Урок окружающего мира в 3-м класе по программе А.А. Плешакова по теме "Прозрачный невидимка. (Воздух. Состав и свойства воздуха)"

Разделы: Начальная школа


Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Цели: Создать условия для:

  1. Усвоения детьми знаний о составе и свойствах воздуха.
  2. Развития творческих способностей детей (подготовка домашнего задания – творческого).
  3. Совершенствования умения учащихся передавать приготовленные домашние задания выразительно, эмоционально.
  4. Воспитание самостоятельности, наблюдательности, внимательности, ответственности.

Оборудование:

  • колба с “горлышком”;
  • колокол;
  • пробирка;
  • стаканы;
  • плакаты “Состав воздуха”, “Свойства воздуха”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Внутренние и внешние силы Земли. (Землетрясение, вулканы, ветер).

Учитель: Ветер, что это такое?

Ученики: Это движение воздуха.

Учитель: А что такое воздух кто-нибудь знает? Что-нибудь интересного вы нашли о воздухе?

III. Тема: Воздух. Состав и свойства воздуха.

Ученики: Главные составные части воздуха – кислород и азот. Кислород занимает примерно 1/5 часть объёма воздуха, 4/5 – азот и ещё присутствуют углекислый газ и водяные пары.

Кислород и азот сильно отличаются друг от друга своими свойствами. Если бы в воздухе, который окружает Землю, вокруг не стало кислорода, то на Земле прекратилась жизнь – всё живое погибло. (Учитель вывешивает плакат “Состав воздуха” Приложение № 1)

Учитель: А кто-нибудь из вас заинтересовался тем, а имеет ли воздух вес.

Ученики: Знаменитый учёный Галилео Галилей более 300 лет назад взял и взвесил воздух. Взял медный шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы и увидел, что шар стал легче. Воздух что-то весит. В 1 м3 = 1 кг 300 гр. примерно  (293 гр.) воздуха.

Учитель: А занимает ли место воздух?

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Посмотрите, как это проверить. Пробирку вверх дном опустим в стакан с водой. Вода не входит в пробирку, ей мешает воздух. Значит, воздух занимает место.

Учитель: Вокруг нас воздух, но мы видим все предметы. Воздух есть повсюду. Он невидим. А раз мы видим всё вокруг…

Ученики: значит он бесцветный и прозрачный.

Учитель: Прослушав ответы детей, и рассмотрев опыт, какие свойства имеет воздух.

Ученики: - Бесцветный, прозрачный

- Не имеет запаха и вкуса

- Имеет вес 1 м3 = 1кг 293 гр.

- Занимает место

(на доске таблица Приложение № 2)

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала (продолжение).

Учитель: А сейчас я вам покажу ещё опыты, а вы постараетесь сделать вывод.

Возьмём два стакана и наполним их горячей водой. Покроем оба стеклом. Один оставим стакан на столе, а другой поставим на пустую спичечную коробку, и сверху накроем колоколом. В каком стакане быстрее остынет вода.

Ученики: Быстрей остынет в стакане на столе.

Учитель: Что это за свойство?

Ученики: Воздух плохо проводит тепло.

Учитель: Где применяют это свойство воздуха?

Ученики: Двойные рамы в домах, устройство термосов.

Учитель: А ещё снег защищает посевы от вымерзания, хоть снег холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и предохраняет растения от холода.

Учитель: Посмотрите ещё один опыт.

Вставим в колбу пробку со стеклянной трубкой. Конец трубки опустим в стакан с водой, нагреем колбу, обхватив её руками. Что мы заметили?

Ученики: Из трубки выходят пузырьки.

Учитель: Это произошло потому, что воздух при нагревании…

Ученики: расширяется.

Учитель: А теперь на колбу, с которой ставили опыт, положим тряпочку, смоченную в холодной воде. Вода поднимается из стакана по трубке.

Учитель: Значит, воздух при охлаждении …

Ученики: Сжимается.

Учитель: Продолжая разговор о свойствах воздуха, какие ещё свойства можем дополнить.

Ученики: - Воздух плохой проводник тепла

- Воздух при нагревании расширяется

- Воздух при охлаждении сжимается

(на доске таблица Приложение № 3)

Учитель: А ещё не нужно забывать, что горячий воздух поднимается вверх. Где может быть использовано это свойство.

Ученики: Полёт на воздушном шаре.

VI. Итог урока.

Учитель: А сейчас давайте, перечислим свойства воздуха, изученные на уроке и те которые вы знали до урока.

Ученики: Ответы детей.

Учитель: Наверное, все эти свойства воздуха где-то использует человек, я вас попрошу к следующему уроку рассказать о применении свойств воздуха.