Оборудование:
- справочник юного языковеда “Имя существительное” (Приложение1);
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- карточки с заданиями разного уровня;
- опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).
Цели:
- подвести детей к пониманию функций падежных форм слова в предложении;
- формировать умение определять падеж по вопросу;
- познакомить с особенностями форм именительного и винительного падежей;
- вывести и помочь освоить способы определения падежей, составления алгоритма действий;
- завершить проект “Имя существительное”;
- вызвать интерес к спорному вопросу (сравнение именительного и винительного падежей) и расширить знания об имени существительном;
- развивать творческие способности учащихся при завершении проекта “Имя существительное”, создание серии “Справочник юного языковеда”;
- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Дома вы работали со словами сосна, сова. Какой частью речи являются эти слова? При ответах дети используют справочники (Приложение1).
Ученики: Это имена существительные… (Полный ответ с опорой на справочник)
Учитель: Что общего в этих именах существительных? Назови особенности каждого существительного. Просклоняй. Что такое склонение?
Ученики: Склонение- это изменение имен существительных по падежам.
Ученики проверяют выполненную дома работу.
Учитель: Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?
Если работу выполнил сам, без помощи родителей нарисуй XXX.
Если помогали взрослые – XX.
Затруднялся, оказывалась постоянная помощь – X.
Помог ли вам дома наш справочник?
III. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Мы на уроке продолжаем работать со словами-именами существительными. Возьмите свои проекты. В них ещё остались белые пятна. Сегодня мы завершаем работу над справочником. Для завершения потребуется новая информация. Что должны узнать на уроке? (Сравнение именительного и винительного падежей, выведение алгоритма определения падежей имён существительных).
IV. Работа по теме урока.
Задание 1.
На доске слова:
солнце, с, лужа, воробей, весеннее, весело, играет, в
Найдите имена существительные. Составьте из слов предложение. Запишите его. На написание каких слов обратили внимание. (Работа с доской)
Что изменилось у имён существительных? (Окончания). Объясните причину изменения окончаний у имён существительных? (Изменения окончаний у имён существительных необходимы для связи слов в предложении). Разберите предложение по членам, указывайте словосочетания.
Вывод: Падежные окончания имён существительных устанавливают связь слов в предложении.
Задание 2.
Восстановите связь слов и определите, какие падежи при этом участвовали (работа в парах). Карточки на партах учеников.
(Весна) чувствуется только в (воздух). (Небо) по-весеннему уже голубеет. И только около старого (пень) уже виднеется (проталинка).
На экране выполненное задание, дети проверяют. Оценивают.
Учитель: Какие действия выполняли для определения падежа нужного нам слова?
(Выведение алгоритма)
Ученики:
1) нахожу главное слово;
2) задаю вопрос к существительному;
3) определяю падеж.
Учитель: Запишем алгоритм в свой проект.
Используя алгоритм, объясните определение падежей имён существительных в одном из предложений. (Этап громкой речи. Самоконтроль)
Молодцы!
Для всего, что существует в природе: – воды, воздуха, неба, солнца- в русском языке есть великое множество точных слов и названии. Имя существительное- слово, вобравшее в себя мир. Имена существительные составляют 47% словарного запаса русского языка, почти половину.
V. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Задание 3.
Исследуйте предложение и определите падеж слова лес.
Ещё спит под снегом лес. Но солнце уже осветило лес своими лучами.
Учитель: Объединяйтесь в группы. Обсудите проблему, выполните задание.
Каждая группа выполняет задание на карточках. Защита своих выводов у доски.
VI. Открытие детьми нового знания.
Учитель: Проверим, правы ли. (Дополнительные сведения учебника).
Вывод: Подлежащее- имя существительное в именительном падеже.
Второстепенный член- имя существительное в винительном падеже.
Занесём это в наш проект.
VII. Физкультминутка.
VII. Закрепление.
Учитель: Весна прилетает к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ.
(Текст на экране).
Выплыло на небо красное солнышко и стало будить землю.
Первый луч попал на птичку. Встрепенулась птичка, поднялась высоко и запела свою песенку: “Ах, как хорошо! Как хорошо!”.
Задание 4.
Найдите в отрывке имена существительные в форме именительного и винительного падежей. (Дети выполняют, используя записи в проекте).
Учитель: Хотите узнать о других солнечных лучах?
Возьмите цветные карточки. Индивидуальная работа.
Задание 5.
Определите в тексте падежи существительных. (Даются разноуровневые задания для самостоятельной работы).
Красная карточка.
Второй луч попал на зайчишку. Передёрнул ушами зайчишка и весело запрыгал по росистому лугу: побежал искать себе сочную травку.
Зелёная карточка.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Курочка закудахтала и стала разгребать сор.
Жёлтая карточка.
Четвёртый (луч) попал на (рама). Выползла (пчёлка), села на (рама) и –зум-зум-зум!- полетела собирать (пыльца).
VIII. Самооценка.
На экране выполненные работы. Дети проверяют. Самопроверка + самооценка.
IX. Итог урока.
Учитель: Что получилось, если соединить отрывки? (Рассказ). Озаглавьте. (Солнечные лучи).
Прочитайте рассказ выразительно. Какое настроение после чтения? Получили ли вы удовлетворение от работы? Какие знания о существительном вам помогли выполнить задания?
Защита проекта. (Приложение 2)
Рефлексия.
Учитель: Я довольна вашими ответами, меня радуют ваши знания, старание. Воспользуемся лучиками, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующий луч к доске:
- Если все задания были выполнены верно – красный (самый яркий).
- Если иногда были трудности, сомнения – оранжевый.
- Если нужна помощь учителя или одноклассников – жёлтый.