Использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • справочник юного языковеда “Имя существительное” (Приложение1);
  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • карточки с заданиями разного уровня;
  • опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).

Цели:

  • подвести детей к пониманию функций падежных форм слова в предложении;
  • формировать умение определять падеж по вопросу;
  • познакомить с особенностями форм именительного и винительного падежей;
  • вывести и помочь освоить способы определения падежей, составления алгоритма действий;
  • завершить проект “Имя существительное”;
  • вызвать интерес к спорному вопросу (сравнение именительного и винительного падежей) и расширить знания об имени существительном;
  • развивать творческие способности учащихся при завершении проекта “Имя существительное”, создание серии “Справочник юного языковеда”;
  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Дома вы работали со словами сосна, сова. Какой частью речи являются эти слова? При ответах дети используют справочники (Приложение1).

Ученики: Это имена существительные… (Полный ответ с опорой на справочник)

Учитель: Что общего в этих именах существительных? Назови особенности каждого существительного. Просклоняй. Что такое склонение?

Ученики: Склонение- это изменение имен существительных по падежам.

Ученики проверяют выполненную дома работу.

Учитель: Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?

Если работу выполнил сам, без помощи родителей нарисуй XXX.

Если помогали взрослые – XX.

Затруднялся, оказывалась постоянная помощь – X.

Помог ли вам дома наш справочник?

III. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Мы на уроке продолжаем работать со словами-именами существительными. Возьмите свои проекты. В них ещё остались белые пятна. Сегодня мы завершаем работу над справочником. Для завершения потребуется новая информация. Что должны узнать на уроке? (Сравнение именительного и винительного падежей, выведение алгоритма определения падежей имён существительных).

IV. Работа по теме урока.

Задание 1.

На доске слова:

солнце, с, лужа, воробей, весеннее, весело, играет, в

Найдите имена существительные. Составьте из слов предложение. Запишите его. На написание каких слов обратили внимание. (Работа с доской)

Что изменилось у имён существительных? (Окончания). Объясните причину изменения окончаний у имён существительных? (Изменения окончаний у имён существительных необходимы для связи слов в предложении). Разберите предложение по членам, указывайте словосочетания.

Вывод: Падежные окончания имён существительных устанавливают связь слов в предложении.

Задание 2.

Восстановите связь слов и определите, какие падежи при этом участвовали (работа в парах). Карточки на партах учеников.

(Весна) чувствуется только в (воздух). (Небо) по-весеннему уже голубеет. И только около старого (пень) уже виднеется (проталинка).

На экране выполненное задание, дети проверяют. Оценивают.

Учитель: Какие действия выполняли для определения падежа нужного нам слова?

(Выведение алгоритма)

Ученики:

1) нахожу главное слово;
2) задаю вопрос к существительному;
3) определяю падеж.

Учитель: Запишем алгоритм в свой проект.

Используя алгоритм, объясните определение падежей имён существительных в одном из предложений. (Этап громкой речи. Самоконтроль)

Молодцы!

Для всего, что существует в природе: – воды, воздуха, неба, солнца- в русском языке есть великое множество точных слов и названии. Имя существительное- слово, вобравшее в себя мир. Имена существительные составляют 47% словарного запаса русского языка, почти половину.

V. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Задание 3.

Исследуйте предложение и определите падеж слова лес.

Ещё спит под снегом лес. Но солнце уже осветило лес своими лучами.

Учитель: Объединяйтесь в группы. Обсудите проблему, выполните задание.

Каждая группа выполняет задание на карточках. Защита своих выводов у доски.

VI. Открытие детьми нового знания.

Учитель: Проверим, правы ли. (Дополнительные сведения учебника).

Вывод: Подлежащее- имя существительное в именительном падеже.

Второстепенный член- имя существительное в винительном падеже.

Занесём это в наш проект.

VII. Физкультминутка.

VII. Закрепление.

Учитель: Весна прилетает к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ.

(Текст на экране).

Выплыло на небо красное солнышко и стало будить землю.

Первый луч попал на птичку. Встрепенулась птичка, поднялась высоко и запела свою песенку: “Ах, как хорошо! Как хорошо!”.

Задание 4.

Найдите в отрывке имена существительные в форме именительного и винительного падежей. (Дети выполняют, используя записи в проекте).

Учитель: Хотите узнать о других солнечных лучах?

Возьмите цветные карточки. Индивидуальная работа.

Задание 5.

Определите в тексте падежи существительных. (Даются разноуровневые задания для самостоятельной работы).

Красная карточка.

Второй луч попал на зайчишку. Передёрнул ушами зайчишка и весело запрыгал по росистому лугу: побежал искать себе сочную травку.

Зелёная карточка.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Курочка закудахтала и стала разгребать сор.

Жёлтая карточка.

Четвёртый (луч) попал на (рама). Выползла (пчёлка), села на (рама) и –зум-зум-зум!- полетела собирать (пыльца).

VIII. Самооценка.

На экране выполненные работы. Дети проверяют. Самопроверка + самооценка.

IX. Итог урока.

Учитель: Что получилось, если соединить отрывки? (Рассказ). Озаглавьте. (Солнечные лучи).

Прочитайте рассказ выразительно. Какое настроение после чтения? Получили ли вы удовлетворение от работы? Какие знания о существительном вам помогли выполнить задания?

Защита проекта. (Приложение 2)

Рефлексия.

Учитель: Я довольна вашими ответами, меня радуют ваши знания, старание. Воспользуемся лучиками, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующий луч к доске:

  1. Если все задания были выполнены верно – красный (самый яркий).
  2. Если иногда были трудности, сомнения – оранжевый.
  3. Если нужна помощь учителя или одноклассников – жёлтый.