Урал. ЭГП, ресурсы. Проблемы и перспективы развития

Разделы: География


Цели:

  • показать учащимся значимость Уральского района для хозяйства страны;
  • познакомить с ЭГП, природными ресурсами региона;
  • сформулировать проблемы района и наметить пути их решения.

Задачи:

  • Образовательные - познакомить учащихся с особенностями ЭГП, природными ресурсами, проблемами района;
  • Развивающая – развивать логическое мышление учащихся;
  • Воспитательная – чувство коллектива, аккуратность, экологическое мироосмысление.

Категоричный аппарат усвоения: ЭГП района, многообразие природных ресурсов территории, современные проблемы Урала.

ХОД УРОКA

Формулировка целей урока.

- Цель нашего урока познакомиться с ЭГП, природными ресурсами Уральского экономического района. Перед тем как перейти к новой теме, повторим словарные слова курса, а два учащихся класса будут набирать характерные признаки Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов, но сегодня в этой стопке признаков они должны оставить на столе признаки Уральского района (на отдельной карточке написан по одному признаку, который относится к одному из трех районов, на столе лежит примерно по 5-7 признаков каждого района).

I. Повторение.

1. Работа со словарными словами (один ученик у доски: наклеены карточки со словарными словами, к ним нужно подобрать вторую карточку с определением);

2. Разноуровневые карточки;

3. Набор информации по районам (включая Уральский район, карточки которого должны остаться на столе);

Фронтальный опрос:

4.

а) Назовите “плюсы” и “минусы” ЭГП Северо-Кавказского района;
б) Какие природные условия оказали влияние на хозяйство района?
в) Какие народы Северного Кавказа имеют свои национально-государственные образования?

II. Новая тема.

Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец…

А.Твардовский.

Ребята, в конце нашего урока, вы должны сказать, почему автор называет Урал добытчиком и кузнецом, опорой страны. А в течение урока мы должны доказать тезис, что:

- главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых и как это влияет на отраслевой состав хозяйства региона.

- прежде, чем начать беседу по Уральскому району, попробуйте назвать те характерные черты, с которыми вы связываете этот район.

Составление логической цепочки ( в ходе беседы с учащимися)

Урал —> древние горы —> различные руды —> металлургия —> металлургическая база страны

Освоение Урала (рассказ учителя)

В состав России Урал вошёл в VII-VIII вв., поставлял пушнину, позже были обнаружены запасы соли. Во времена Ивана Грозного купцы Строгановы имели солеварни. Во времена Петра I сюда переселился Демидов со своей семьёй, так как были обнаружены железные руды. Более 200 лет Урал снабжает Россию металлом.

Работа по группам.

Каждый ряд получает задание на 7-10 минут:

  1. оценить ЭГП района;
  2. оценить природные ресурсы района;
  3. выделить проблемы района.

Отчеты групп. Ребята по предложенному плану оформляют ответы в тетрадях

1 группа. Оценить ЭГП Уральского экономического района

1. Сравните изученные экономические районы и сделайте вывод. На положение какого района похоже положение Урала.

2. Используя таблицу 64, стр. 284, сделайте вывод о том, как меняется ЭГП района и почему в хронологическом порядке

XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?

Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?

20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?

3. Определите экономические районы, с которыми район имеет границы.

Заполняется во время ответов групп (схема для 1 группы)

  1. Главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых потому, что – закончить предложение
  2. На западном склоне Уральских гор полезные ископаемые по происхождению - …на самом хребте - …
  3. Есть ли ещё природные ресурсы, кроме полезных ископаемых?
  4. Перечислить проблемы района.

2 группа. Оценить природные ресурсы Уральского экономического района.

1. Докажите тезис:

- главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых и как это влияет на отраслевой состав хозяйства региона. стр.283 5 абзац

2. Проанализируйте карту Уральского района и рис. 74, стр.282, определите, какими полезными ископаемыми богат район и как они различаются по происхождению на западном склоне и на самом хребте

3. Проанализируйте все карты атласа и сделайте вывод, какими ещё ресурсами богат район.

Заполняется во время ответов групп (схема для 2 группы)

1. Положение Урала похоже на – закончите

2. XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?

Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?

20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?

3. Районы, с которыми граничит Урал

4. Перечислить проблемы района.

3 Группа. Определите экологические проблемы

Проанализируйте текст учебника стр. 284, 2 абзац, а также проблемы стр. 285. Предложите оптимальные пути решения этих проблем

  1. Чем вызвана экологическая проблема Урала?
  2. Какие природные и экономические условия способствуют обострению экологических проблем Урала?
  3. Как можно улучшить экологическую проблему Урала.

Для быстрого выполнения задания, разбейтесь на группы внутри своего ряда.

Заполняется во время ответов групп (схема для 3 группы)

1. Положение Урала похоже на – закончите

2. XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?

Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?

20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?

3. Районы, с которыми граничит Урал

4. Главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых потому, что – закончить предложение

5. На западном склоне Уральских гор полезные ископаемые по происхождению - на самом хребте - …

6. Есть ли ещё природные ресурсы, кроме полезных ископаемых?

Закрепление.

Проверить оставшиеся карточки и по ним провести закрепление.

Итоги.

Заполняется схема

Схема итога урока