Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1. Образовательные:
- Вывести формулы квадрата суммы, квадрата разности.
- Сформировать умения применения на практике формул сокращенного умножения.
- Сформировать целостную систему полученных знаний.
2. Воспитательные:
- Воспитание интереса к предмету, активности, настойчивости, навыков общения, взаимопомощи.
3. Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, самостоятельности, математической речи, логической мыслительной деятельности.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Подготовка к активной и сознательной деятельности.
- Основная часть урока: изучение нового материала.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Ход урока
1. Организационный этап.
Проверить готовность учащихся к уроку, объявить тему и цели урока: вывести формулы сокращенного умножения – квадрата суммы и квадрата разности, отработать умение на практике применять эти формулы.
2. Подготовка к активной и сознательной деятельности.
- Что такое одночлен?
- Как перемножить два одночлена?
- Как возвести одночлен в степень?
- Что такое многочлен?
- Как перемножить два многочлена?
- Назовите квадрат числа: 5; 2a; х3; у; 4b.
- Найдите удвоенное произведение чисел: 2 и 6; 4а и 5; х2 и 3y.
- Прочитайте грамотно выражение: (х + y)2; а3; (2 – а)2; 2cd; (4a + 7)2; b2; (m – 5)2; x2 – y2;c2 – 4; 2ab; a2 + b2.
3. Основная часть урока: изучение нового материала.
Учащиеся заранее разбиваются по группам (4 – 5 человек). Каждой группе дается карточка с заданием.
Найти произведение двучлена на двучлен:
(a + b)∙(a + b); (m – n)∙(m – n); (c + d)∙(c + d); (x – 2)∙(x – 2).
На доске:
После выполнения задания, на доску заносятся учителем правильные ответы (столбец 3) с помощью представителей групп.
Учитель обращается к ребятам с вопросами:
1. Как по-другому можно записать произведение числа само на себя?
Сделаем вывод: Произведения, стоящие в 1 столбце, можно заменить на квадраты этих двучленов.
Учитель вместе с учащимися заполняет 2 столбец.
2. Какую закономерность вы заметили в 3 столбце?
Сделаем вывод: При умножении двучлена на двучлен, после алгебраических преобразований получается выражение на первом месте, в котором стоит квадрат первого числа, на втором – удвоенное произведение первого числа на второе, на третьем – квадрат второго числа.
3. Что можно сказать о знаке перед удвоенным произведением чисел?
4. Так чему равен квадрат суммы и разности двух чисел?
Учащиеся по желанию проговаривают каждый пример из таблицы.
Учитель предлагает учащимся записать в тетрадях формулы квадрата суммы и разности.
5. А как вы думаете, почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
Учитель предлагает каждой группе выполнить задание:
- Проговорить, чему равен квадрат суммы и разности двух чисел.
- Преобразуйте выражение (4х +у)2, (а - в)2.
4. Контроль и самопроверка знаний.
Учащиеся занимают свои места за партами и выполняют задания по вариантам. Тот, кто первый выполнит правильно задание, становится консультантом и помогает тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания.
Задание: Раскройте скобки.
а) (x – 9)2 [ (7 + y)2 ]
б) (3 + 2а)2 [ (4b – 5)2 ].
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
§ 22, № 370 (2,4), №374 (2,4) – представить число в виде суммы или разности двух чисел.
6. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Оценки за урок.
Успешно ли для вас прошел урок?
Какие этапы урока вызвали затруднения, прошли легко, понравились?