Цели:
- показать учащимся значимость Уральского района для хозяйства страны;
- познакомить с ЭГП, природными ресурсами региона;
- сформулировать проблемы района и наметить пути их решения.
Задачи:
- Образовательные - познакомить учащихся с особенностями ЭГП, природными ресурсами, проблемами района;
- Развивающая – развивать логическое мышление учащихся;
- Воспитательная – чувство коллектива, аккуратность, экологическое мироосмысление.
Категоричный аппарат усвоения: ЭГП района, многообразие природных ресурсов территории, современные проблемы Урала.
ХОД УРОКA
Формулировка целей урока.
- Цель нашего урока познакомиться с ЭГП, природными ресурсами Уральского экономического района. Перед тем как перейти к новой теме, повторим словарные слова курса, а два учащихся класса будут набирать характерные признаки Поволжского и Северо-Кавказского экономических районов, но сегодня в этой стопке признаков они должны оставить на столе признаки Уральского района (на отдельной карточке написан по одному признаку, который относится к одному из трех районов, на столе лежит примерно по 5-7 признаков каждого района).
I. Повторение.
1. Работа со словарными словами (один ученик у доски: наклеены карточки со словарными словами, к ним нужно подобрать вторую карточку с определением);
2. Разноуровневые карточки;
3. Набор информации по районам (включая Уральский район, карточки которого должны остаться на столе);
Фронтальный опрос:
4.
а) Назовите “плюсы” и “минусы” ЭГП Северо-Кавказского района;
б) Какие природные условия оказали влияние на хозяйство района?
в) Какие народы Северного Кавказа имеют свои национально-государственные образования?
II. Новая тема.
Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец…
А.Твардовский.
Ребята, в конце нашего урока, вы должны сказать, почему автор называет Урал добытчиком и кузнецом, опорой страны. А в течение урока мы должны доказать тезис, что:
- главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых и как это влияет на отраслевой состав хозяйства региона.
- прежде, чем начать беседу по Уральскому району, попробуйте назвать те характерные черты, с которыми вы связываете этот район.
Составление логической цепочки ( в ходе беседы с учащимися)
Урал —> древние горы —> различные руды —> металлургия —> металлургическая база страны
Освоение Урала (рассказ учителя)
В состав России Урал вошёл в VII-VIII вв., поставлял пушнину, позже были обнаружены запасы соли. Во времена Ивана Грозного купцы Строгановы имели солеварни. Во времена Петра I сюда переселился Демидов со своей семьёй, так как были обнаружены железные руды. Более 200 лет Урал снабжает Россию металлом.
Работа по группам.
Каждый ряд получает задание на 7-10 минут:
- оценить ЭГП района;
- оценить природные ресурсы района;
- выделить проблемы района.
Отчеты групп. Ребята по предложенному плану оформляют ответы в тетрадях
1 группа. Оценить ЭГП Уральского экономического района
1. Сравните изученные экономические районы и сделайте вывод. На положение какого района похоже положение Урала.
2. Используя таблицу 64, стр. 284, сделайте вывод о том, как меняется ЭГП района и почему в хронологическом порядке
XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?
Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?
20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?
3. Определите экономические районы, с которыми район имеет границы.
Заполняется во время ответов групп (схема для 1 группы)
- Главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых потому, что – закончить предложение
- На западном склоне Уральских гор полезные ископаемые по происхождению - …на самом хребте - …
- Есть ли ещё природные ресурсы, кроме полезных ископаемых?
- Перечислить проблемы района.
2 группа. Оценить природные ресурсы Уральского экономического района.
1. Докажите тезис:
- главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых и как это влияет на отраслевой состав хозяйства региона. стр.283 5 абзац
2. Проанализируйте карту Уральского района и рис. 74, стр.282, определите, какими полезными ископаемыми богат район и как они различаются по происхождению на западном склоне и на самом хребте
3. Проанализируйте все карты атласа и сделайте вывод, какими ещё ресурсами богат район.
Заполняется во время ответов групп (схема для 2 группы)
1. Положение Урала похоже на – закончите
2. XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?
Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?
20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?
3. Районы, с которыми граничит Урал
4. Перечислить проблемы района.
3 Группа. Определите экологические проблемы
Проанализируйте текст учебника стр. 284, 2 абзац, а также проблемы стр. 285. Предложите оптимальные пути решения этих проблем
- Чем вызвана экологическая проблема Урала?
- Какие природные и экономические условия способствуют обострению экологических проблем Урала?
- Как можно улучшить экологическую проблему Урала.
Для быстрого выполнения задания, разбейтесь на группы внутри своего ряда.
Заполняется во время ответов групп (схема для 3 группы)
1. Положение Урала похоже на – закончите
2. XVIII-коней XIX в. —> характер ЭГП —> Почему?
Конец XIX в. – 20-е годы XX в. —> характер ЭГП —> Почему?
20-е годы XX в. – современный период —> характер ЭГП —> Почему?
3. Районы, с которыми граничит Урал
4. Главной чертой Урала является разнообразие и изобилие полезных ископаемых потому, что – закончить предложение
5. На западном склоне Уральских гор полезные ископаемые по происхождению - на самом хребте - …
6. Есть ли ещё природные ресурсы, кроме полезных ископаемых?
Закрепление.
Проверить оставшиеся карточки и по ним провести закрепление.
Итоги.
Заполняется схема
Схема итога урока