Гипертекст, или «сверх» текст, отличается следующими признаками:
1. Несёт большой объём информации.
2. Содержит достаточно информации.
3. Включает научные понятия.
4. Сложен для самостоятельного изучения.
Лекция-гипертекст успешно может быть использована на уроках изучения нового материала и закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний).
С гипертекстом имеется свой алгоритм работы.
1. Организация деятельности.
2. Озвучивание гипертекста.
3. Структурирование гипертекста.
4. Групповая работа над вопросами текста:
а) подготовка вопросов;
б) обмен вопросами;
в) коррекция.
5. Групповая работа над вопросами текста: выполняются те же действия, что и в пункте 4.
Индивидуальное контрольное задание
На первом этапе преподаватель ставит или
формулирует вместе с учащимися тему и цель
изучения темы, предъявляет тексты для работы
на уроке.
Это может быть параграф из учебника или
специальный печатный текст. Текст должен быть
перед каждым учащимся. Далее преподаватель
озвучивает гипертекст, а учащиеся следят за
его монологом по своим материалам,
возможно, делают какие-то заметки. Важно,
чтобы речь преподавателя максимально
совпадала с текстом на столах учащихся,
содержала те же термины, формулировки и
последовательность изложения, так как в этот
момент на основе зрительного и слухового
восприятия создаются условия для
первичного запоминания информации. Можно
сопровождать свой рассказ зарисовками,
записями на доске, опорными сигналами, записью
новых терминов. Следующий этап учебной
деятельности – структурирование
гипертекста. Преподаватель даёт задание
разделить текст на части, найти границу между
ними, выделить главные мысли и дать названия
разделам. В результате многократного
просмотра текста и приговора учащиеся
продолжают механически запоминать текст и
начинают понимать логику изложения,
составляют план.
При групповой работе группы могут быть
организованы формально и быстро – три
ряда – три группы. Первое задание для
групп – за 3–5 минут подготовить пять – семь
вопросов к тексту, причём, таких на
которые в тексте есть прямой
конкретный ответ. Группы обмениваются
вопросами, продолжая искать и называть
вслух дословный или близкий к тексту
ответ. Полезно, если вопросы повторяются:
многократность повторения позволяет
запоминать слова и фразы текста. Вопросов –
ответов звучит столько, сколько нужно,
чтобы проговорить весь текст. При
необходимости дополнительные вопросы
формулирует преподаватель, он же
корректирует и консультирует учащихся.
После этого группы получают новое задание:
подготовить несколько вопросов по тексту, на
которые в тексте прямого ответа нет,
однако, понимая материал, на них можно
дать ответ. Группы обмениваются вопросами,
но ответ на них находят уже не в тексте,
а в собственных мыслях. Преподаватель
участвует в обсуждении и помогает в
осмыслении материала. Эта работа помогает
запоминанию и создаёт условия для
понимания смысла информации. Завершается
урок индивидуальным проверочным заданием.
Оно может быть разным по форме.
Гипертекст имеет ряд достоинств:
1. Экономит учебное время. Новый
материал изучается и закрепляется
прямо на уроке.
2. Обеспечивает долгосрочное запоминание
материала, так как опирается на различные
типы памяти, многообразные приёмы
повторения, активную позицию учащихся на
уроке и учитывают логику процесса
познания.
3. Способствует развитию учащихся,
так как включает приёмы, в том числе
групповую деятельность и элементы
взаимообучения, которые позволяют учащимся
сознательно понимать информацию.
4. Создаёт условия для внутренней
дифференциации: каждый учащийся
достигает в усвоении темы собственной
точки, которая фиксируется преподавателем во
время индивидуального проверочного задания.
Исследования показали высокую эффективность лекции-гипертекста.
Во-первых, он позволяет систематизировать
большой объём, трудный по содержанию
материал;
Во-вторых, учащиеся на таких уроках
основательнее и детальнее усваивают новую
информацию за счёт многократной работы с
текстом и разных способов работы с
материалом.
Эффективность метода возрастает, если учесть следующие моменты:
1. В учебниках истории очень мало
тем, которые можно использовать в
качестве готового гипертекста, поэтому
составленный преподавателем текст
обязательно должен оставаться у
учащихся надолго.
2. Работать по данной технологии
следует в системе, регулярно.
3. При озвучивании гипертекста
преподавателем необходимо придавать ему
эмоциональную окраску, смягчать рациональность
звучания, что позволит вписать данный
способ проведения урока в традиционную
систему работы преподавателя. В этом случае
история для учащихся будет
интересным предметом.
Методы работы с лекцией-гипертекстом
Лабораторный метод – вариант практического занятия, которое позволяет формировать устойчивые общеучебные и специальные умения (репродуктивные умения). Данный метод эффективен на уроках вторичного закрепления знаний, выработки умений по их применению, не имеет возрастных и предметных ограничений.
Проблемное действие – динамичная, но важная часть метода. В этот момент учащиеся пробуют выполнить какое-то новое действие и убеждаются, что они не умеют этого делать или делают плохо. Но нам важен вывод: нужно усвоить данные умения (ситуация временной неудачи). Как это правильно сделать, объясняет преподаватель. Он говорит, а учащиеся слушают. При этом желательно, чтобы учащиеся ничего не записывали, а преподаватель ничего не демонстрировал. Мы концентрируем слуховую память. На следующем этапе преподаватель показывает, как правильно выполняется действие, а учащиеся наблюдают, не стараясь пока копировать, концентрируясь на зрительном восприятии. Только после того, как преподаватель рассказал и показал, учащиеся совершают индивидуальное действие. Вероятно, они допустят ошибки и неточности, поэтому понадобится коррекционная работа. Она будет выстраиваться поэтапно и последовательно.
Парное действие – первый в паре делает, второй
– наблюдает, сверяет, исправляет, затем,
наоборот.
Часть неточностей будет исправлена, а
формирование умений закреплено.
Групповое действие – один в группе из 4-х
человек делает, а остальные наблюдают и
оценивают.
Если группа учащихся слабая или умение
сложное, действие в группе выполняет
второй или третий учащийся. Затем учащийся
демонстрирует перед всей группой
отработанные действия.
Индивидуальное контрольное действие, как правило, не вызывает затруднений и показывает сформированность умений. Если в проверочную работу включены задания разных уровней, можно оценивать учащихся. Данный метод высокоэффективен при правильном использовании. Нельзя разрывать цепочку алгоритма.
Результат достигается за счёт:
1) опоры на все типы памяти;
2) многократности и непрерывности повторения;
3) концентрации внимания на конкретное
действие (умение);
4) использование индивидуальной и
групповой работы;
5) специальное выстраивание коррекционной
работы над ошибками.
Описанные в данной разработке организации учебной деятельности позволяют модернизировать традиционные способы обучения, органично приспособить его к требованиям сегодняшнего дня и современным направлениям развития образования.
Образец лекции-гипертекста по теме «Столыпинская Аграрная реформа»
Причины проведения аграрной реформы:
- нерешённость аграрного вопроса в ходе первой русской революции
- отсутствие социальной базы самодержавия в деревне;
- кризис в сельском хозяйстве по причине малоэффективного помещичьего и крестьянского хозяйств – тормоз для индустриализации.
Цели аграрной реформы:
Социально-политические:
- создание в деревне прочной опоры для самодержавия из крестьян-собственников – фактор политической стабильности общества;
- отвлечение крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьей земли.
Социально-экономические:
- разрушение общины, насаждение частных хозяйств;
- направление лишних рабочих рук из деревни в город, в промышленность.
Экономические:
- обеспечение подъёма сельского хозяйства – основа для индустриализации;
- ликвидация отставания России от передовых стран.
Указ от 9 ноября 1906 года стал законом 14 июня 1910 года, который определил содержание реформы.
I. Содержание реформы
Разрушение крестьянской общины.
II. Пути решения
- Разрешение свободного выхода из общины любого домохозяина.
- Закрепление в частную собственность наделов.
- Отруб – единый земельный надел в деревне.
- Хутор – обособленное крестьянское хозяйство за пределами деревни.
- Для выхода из общины и скорейшего её разрушения выходцам нарезали лучшие земли.
- Вражда между единоличниками и крестьянами-общинниками.
III. Переселенческая политика:
Переселение крестьян за Урал.
Цели:
- ослабить земельный голод в центре России;
- отправить безземельных и бунтующих крестьян далеко от помещичьих земель.
Льготы переселенцам:
- освобождение переселенцев от налогов;
- в собственность передавался участок 15 га на главу семьи, на остальных членов – 45 га;
- выдача денежного пособия – 200 рублей на переезд.
Трудности населения:
- нехватка средств – требовалось как минимум 500 рублей;
- сроки оформления переезда затягивались на годы;
- под пахоту отводились болотистые и лесные участки;
- нехватка техники в хозяйстве.
IV. Итоги крестьянской реформы
Положительные итоги
- из общины выделилось небольшое количество хозяйств;
- возросли посевные площади;
- увеличился хлебный экспорт – возросла покупка крестьянами сельхозмашин;
- с 1906 по 1914 год в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тысяч человек;
- освоено 30 млн. десятин пустующих земель Сибири;
Отрицательные черты реформы:
- от 70 до 90% крестьян, вышедших из общины сохраняли с ней связи;
- на крестьянский двор приходилось по 2–4 десятины земли вместо 8 по норме отсталость по-прежнему от передовых стран.
За 1907–1913 годы 25% крестьянских выступлений было направлено против реформы.
Причины неудач
- Реформа Столыпина не имела социальной и политической поддержки.
- Реформу не поддержали крестьяне, они не получили земли.
- Дворяне считали, что Столыпин – разрушитель вековых устоев.
- Интеллигенция не простила террора.
- Интересы рабочих реформа не затронула.
- Столыпина не интересовали проблемы промышленной буржуазии.
- Николай 2 боялся ослабления самодержавной власти в реформированной «столыпинской России».
- П.А.Столыпин – одинокий реформатор.
Уровневое контрольное задание
Выбери правильный ответ.
1. Какие меры предусматривал правительственный указ от 9ноября 1906 года
1) частичное отчуждение помещичьих земель
2) запрещение свободной купли-продажи земли
3) поощрение выхода крестьян из общины с целью её разрушения
2. Что является одной из главных целей указа от 9 ноября 1906 года?
1) отвлечение внимания крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель;
2) превращение России в правовое государство;
3) формирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
V. Социальный смысл аграрной реформы:
1) разрушение общинной психологии крестьян;
2) формирование широкого слоя мелких буржуазных
собственников;
3) ликвидация крупных земельных собственников.
Как бы вы сформулировали главный итог столыпинской аграрной реформы?
Выберите любое задание и выполните его.
1) Можно ли согласиться с мнением известного монархиста В.В.Шульгина, что аграрная реформа Столыпина проходила под лозунгом «Всё для народа – вопреки народу». Аргументируйте свой ответ.
2) Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской реформы. Как бы вы ответили на вопросы: почему вы не хотите выходить из общины? Почему вы возвратились назад из Сибири?
Сравните аграрную реформу Столыпина с аграрными программами политических партий. Какая из них могла бы поддержать П.А. Столыпина? Почему? Сравнить – значить найти общее и различное.