Обучающая цель: научить распознавать склонение имён существительных, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда.
Воспитательная цель: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Ход урока
1 этап. Целеполагание.
- Добрый день!
- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату.
1. Задание.
На доске слова, спишите, вставьте пропущенные буквы – это подскажет вам, какие буквы мы будем писать на минутке – чистописания:
В…сёлый, ж…лание, к…рабль, т…рпеливый, б…лет, гор…зонт, л…нейка.
- Дети объясняют написание слов, доказывая, почему вставляют данную гласную.
- Вывод. Чтобы правильно написать эти слова нужно знать правило, как пишутся безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением. Вставить надо гласные буквы: -е-, -и-.
2. Чистописание:
- Значит, сегодня мы пишем соединение этих гласных.
Образец на доске.
еи, ии, ее, ие.
- Придумай и запиши 2-3 слова с такими соединениями.
(весеннее, синие, змеиный…)
3. Задание.
- А теперь разделите данные слова на группы:
(дети предлагают разные варианты)
1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
2. Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением.
3. Прилагательные.
4. Существительные и т. д.
- А что вы знаете об именах существительных?
(высказывания детей)
- Я правильно вас поняла? Я могу это изобразить так.
(На доске появляется запись)
Грамматические признаки.
Р Ч Сущ. П Скл.
- Какие вы молодцы! Вы так много знаете об имени существительном.
- Умеете ли вы определять род существительного? Как? (Приведи пример).
- Умеете ли вы определять число существительного? Как?
- Умеете ли вы определять падеж? Склонение?
- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова:
(на доске появляются слова)
Склонение | Падежи | Окончания | -е, -и. |
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Тема: “Склонение имён существительных”.
- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
- Согласны?
Физминутка.
2 этап. Содержание.
4. Работа в 2 группах.
(каждой группе выдаётся задание).
Алгоритм действий учащихся:
- Спиши.
- Вставь пропущенные буквы и объясни.
- Объясни, пошагово, как вставить окончание существительного.
- Сделай вывод и смоделируй свой ответ.
- Озаглавь текст.
- Докажи какая часть текста первая.
Текст на экране.
1 группа.
Это было лет… во время похода. Р…бята вышли на бер…г л…сной речк… и увидели уд…вительное сооружение.
Оно было сделано из поваленных д…ревьев, веток и ила. Эту плотину соорудили б…бры. Около самой в…ды у бобров домик-хатка.
2 группа.
В нижней част… домика – вход, внутри – коридор и комн…ты. В домик… б…бры чу…ствуют себя в безопасност…. Вход скрыт под в…дой, и к хатк… трудно подобрат…ся.
Проверка.
- Давайте сделаем выводы и расскажем о своих действиях по шагам.
Работа 1 группы.
(В первой группе каждый ученик, объясняет по одному слову, командир группы делает вывод).
Летом – окончание -ом-.
Ребята – безударная гласная, непроверяемая ударением.
Берег – безударная гласная, непроверяемая ударением.
Лесной – лес, безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Речки – сущ.; 1 скл.; проверяем по слову “на берегу земли”, окончание -и-.
Удивительное – диво.
Деревьев – дерево.
Бобры – бобр.
Воды – водный.
Вывод. (командир группы).
- Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо:
1 шаг. Определить склонение имени существительного.
2 шаг. По волшебному слову определить окончание существительного.
(1 скл. – “земля”, 2 скл. – “слон”, 3 скл. – “степь”).
- Мы думаем, что наша часть текста – первая, т. к. начало текста: “Это было…”.
Работа 2 группы.
( Вторая группа – к доске выходят 5 человек и объясняют свои действия, разделив слова на 5 части, по орфограммам).
1 ученик.
В части – 3 скл. П. п.
В домике – 2 скл. П. п.
В безопасности – 3 скл. П.п.
К хатке – 1 скл. Д.п.
2 ученик.
Комнаты – безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
3 ученик.
Бобры – бобр. (безударная гласная в корне)
Под водой – воды.
4 ученик.
Подобраться – глагол Н.Ф.
5 ученик.
Чувствуют – ЧУ – ЩУ, “В” – непроизносимая согласная.
- Чтобы правильно писать безударное окончание существительных надо:
1 шаг. Задать вопрос (падежей) к данному слову.
2 шаг. Сравнить с таблицей.
Падежи. | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. | – ы -, – и - | – а – , – я - | – и - |
Д.п. | – е - | – у – , – ю – | – и - |
П.п. | – е - | – е - | – и - |
Командир 2 группы делает вывод: (таблица)
-Наша часть текста – вторая, заголовок текста “Бобры”.
5. Выводы совместных действий.
- Определи часть речи. (Существительное).
- Определи часть слова. (Безударное окончание).
- Определи склонение и падеж имени существительного.
- Подставь “волшебное слово” и узнай правильное окончание.
Физминутка.
6. Самостоятельная работа.
- А сейчас я хотела, чтобы каждый из вас выполнил следующее задание самостоятельно.
Учебник с 116, упр. № 227.
Прочитал в (газета, журнал, книга, календарь),
написал (Елизавета Петровна, дядя Миша),
ехал по (дорога, шоссе),
летел из (Риги, Вологда, Пермь, Ярославль),
привезли на (автомобиль, тележка, грузовик).
Проверка с объяснением.
(Каждый ученик оценивает себя на полях. Нет ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, и т.д.)
7. Рефлексия.
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
- Как была выполнена работа?
- Какие трудности встретились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
(Дети закрашивают пустой квадратик в тетради: цвет – настроение, качество работы показывает количество закрашенного места, пустота – пробел в знаниях).
- Спасибо за хорошую работу!