Классный час в 5-м классе по теме "Телефонный разговор"

Разделы: Классное руководство


Цель: Познакомить ребят с историей возникновения телефона, культурой общения по телефону.

Задачи:

  • разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону;
  • обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека;
  • предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки.

Форма проведения: фронтальная, парная.

Методы:

  1. Словесный (рассказ, беседа);
  2. Практический (мультимедиа).

Подготовка.

Найти учеников на роль «Телефонов» и на роль мамы и Маши. Отрепетировать с ними сценки.

Ход классного часа

Учащимся показываются фрагменты из Ералаша про телефон. После просмотра учитель задает учащимся вопрос. Как вы думаете, какой теме посвящен наш сегодняшний классный час, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? Учащиеся дают ответ. После ответов учащихся учитель показывает (Приложение 1) с темой классного часа. Но прежде чем мы с вами будем говорить о телефонном разговоре, я бы хотела спросить вас. Знает ли кто-нибудь из вас кем и когда был открыт телефон и как он выглядел?

Первый практически пригодный для передачи человеческой речи телефон был изобретен Александр Грейам Белл в 1876 г.

В 1882 г. П. М. Голубицкий изобрел высокочувствительный телефон и сконструировал настольный телефонный аппарат с рычагом для автоматического переключения схемы с помощью изменения положения телефонной трубки. Этот принцип сохранился во всех современных аппаратах. К 1913 году телефонная связь была установлена между Москвой и Харьковом, Рязанью, Нижним Новгородом, Костромой. Телефонные линии были протянуты между Петербургом и Ревелем (Таллин), Баку и Тифлисом (Тбилиси), Петербургом и Гельсингфорсом (Хельсинки). На междугородной телефонной магистрали Москва - Петербург в сутки осуществлялось до 200 переговоров.

В 1969 г. телекоммуникационные компании всерьез озаботились созданием единой сети мобильной связи. Предполагалось, что ее абоненты смогут использовать один телефон и номер, даже пересекая границу государств. Первым подобное решение предложил выпускник Стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло, которого считают отцом современной мобильной телефонии. (Слайд 2-4).

Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона. Но эти замечательные изобретения подчас используются не по назначению. Действительно ребята мы сейчас с вами в этом убедились просмотрев отрывки из всем вам знакомого Ералаша. А сейчас давайте послушаем, о чем нам расскажут телефоны. Выходят телефоны и рассказывают стихи.

Первый телефон.

Ой, я бедный телефон,
Что мне делать, как мне быть,
От пустых, ненужных слов
Волком хочется завыть!
Создан я для нужных дел,
Сообщенья передать,
Но, похоже, мой удел –
Дать возможность лишь болтать!

Второй телефон.

Пухнет трубка от тоски,
Бесконечных «да» и «ну»,
Как не плавятся мозги,
Ничего я не пойму…
А использовать меня,
Не назвавшись самому,
Это грубая возня
Не нужна ведь никому!

Третий телефон.

Не смешно, а горько мне
Злые шутки изрекать,
И обиднее вдвойне
О ложных фактах сообщать!
Разговоры ни о чем.
Я от них с ума с хожу!
Ой, я бедный телефон,
Помогите мне, прошу!

Все вместе.

Дайте, люди, отдохну.
Номер мой прошу забыть,
Хоть минуточку одну
Умоляю не звонить!

По – моему, телефоны очень кратко, емко и достаточно доходчиво объяснили, как не надо с ним обращаться.

Действительно, каждый из нас подчас не продумывает, как и что надо сказать, а тратят на разговоры которые можно обсудить при встрече. Многие специалисты – психологи утверждают, что появилась современная болезнь – «телефономания», которая даже сокращает жизнь современного человека на 3 – 4 года. Причем дело тут не в неприятных известиях, а в постоянном напряжении нервной системы из-за ожидания звонка. А злые шутки, розыгрыши или хихиканье, шипение или просто молчание в трубку – просто безобразие и хулиганство. Ребята, действительно существуют штрафы и уголовное наказание, но главное, чтобы таких явлений было меньше, надо каждому из нас пресекать знакомых, которые любят поболтать. В последние время приобрели большое распространение сотовые телефоны. Сотовыми пользуются практически все, и звонок сотового телефона можно услышать, где угодна. Так, очень часто телефоны завонять на спектаклях, в кинотеатрах, на уроках в школе, что является недостатком воспитания их владельцев. Ребята, а как вы считаете, влияет ли сотовый телефон на здоровье человека? После ответов учащихся, учитель обращает внимание ребят на то, что о вреде сотовых телефонов мы говорить на следующем классном часу.

Ребята сейчас я вам предлагаю посмотреть мини сценку, которая называется «Почему обиделась мама?». Выходят две ученицы и ведут диалог. (Слайд 5)

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот блин, обещала меня подождать, а сама куда – то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духи не могу дальше разговаривать.

После сценки учитель задает учащимся вопрос, так почему обиделась мама? Давайте попробуем исправить ошибки разговора. Вместе с учителем ребята исправляют ошибки. После обсуждения эти же ученицы ведут диалог (правильный). (Слайд 6)

Мама: Алло, слушаю вас.

Маша: Здравствуйте, вам звонить Катина одноклассница Маша.

Мама: Здравствуйте. Слушаю вас.

Маша: А Катя дома?

Мама: Кати нет дома. Что ей предать?

Маша: Срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Я могу вам перезвонить?

Мама: Да. Позвоните часа через два. Я передам, что вы ей звонили.

Маша: Спасибо. До свидание.

Мама: До свидание.

Сейчас я вам предлагаю разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций. Ребятам раздаются листочки на которых написаны ситуации.

Ситуация №1.

Вы позвонили своему однокласснику, что поздравить его с Днем рождения, а трубку взяла мама.

Ситуация №2.

Вы позвонили своему другу Сергею, чтобы узнать домашнее задание.

Ситуация №3.

Вам нужно предупредить свою маму, о том что вы задержитесь в школе, чтобы она не переживала.

Ситуация №4.

Вы хотите пригласить свою подругу Катю в гости, позвонив ей трубку взял папа и сказал, что Кати нет дома.

Ситуация №5.

Вы позвонили своей подруги, чтобы пригласить ее в гости, но сегодня она не может к вам прийти.

После разыгранных ситуаций, учитель вместе с учащимся формулирует основные правила пользованием телефоном.(памятки лежат у каждого на стола). (Слайд 7-8)

  • На телефонный звонок отвечайте сразу.
  • Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
  • Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного ему человека, просит передать какое – нибудь сообщение.
  • Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения).
  • Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?».
  • Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо», - особенно полезны при телефонных разговорах.

Заключение.

Мы на примерах разыгранных жизненных ситуациях в сценках показали и доказали, что тема нашего разговора актуальна и полезна и, вероятно, поможет всем задуматься и посмотреть не себя со стороны, исправить некоторые ошибки в совеем поведении, в контакте с друзьями, родными, знакомыми, в разговорах о общении между собой в школе, дома и по телефону. (Слайд 9)

Список использованной литературы:

  1. Сгибнева Е. П. Классные часы, Ростов – на –Дону, Феникс: 2004 г.
  2. Большая Российская энциклопедия Россия, М, н-ое изд-во, 2004г.