетради).

- Прежде, чем приступить к изучению Членистоногих, заполните схему “Знаю – хочу узнать – узнал” о них (в тетради):

Знаю| хочу узнать |узнал

 - Мир животных на Земле огромен и разнообразен. Многообразие животных проявляется в форме их тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания и во многом другом. Различия животных по этим признакам лежат в основе деления их на группы. Классификацию животных и количественное соотношение видов разных групп можно увидеть на следующем слайде № 2 (см. Приложение 1).

- С представителями каких типов животного царства мы уже знакомы?

- Назовите представителей названных типов.

- На диаграмме видно, что эти животные в совокупности занимают лишь небольшую часть всего животного мира. А большую часть среди всех животных имеют членистоногие животные.

Членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих, или более 2\3 всех видов животных.

- Как можно объяснить такое явление?

III. Изучение нового материала.

- Среди всех групп животных тип членистоногих выделяется наибольшим разнообразием приспособлений к самым разным условиям обитания, изумительным богатством и огромным числом видов. Они живут во всех морях и океанах – и в толще воды (Приложение 1, сл. 3) , и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают во всевозможных пресных водоёмах, некоторые виды приспособились обитать в очень солёных водоёмах, некоторые – в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособились и к жизни вне воды – на суше (Приложение 1, сл. 4), где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие – паразиты (Приложение 1, сл. 5), постоянные или временные, наружные или внутренние. Иногда они столько изменяются под влиянием паразитического образа жизни, что даже перестают быть похожими на членистоногих.

- Рассмотрите представителей типа членистоногих на стр. 144 – 145 учебника и ответьте на вопрос: где в природе можно встретить изображённых на рисунке членистоногих?

- Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Велико их разнообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

- Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?

- Используя материал учебника на стр. 144, познакомьтесь с особенностями строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития, подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Какие классы включает в себя этот тип животных? Проверь себя (Приложение, сл. № 6, 7)

IV. Особенности строения ракообразных.

1. Лабораторная работа “Внешнее строение речного рака”.

- Рассмотрите речного рака и заполните 2 – 8 строки таблицы (Приложение 1, сл. № 8 – отделы тела речного рака; № 9 – внешнее строение речного рака, № 10 – особенности строения органа зрения речного рака, № 11 – строение покрова речного рака).

Тип Членистоногих.

Признаки. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.
1. Численность.      
2. Среда обитания.      
3. Части тела.      
4. Количество ходильных ног.      
5. Наличие крыльев.      
6. Количество усиков.      
7. Органы зрения.      
8. Скелет.      
9. Особенности пищеварительной системы.      
10. Особенности кровеносной системы.      
11. Особенности дыхательной системы.      
12. Особенности выделительной системы.      
13. Особенности нервной системы.      
14. Особенности размножения.      
15. Особенности развития.      
16. Роль в природе.      
17. Роль в жизни человека.      
18. Специфические особенности.      

- Используя имеющиеся знания, закончите логическую цепочку:

панцирь речного рака хитиновый - ___________ – поэтому раки линяют

2. Пользуясь дальнейшими слайдами, закончите заполнение графы таблиц о ракообразных (Приложение 1, сл. № 12 - 13 - внутренне строение речного рака, № 14 – особенности размножения и развитие рака, сл. № 15 – многообразие ракообразных и их роль в природе, сл. № 16 – класс ракообразных и его отряды.

V. Закрепление нового материала.

- Проверь себя (Приложение 1, сл. № 17, правильные ответы – сл. № 18).

- Дополните план рассказа об общей характеристике типа Членистоногих, записав необходимую информацию в предлагаемую схему:

  1. Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.
  2. Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .
  3. У всех животных данного типа _______________ симметрия тела.
  4. Тело разделено на _______________________________________.
  5. Покровы_______________________________________________ .
  6. Способ смены покровов: __________________________________.
  7. Органы чувств: зрение -_____, обоняние - ____, осязание ______.

- Вернитесь к своей схеме, которую вы заполняли в начале урока. Всё ли вы выполнили по этой схеме?

VI. Домашнее задание:

  1. Прочитать стр. 144 – 151,
  2. По желанию:
    - приготовить доклад о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
    - составить кроссворд (криптограмму, ребус и т.п.), используя новые термины по классу ракообразных.

Примечание: слайды № 19 – 21 приложения 1 предназначены для повторения и закрепления домашнего задания на следующем уроке.

Приложение 2