Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики. Однако, профильные классы создаются, как правило на третьей ступени обучения и учащиеся, обучавшиеся до этого в общеобразовательных классах, испытывают большие затруднения.
Решению данной проблемы могут способствовать классы "мягкой профилизации" (подготовительные классы), которые могут формироваться с пятого класса. Уже к восьмому классу учащиеся имеют возможность оценить привлекательность математики, ее интеллектуальную эстетику, широкое разнообразие интересных математических задач. Именно в этом возрасте целесообразно начинать систематическую подготовку учащихся к дальнейшему продолжению образования в профильном классе. Эти обстоятельства определяют роль 8-9 классов в системе подготовки к изучению математики в профильном классе как ориентационного этапа. Учащиеся подготовительных классов должны владеть всем материалом, входящим в общеобразовательный курс математики, а минимальный уровень требований должен совпадать с уровнем требований к учащимся общеобразовательных классов. В то же время достижение учащимися лишь обязательного уровня на этом этапе должно служить сигналом того, что нецелесообразно на следующей ступени обучения выбирать профиль, связанный с углубленным изучением математики.
В нашей школе такой класс был создан на основе отбора учащихся из пяти 7-х классов. Комплектование класса осуществлялось из числа учащихся, посещавших математический кружок в 5-7 классах, участвовавших в олимпиадах, а также набравших достаточное количество баллов по результатам рейтинговой контрольной работы по математики и желающих обучаться в профильном классе.
Целью работы с учащимися вновь созданного класса на протяжении двух лет является:
- развитие интереса к математике до познавательного уровня;
- формирование математической базы знаний, достаточной для последующего изучения математики в профильном классе;
- развитие математических способностей учащихся.
Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:
- Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
- Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
- Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися.
- Содержание изучаемого материала: включение разделов, которым в общеобразовательном курсе математики уделяется недостаточное внимание, решение нестандартных задач и задач повышенной трудности, демонстрация многочисленных приложений математики.
- Особую роль в подготовке учащихся дальнейшему обучению в профильном классе.