Спецификация логопедического воздействия на младших школьников с задержкой психического развития в условиях детского дома

Разделы: Начальная школа


Цель занятия:

Автоматизировать умения учащихся дифференцировать б-д через выработку четкой зрительно-моторной координации.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление дифференциации б-д через выработку четкой зрительно-моторной координации;
- обогащение словарного запаса, закрепление умения моделировать фразу;
- формирование связной речи на основе составления рассказа по сюжетным картинкам;

Коррекционно-развивающие:

- активизация работы слухового анализатора;
- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на листе бумаги;
- формирование речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания;

Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к обучению;
- чувства заботы и любви к братьям меньшим;
- внимательности, самоконтроля при выполнении заданий.

Оборудование: демонстрационный материал, индивидуальные карточки, сюжетные картинки, макет телевизора, папка-раскладушка с фотографиями домашних собак, схемы-символы дифференцируемых букв.

Лексический материал: добродушный, благородный, декоративная.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дети:

«Вот звонок нам дал сигнал -
Поработать час настал.
Время даром не теряем -
Заниматься начинаем».

Подключение к работе всех анализаторов:

Логопед начинает, дети заканчивают фразу:

«На занятии:
- наши глазки - внимательно смотрят,
- ушки - внимательно слушают,
- голова - хорошо думает,
- рука - красиво пишет».

II. Повторение изученного материала.

«Найди слово»

(по цветным карточкам из блоков слов)

Каждый логопат должен найти слово по цветовому фону, форме геометрической фигуры, пространственным ориентировкам логопеда.

Логопед:

Какие буквы в словах встречаются? Запомните ваши слова.

(коррекция зрительно-моторной координации, слухового внимания, пространственной ориентации на листе бумаги.)

<Рисунок 1>.

«Подними флажок с нужной цифрой».

(работа по плакату на доске с нахождением правильного варианта слова)

(коррекция произвольного внимания)

Сравнительная характеристика букв б-д

(алгоритм на доске и партах).

<Рисунок 2>.

Логопед:

Вспомните лесных обитателей.

Графически изобразите слово «дрозд».

III. Изучение нового материала

1. Телестудия: Передача о домашних любимцах. Телеведущая – Ксюша А., а мы - гости в телестудии.

Ребята рассказывают о домашних собаках, в названиях которых есть звуки б-д.

Бульдог – страшный вид собаки обманчив.

Это добросердечная собака, любящая детей.

У них короткая шерсть, их с удовольствием содержат в городских квартирах. <Рисунок 3>.

Пудель – забавные, ласковые собаки. Очень любят играть с детьми. Хорошо дрессируются. Часто выступают в цирке.

<Рисунок 4>.

Болонки – декоративные собаки. Они похожи на красивые живые игрушки. Эти маленькие добрые собачки часто болеют. За болонками нужно хорошо ухаживать, делать прививки от болезней.

<Рисунок 5>.

2. Логопед дополняет и обобщает информацию детей.

Логопед: это домашние собаки. Каков их характер?

(чтение по слогам на доске слов сложной слоговой структуры).

(Развитие фонематического анализа и синтеза).

<Рисунок 6>.

Логопед: Есть собаки служебные, которые помогают людям при пожарах, стихийных бедствиях, служат на границе.

3. Работа по серии сюжетных картинок ( раскладывание, чтение и пересказ рассказа).

(Формирование связной речи, умения моделировать фразу).

У воды рос большой дуб. Люда и Боря бегали под дубом. Дымок лежал рядом.

<Рисунок 7>.

Боря догонял Люду. Они споткнулись и упали с берега в воду.

<Рисунок 8>.

Дымок спас Люду, а Боря сам выбрался из воды.

<Рисунок 9>.

Тренировочные упражнения.

1. Запись в тетрадь слов, найденных по инструкции логопеда в начале занятия на фоновых карточках.
2. Составление предложения из слов.

(развитие долговременной памяти)

Итог занятия. Выводы.

Как прошла, на ваш взгляд, наша телепередача?

(расшифровка плаката)

(коррекция зрительного мнезиса и внимания)

<Рисунок 10>.

Межпредметные связи будут закономерным продолжением, закреплением изученного материала, расширением знаний детей об окружающей действительности:

- изо (рисование полюбившейся собаки),
- музыка (песня «…пропала собака…»),
- окружающий мир («Домашние животные»),
- литературное чтение (элементы описательного рассказа с целью активизации речевого высказывания: «в объявлении о пропавшей собаке так опиши ее, чтобы по приметам нашли и вернули щенка»),
- русский язык

(списывание с текста лексического материала о собаках со смешиваемыми буквами).

Главной задачей всех специалистов детского дома, работающих в системе коррекционно-развивающего обучения, является создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего, своевременного развития, коррекции негативных тенденций, обусловленных социальной ситуацией развития ребенка (травмирующее действие микросреды).

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – м., 2002.
  2. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М., «Школьная Пресса», 2005.
  3. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., «Школьная Пресса», 2004.
  4. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. – М, «Просвещение», 1993.
  5. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб, КАРО, 2004.
  6. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 1999.
  7. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., «Школьная Пресса», 2005.
  8. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.