"Имя твое". Материалы к уроку по изучению в разделе "Имя существительное" имен собственных или к внеклассному занятию по русскому языку)

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, воспитывать бережное отношение к имени.

1. В начале занятия можно отгадать загадки.

  • Что принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
  • Тебе дано, а люди пользуются?
  • Что у всех есть? (имя)

2. Затем следует рассказ о путях образования имен.

Наши предки были очень суеверные и боялись вредного действия своих или чужих похвал. Им казалось, что если они назовут своего ребенка красивым, нежным именем, то привлекут внимание злых духов. Поэтому они давали своим детям самые гадкие имена.

3. Как образовались имена? Почему родители так назвали своих детей?

  • Опухлый.
  • Пузо.
  • Неупокой.
  • Черноголов.
  • Тонконог.

Иногда родители называли детей по своей профессии, по характеру занятий.

  • Быкодер.
  • Мельник.
  • Рыболов.

Самые древние имена были связаны с именами птиц, рыб, зверей.

  • Блоха.
  • Волк.
  • Сорока.
  • Баран.

Данные имена давались детям до X века, то есть до принятия христианства на Руси.

В 988 году произошло крещение Руси, и вместе с этим в употребление вошли имена иноязычные. Например, греческие – Екатерина (чистейшая), Елена (сверкающая), латинские –Валентин (сильный), Павел (малый) и др.

4. Здесь можно дать задание учащимся подготовить выступление о своем имени, что может способствовать развитию чувства исследователя. Выяснить, из какого языка оно заимствовано, как оно образовалось, каков его возраст.

В 1861 году в России было отменено крепостное право. Освободившись от крепостной зависимости, крестьяне стали получать фамилии. Периодом, когда все население России стало получать фамилии, можно считать II половину XIX столетия. Одним крестьянам при этом давали фамилию их бывшего владельца, то есть помещика. Так появились целые деревни Поливановых, Гагариных. Другим крестьянам в документ записывали «уличную» фамилию, прозвище этой семьи. У третьих в фамилию могли превратить отчество. Отчества раньше простые люди не имели совсем. Знатные люди получали «полуотчество», то есть имя по отцу, не оканчивавшееся на - ич. Например, Петр Осипов Терентьев (его отец носил имя Осип). Что касается отчества, оканчивающегося на – ич, впоследствии оно стало знаком того, что человек его носящий, принадлежит к аристократической верхушке общества.

5. Учащимся можно предложить составить генеалогическое древо фамилий семьи, и при желании исследовать их возникновение и распространение.

Долгое время, вплоть до 1917 года существовала традиция называть ребенка именем, которое стояло в церковном календаре против того числа, когда он родился. Прогремели залпы Авроры, свершилась революция, и начался новый период в истории России. Родившимся мальчикам и девочкам стали давать новые имена, связанные с происходящими событиями в стране.

  • Владлен – Владимир Ленин.
  • Октябрина.
  • Мир.
  • Роблен – родился быть ленинцем.

Появляются также Тракторины, Радиусы, Комбайны, Химизации. На сегодняшний день таких имен в употреблении не встретишь. Они не прижились в русском языке.

6. Какие же имена популярны в наши дни? Чем должны руководствоваться родители, давая имя своему ребенку? Вместе с учащимися можно составить требования к выбору имени.(Имя должно быть не слишком длинным и трудным в произношении; оно должно хорошо сочетаться с отчеством и фамилией, и т.д.).

Детям предлагается ситуация- загадка:

Загадка старика.

Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. « Здравствуй, отец!»- говорит солдат. А старик ему в ответ: « Здорово, служивый. Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай это слово, все значение одинаково. А имя у меня такое же, как ни читай, все одно. И имя моей бабки с таким же свойством. Вот и разгадай». (Дед, Тит, Анна, Алла, Ада, Аза).

Красивых имен в мире много. Как приятно звучат имена Елена, Галина, Алексей, Андрей, Юрий, Сергей, Людмила. Чтобы передать в имени свое отношение к человеку, свою симпатию, мы пользуемся ласковыми именами.

7. Учащимся предлагается таблица с именами: Татьяна, Екатерина, Андрей и др. Задание: назвать как можно больше производных имен.

8. У русских людей имена тройные: само имя, отчество, фамилия. Существует немало теорий о влиянии имени на его характер. Некоторые ученые утверждают, что о каждом человеке можно узнать и по инициалам. Если верить исследованиям, то буквы обозначают:

  • А – сила и власть;
  • Б – способность на большое чувство;
  • В – непостоянство, отсутствие системности;
  • Г – таинственность;
  • Д – общительность, умение притягивать к себе людей;
  • Е – способность мобилизоваться, жизнестойкость;
  • Ж – неуверенность;
  • З – склонность к сомнениям, неудовлетворенность, материальные трудности;
  • И – впечатлительность, напряжение;
  • К – большие запросы и нервозность в их достижении;
  • Л – мелодичность, логика, большая изобретательность;
  • М – трудолюбие и педантичность;
  • Н – большая энергия и творческие амбиции;
  • О – большая эмоциональность, таинственные волнения;
  • П – скромность, дистанция в отношениях с людьми, одиночество;
  • Р – постоянное напряжение, сильная эмоциональность;
  • С – частые депрессии, нервозность, подавленность;
  • Т – бесконечные поиски, погоня за идеалом;
  • У – интуиция, склонность к частым расстройствам, испугу;
  • Ф – нежность, умение приспособиться;
  • Х – непостоянство чувств;
  • Ц – склонность к внешнему проявлению внутренних переживаний;
  • Ч – верность;
  • Ш – ревность, бескомпромиссность;
  • Щ – развитые интеллектуальные способности, мстительность;
  • Э – поиск психологического равновесия;
  • Ю – большие амбиции, отсутствие системности;
  • Я – интеллигентность, творческие способности.

Так что по первым буквам вашего имени, отчества и фамилии вы без труда узнаете свой характер. [1]

Если учащиеся проявляют большой интерес к данной теме, то можно провести целый цикл уроков, включая в него различные грамматические игры, кроссворды, упражнения и др., дополняя и расширяя знания детей об именах. Подобные занятия способствуют развитию живого интереса к явлениям русского языка, обогащают лексические познания школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Литература:

  1. Большая книга тестов. /Сост. С. А.Касьянов – М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001.- 510 с.
  2. М. Горбаневский. Иван да Марья. Рассказы об истории русских имен, отчеств, фамилий. Книга для чтения с комментариями на англ. языке и словарем. М.: «Русский язык», 1984.