Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике образования. С началом 21 века становиться все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Обучение школьников специальным знаниям ,а также развитие у них общих умений и навыков ,необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.
1 Развитие умений видеть проблему.
Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление. Для развития можно этого можно использовать специальные упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Задание “Посмотрите на мир чужими глазами”. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Читаем детям неоконченный рассказ: “В четвертом классе просто “эпидемия” - все играют в космических пришельцев…”.
Предлагается продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, директора школы, одного из космических пришельцев.
Использую методику известного психолога Эдварда де Боно “Метод шести думательных шляп”. Предлагаю ученикам не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап четко фиксировать в сознании, предлагается мысленно снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задает определенное направление мышлению.
Шляпы
- Белая-факты, цифры и информация.
- Красная-эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
- Черная-осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
- Желтая-преимущества, выгода.
- Зеленая-исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы.
- Синяя-размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.
2 Развитие умений выдвигать гипотезы.
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.
Задание “Давайте вместе подумаем”:
- Как птицы узнают дорогу на юг?
- Почему течет вода?
- Почему самолеты летают?
Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих что бы случилось в результате.
3 Развитие умений задавать вопросы.
В процессе обучения детей искусству задавать вопросы также существует своя иерархическая лесенка.
Куда дальше? Вопрос, ориентированный на будущее Что правильно, а что нет? Что, было бы, если бы? Что я чувствую, что я знаю? Почему, что, как, что делает? Кто, как, что, где, когда? |
Оценочный вопрос Воображаемый вопрос субъективный вопрос Каузальный вопрос Описательный вопрос |
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа и приобщает его к умственному труду.
4 Развитие умений давать определения понятиям.
Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.
Определение решает следующие задачи:
- отличить и ограничить предмет от всех иных;
- раскрыть сущность предмета.
5 Развитие умений и навыков экспериментирования.
Эксперимент - важнейший из методов исследования. Так именуется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.
Приведу одну ситуацию, описывающею экспериментирование.
Эксперимент “Определяем плавучесть предметов” .
Предлагаем детям собрать по 10 самых разных предметов.Это могут быть самые неожиданные предметы, например: яблоко, камень, морская раковина, гвоздь и другие.
Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы и проверить.
Вопросы:
- Все ли они легкие?
- Все ли они одинаково держатся на воде?
- А что произойдет ,если мы соединим плавающий и неплавающий предметы?
Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту.
В своей работе применяю различные методы и приемы поисковой активности младших школьников:
- экскурсии как способ стимулирования поисковой активности;
- коллективные игры как средство развития исследовательского поведения;
- коллекционирование как исследовательская практика ребенка;
- проекты и проектирование;
- экспресс –исследования;
Для оформления детских исследовательских работ используем “Папку исследователя”
Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская работа должна учитывать потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.
Литература: Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2006. – 208 с.