Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Цели: Создать условия для:
- Усвоения детьми знаний о составе и свойствах воздуха.
- Развития творческих способностей детей (подготовка домашнего задания – творческого).
- Совершенствования умения учащихся передавать приготовленные домашние задания выразительно, эмоционально.
- Воспитание самостоятельности, наблюдательности, внимательности, ответственности.
Оборудование:
- колба с “горлышком”;
- колокол;
- пробирка;
- стаканы;
- плакаты “Состав воздуха”, “Свойства воздуха”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Внутренние и внешние силы Земли. (Землетрясение, вулканы, ветер).
Учитель: Ветер, что это такое?
Ученики: Это движение воздуха.
Учитель: А что такое воздух кто-нибудь знает? Что-нибудь интересного вы нашли о воздухе?
III. Тема: Воздух. Состав и свойства воздуха.
Ученики: Главные составные части воздуха – кислород и азот. Кислород занимает примерно 1/5 часть объёма воздуха, 4/5 – азот и ещё присутствуют углекислый газ и водяные пары.
Кислород и азот сильно отличаются друг от друга своими свойствами. Если бы в воздухе, который окружает Землю, вокруг не стало кислорода, то на Земле прекратилась жизнь – всё живое погибло. (Учитель вывешивает плакат “Состав воздуха” Приложение № 1)
Учитель: А кто-нибудь из вас заинтересовался тем, а имеет ли воздух вес.
Ученики: Знаменитый учёный Галилео Галилей более 300 лет назад взял и взвесил воздух. Взял медный шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы и увидел, что шар стал легче. Воздух что-то весит. В 1 м3 = 1 кг 300 гр. примерно (293 гр.) воздуха.
Учитель: А занимает ли место воздух?
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Посмотрите, как это проверить. Пробирку вверх дном опустим в стакан с водой. Вода не входит в пробирку, ей мешает воздух. Значит, воздух занимает место.
Учитель: Вокруг нас воздух, но мы видим все предметы. Воздух есть повсюду. Он невидим. А раз мы видим всё вокруг…
Ученики: значит он бесцветный и прозрачный.
Учитель: Прослушав ответы детей, и рассмотрев опыт, какие свойства имеет воздух.
Ученики: - Бесцветный, прозрачный
- Не имеет запаха и вкуса
- Имеет вес 1 м3 = 1кг 293 гр.
- Занимает место
(на доске таблица Приложение № 2)
IV. Физкультминутка.
V. Изучение нового материала (продолжение).
Учитель: А сейчас я вам покажу ещё опыты, а вы постараетесь сделать вывод.
Возьмём два стакана и наполним их горячей водой. Покроем оба стеклом. Один оставим стакан на столе, а другой поставим на пустую спичечную коробку, и сверху накроем колоколом. В каком стакане быстрее остынет вода.
Ученики: Быстрей остынет в стакане на столе.
Учитель: Что это за свойство?
Ученики: Воздух плохо проводит тепло.
Учитель: Где применяют это свойство воздуха?
Ученики: Двойные рамы в домах, устройство термосов.
Учитель: А ещё снег защищает посевы от вымерзания, хоть снег холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и предохраняет растения от холода.
Учитель: Посмотрите ещё один опыт.
Вставим в колбу пробку со стеклянной трубкой. Конец трубки опустим в стакан с водой, нагреем колбу, обхватив её руками. Что мы заметили?
Ученики: Из трубки выходят пузырьки.
Учитель: Это произошло потому, что воздух при нагревании…
Ученики: расширяется.
Учитель: А теперь на колбу, с которой ставили опыт, положим тряпочку, смоченную в холодной воде. Вода поднимается из стакана по трубке.
Учитель: Значит, воздух при охлаждении …
Ученики: Сжимается.
Учитель: Продолжая разговор о свойствах воздуха, какие ещё свойства можем дополнить.
Ученики: - Воздух плохой проводник тепла
- Воздух при нагревании расширяется
- Воздух при охлаждении сжимается
(на доске таблица Приложение № 3)
Учитель: А ещё не нужно забывать, что горячий воздух поднимается вверх. Где может быть использовано это свойство.
Ученики: Полёт на воздушном шаре.
VI. Итог урока.
Учитель: А сейчас давайте, перечислим свойства воздуха, изученные на уроке и те которые вы знали до урока.
Ученики: Ответы детей.
Учитель: Наверное, все эти свойства воздуха где-то использует человек, я вас попрошу к следующему уроку рассказать о применении свойств воздуха.