Лекция "Гипертекст". Методическая разработка

Разделы: Общепедагогические технологии


Гипертекст, или «сверх» текст, отличается следующими  признаками:

1. Несёт большой объём информации.
2.  Содержит достаточно информации.
3.  Включает научные понятия.
4.  Сложен для  самостоятельного изучения.

Лекция-гипертекст успешно может быть использована на уроках изучения нового материала  и закрепления  в целях  восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний).

С гипертекстом имеется свой  алгоритм  работы.

1. Организация деятельности.
2. Озвучивание гипертекста.
3. Структурирование гипертекста.
4. Групповая работа над вопросами текста:

а) подготовка вопросов;
б) обмен вопросами;
в) коррекция.

5. Групповая работа над вопросами текста: выполняются те же действия, что  и в пункте 4.

Индивидуальное контрольное задание

На первом этапе преподаватель  ставит или формулирует вместе с учащимися тему  и цель  изучения темы, предъявляет тексты  для работы на уроке.
Это может быть параграф из учебника или специальный печатный текст. Текст должен быть перед каждым учащимся. Далее преподаватель озвучивает гипертекст, а учащиеся следят за его  монологом по своим материалам,  возможно, делают какие-то заметки. Важно, чтобы  речь преподавателя максимально совпадала  с текстом на столах учащихся, содержала те же термины, формулировки  и последовательность изложения, так  как в этот момент на основе зрительного и слухового восприятия  создаются условия  для первичного запоминания  информации. Можно сопровождать свой рассказ  зарисовками, записями на доске, опорными сигналами, записью новых терминов. Следующий этап  учебной  деятельности – структурирование  гипертекста. Преподаватель даёт задание разделить текст на части, найти  границу между ними, выделить главные мысли  и дать названия разделам. В результате   многократного просмотра текста  и приговора  учащиеся  продолжают механически запоминать текст  и начинают понимать логику изложения,  составляют план.

При групповой работе  группы  могут быть организованы  формально  и быстро – три ряда – три группы. Первое  задание  для групп  – за 3–5 минут подготовить пять – семь вопросов к тексту, причём, таких  на которые   в тексте есть  прямой  конкретный  ответ. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и  называть  вслух дословный   или  близкий к тексту ответ. Полезно, если  вопросы повторяются: многократность повторения  позволяет  запоминать слова и  фразы текста. Вопросов – ответов  звучит  столько, сколько нужно, чтобы проговорить  весь текст. При  необходимости  дополнительные вопросы  формулирует  преподаватель, он же корректирует  и  консультирует  учащихся. После этого группы получают новое  задание: подготовить несколько вопросов по тексту, на которые  в тексте  прямого ответа нет, однако, понимая  материал, на  них  можно дать ответ. Группы обмениваются  вопросами, но  ответ на них  находят уже не  в тексте, а в собственных мыслях. Преподаватель  участвует в обсуждении  и  помогает  в осмыслении материала. Эта работа  помогает запоминанию и создаёт условия для  понимания  смысла информации. Завершается урок  индивидуальным  проверочным заданием.
Оно может быть разным  по форме.

Гипертекст имеет  ряд  достоинств:

1. Экономит  учебное время.    Новый материал   изучается  и закрепляется  прямо на уроке.
2. Обеспечивает  долгосрочное запоминание материала, так как опирается  на различные типы памяти, многообразные  приёмы  повторения, активную позицию учащихся на уроке  и учитывают  логику процесса познания.
3. Способствует  развитию учащихся,    так как включает  приёмы, в том  числе групповую деятельность  и  элементы  взаимообучения, которые позволяют учащимся  сознательно понимать информацию.
4. Создаёт условия  для внутренней  дифференциации:  каждый  учащийся  достигает в усвоении  темы  собственной  точки, которая фиксируется  преподавателем во время  индивидуального проверочного задания.

Исследования показали высокую эффективность лекции-гипертекста.

Во-первых, он позволяет систематизировать  большой  объём, трудный  по содержанию материал;
Во-вторых, учащиеся на таких уроках  основательнее и детальнее  усваивают новую информацию за счёт  многократной работы с текстом  и разных способов  работы с материалом.

Эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты:

1.  В учебниках  истории очень мало тем,   которые можно использовать  в качестве готового гипертекста, поэтому  составленный  преподавателем текст обязательно должен оставаться  у  учащихся  надолго.
2.   Работать по данной технологии  следует в системе, регулярно.
3.  При озвучивании гипертекста преподавателем  необходимо придавать  ему эмоциональную окраску, смягчать рациональность звучания, что  позволит  вписать данный  способ проведения  урока  в традиционную  систему работы преподавателя. В этом случае история  для учащихся  будет  интересным  предметом.

Методы работы с лекцией-гипертекстом

Лабораторный метод – вариант практического занятия, которое позволяет формировать устойчивые общеучебные  и специальные  умения (репродуктивные умения). Данный метод эффективен на уроках  вторичного закрепления знаний, выработки умений  по их применению, не имеет возрастных и предметных ограничений.

Проблемное  действие – динамичная, но важная часть метода. В этот момент учащиеся  пробуют выполнить какое-то новое действие и убеждаются, что они  не умеют этого делать или делают плохо. Но нам важен вывод: нужно усвоить данные умения  (ситуация  временной неудачи). Как это правильно сделать, объясняет преподаватель. Он говорит, а учащиеся слушают. При этом  желательно, чтобы учащиеся  ничего не записывали, а преподаватель ничего не демонстрировал. Мы концентрируем  слуховую память. На следующем этапе  преподаватель показывает, как правильно выполняется действие, а учащиеся  наблюдают, не стараясь пока копировать, концентрируясь на зрительном восприятии. Только после того, как преподаватель  рассказал и показал, учащиеся  совершают индивидуальное действие. Вероятно, они допустят ошибки и неточности, поэтому понадобится коррекционная работа. Она будет выстраиваться поэтапно и последовательно.

Парное действие – первый в паре делает, второй – наблюдает, сверяет, исправляет, затем, наоборот.
Часть неточностей будет исправлена, а формирование  умений закреплено.
Групповое действие – один в  группе из 4-х человек делает, а остальные наблюдают и оценивают.
Если  группа учащихся  слабая или умение сложное, действие в группе  выполняет  второй или третий  учащийся. Затем  учащийся демонстрирует  перед всей  группой отработанные действия.

Индивидуальное контрольное действие, как правило, не вызывает затруднений и показывает сформированность умений. Если в проверочную работу включены задания разных уровней, можно оценивать учащихся.   Данный метод высокоэффективен  при правильном использовании. Нельзя разрывать цепочку алгоритма.

Результат достигается  за  счёт:

1) опоры на все типы памяти;
2) многократности и непрерывности повторения;
3) концентрации внимания  на конкретное действие (умение);
4)  использование  индивидуальной и групповой работы;
5) специальное выстраивание  коррекционной работы над ошибками.

Описанные  в данной  разработке  организации учебной деятельности позволяют модернизировать традиционные способы обучения, органично приспособить его к требованиям сегодняшнего дня  и современным направлениям развития образования.

Образец  лекции-гипертекста по теме «Столыпинская  Аграрная  реформа»

Причины  проведения аграрной  реформы:

  • нерешённость аграрного вопроса в ходе первой русской революции
  • отсутствие  социальной  базы  самодержавия в деревне;
  • кризис в сельском хозяйстве  по причине  малоэффективного  помещичьего  и крестьянского хозяйств – тормоз для  индустриализации.

Цели аграрной реформы:

Социально-политические:

  • создание в деревне  прочной опоры  для самодержавия из  крестьян-собственников – фактор  политической стабильности общества;
  • отвлечение  крестьян  от идеи принудительного отчуждения помещичьей земли.

Социально-экономические:

  • разрушение общины, насаждение  частных хозяйств;
  • направление лишних  рабочих рук  из деревни в город, в промышленность.

Экономические:

  • обеспечение  подъёма сельского хозяйства – основа для индустриализации;
  • ликвидация отставания  России от передовых стран.

Указ  от 9 ноября 1906 года стал законом  14 июня  1910 года, который  определил содержание реформы.

I. Содержание реформы

Разрушение крестьянской общины.

II. Пути решения

  • Разрешение  свободного выхода из общины любого домохозяина.
  • Закрепление в частную собственность  наделов.
  • Отруб – единый земельный надел в деревне.
  • Хутор – обособленное крестьянское  хозяйство  за пределами деревни.
  • Для выхода из общины  и скорейшего её разрушения  выходцам нарезали лучшие земли.
  • Вражда между  единоличниками  и крестьянами-общинниками.

III. Переселенческая политика:

Переселение  крестьян за Урал.

Цели:

  • ослабить земельный голод в центре России;
  • отправить безземельных  и бунтующих  крестьян далеко от помещичьих земель.

Льготы переселенцам:

  • освобождение переселенцев от налогов;
  • в собственность передавался участок 15 га  на главу семьи, на остальных членов – 45 га;
  • выдача денежного пособия – 200 рублей на переезд.

Трудности населения:

  • нехватка средств – требовалось  как минимум 500 рублей;
  • сроки оформления переезда  затягивались на годы;
  • под пахоту отводились болотистые и лесные участки;
  • нехватка техники в хозяйстве.

IV. Итоги крестьянской реформы

Положительные итоги

  • из общины выделилось небольшое количество хозяйств;
  • возросли посевные площади;
  • увеличился хлебный экспорт – возросла покупка крестьянами  сельхозмашин;
  • с 1906 по 1914 год  в Сибирь переселилось  3 млн. 40 тысяч человек;
  • освоено 30 млн. десятин пустующих земель Сибири;

Отрицательные черты реформы:

  • от 70 до 90% крестьян, вышедших из общины  сохраняли с ней связи;
  • на крестьянский двор приходилось по 2–4 десятины земли вместо  8 по норме отсталость по-прежнему от передовых стран.

За 1907–1913 годы 25% крестьянских выступлений  было направлено против  реформы.

Причины неудач

  • Реформа Столыпина не имела социальной и политической поддержки.
  • Реформу не поддержали  крестьяне, они  не получили земли.
  • Дворяне считали, что Столыпин – разрушитель вековых устоев.
  • Интеллигенция не простила террора.
  • Интересы рабочих реформа не затронула.
  • Столыпина не интересовали проблемы промышленной буржуазии.
  • Николай 2 боялся ослабления самодержавной власти в реформированной «столыпинской России».
  • П.А.Столыпин – одинокий реформатор.

Уровневое  контрольное задание

Выбери правильный ответ.

1. Какие меры предусматривал правительственный указ от 9ноября 1906 года

1) частичное отчуждение помещичьих земель
2) запрещение свободной купли-продажи земли
3) поощрение выхода крестьян из общины с целью её разрушения

2. Что является одной из главных целей  указа от 9 ноября 1906 года?

1) отвлечение внимания крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель;
2) превращение России в правовое государство;
3)  формирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.

V. Социальный смысл аграрной реформы:

1) разрушение общинной психологии крестьян;
2) формирование широкого слоя мелких буржуазных собственников;
3) ликвидация крупных земельных собственников.

Как бы вы сформулировали главный итог столыпинской аграрной реформы?

Выберите любое  задание и выполните его.

1) Можно ли согласиться с мнением известного монархиста  В.В.Шульгина, что аграрная реформа Столыпина проходила  под лозунгом «Всё для народа – вопреки народу». Аргументируйте свой ответ.

2) Представьте себя  на месте российского крестьянина периода столыпинской  реформы. Как бы  вы ответили на вопросы: почему  вы не  хотите выходить из общины? Почему  вы  возвратились назад из Сибири?

Сравните  аграрную реформу Столыпина с аграрными  программами политических партий. Какая из них могла  бы  поддержать П.А. Столыпина?  Почему? Сравнить – значить найти общее и различное.