Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. По данным статистики 80% детей младшего школьного возраста Пермского края подвержены различным заболеваниям. Например, 16,8 % детей имеют заболевания лор - органов, 9,1% - органов чувств, гастритом болеют 17% детей, 69 % детей имеют хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения. Почему так происходит? Видимо дело в том что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

Таким образом, мы видим, что в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования. По результатам исследований российских психологов в среднем дети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаны достигать определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем (болит живот, голова), так же появляются трудности в учении.

В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи , боязнь ответа у доски, закрытость. то те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью?

Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьезное внимание должна уделять школа. Например, на уроке физической культуры активно работают те дети, которые мотивированы на участие. Остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк и так далее). Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два – три урока неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку сохранять собственное здоровье. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь детям полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья.

Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Помимо этого проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Когда я приняла 1 класс, большинство детей, имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы.

Поэтому я выбрала проблемную тему по формированию здорового образа жизни младших школьников и поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

  • увеличение двигательной активности учащихся на уроке; предупреждение утомляемости (т. е. проведение оздоровительных пауз во время уроков);
  • воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены;
  • ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Я считаю, что формирование здорового образа жизни должно проходить в единстве с окружающей средой. Поэтому в центр работы по этому направлению я ставлю семью и образовательное учреждение

Исходя из этого, работа по формированию здорового образа жизни реализуется через:

  • проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры;
  • внеклассную работу;
  • работу с родителями.

При этом учитель должен быть и активным организатором, и советчиком. Поэтому работу над данной проблемой я начала с изучения научной, медицинской и педагогической литературы.

Анализируя весь материал, я выделила несколько самых важных компонентов здорового образа жизни. Ими являются:

  1. Ежедневная двигательная активность учащихся
  2. Ежеурочная физическая пауза
  3. Рациональное питание.
  4. Соблюдение правил личной гигиены.
  5. Соблюдение рационального режима суток
  6. Отказ от вредных привычек
  7. Безопасное поведение на улице, в игре
  8. Профилактические упражнения.

Из них главным, на что я обращаю особое внимание, является проведение мероприятий по сохранению здоровья. На которых должны закладываться: навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, рационального питания, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, просветительской деятельности, изучение особенностей своего организма. А также проведение оздоровительных минут во время урока, устранение перегрузок, повышение интереса к предмету.

Оздоровительные минутки включают физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук и стоп, для снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

1. Например, во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение. Положение детей может быть различным:

-стоя у парты

-сидя за партой

-стоя у тренажера

2. Второе, можно использовать “Экологический календарь”. На задней стене классной комнаты должен быть изображен пейзаж местности. В этот пейзаж можно помещать необходимый учебный материал, пригласить детей пройти к пейзажу и прочитать, например прикрепленные там слоги, слова с изученными буквами.

3.Часть урока (3-5 минут) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение .

4.Выполнив задание учителя, ученик встает. Таким образом, сменив позу сидения на позу стояния, ребенок отдыхает, а учитель может ориентироваться, как быстро дети справляются с учебной задачей.

5.Учитель ведет урок не только стоя у доски классной комнаты, а может находиться в любой части класса, Ученики в свою очередь вынуждены поворачиваться вслед за учителем, вращать головой (можно рекомендовать часть необходимого к уроку оборудования размещать с этой целью в разных местах класса).

6.Учитель приглашает всех учащихся пройти к разным местам классной комнаты (к своему столу, к доске, к карте, к выставке книг и. т. д. ) и организует там обучение со всем классом.

Из перечисленных элементов каждый учитель может использовать то, что ему нравится.

Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Такие мероприятия дают особое удовольствие ,если в них участвуют и родители. Работу с родителями я начинаю с выступления на первом родительском собрании на тему “Формирование у детей основ здорового образа жизни”. Также провожу беседы : “Игра - как фактор движения детей”, “Как вести здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, такие как “Папа, мама и я- спортивная семья.”, “Самая спортивная семья”.

Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

В заключении хочется отметить, что работа по формированию здорового образа жизни дали положительные результаты:

- повысилась двигательная активность, что показывает участие детей в соревнованиях, играх. Количество учащихся, посещающих спортивные кружки тоже увеличилось;

- по опросам детей и родителей увеличилось количество детей выполняющих утреннюю зарядку;

- увеличилось количество семей, занимающихся спортом. Это можно проследить по количеству семей, участвующих в совместных спортивных мероприятиях. Например, в празднике “ Папа, мама и я - спортивная семья” наш класс занял первое место;

- проведенные занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, принесли детям чувство удовлетворения, радости, на котором не было равнодушных и скучающих. После этих занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становились более требовательными и заботливыми друг-другу;

- значительно сократилось количество простудных заболеваний, и количество пропусков по болезни.

Для проведения оздоровительных занятий и расширения знаний и навыков по здоровому образу жизни я пользуюсь методической литературой под названием “Новые 135 уроков здоровья, школа докторов природы”. Авторы Н. А. Лемяскина, Л. А. Обухова, О. Е. Жиренко. А также пользуюсь книгой В. И. Ковалько “ Школа физкультминуток”, в которой даны физкультминутки на разных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения, двигательный режим учащихся, физпаузы при выполнении домашних заданий.