Цель занятия:
Автоматизировать умения учащихся дифференцировать б-д через выработку четкой зрительно-моторной координации.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление дифференциации б-д через выработку четкой зрительно-моторной координации;
- обогащение словарного запаса, закрепление умения моделировать фразу;
- формирование связной речи на основе составления рассказа по сюжетным картинкам;
Коррекционно-развивающие:
- активизация работы слухового анализатора;
- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на листе бумаги;
- формирование речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания;
Воспитательные:
- воспитание положительной мотивации к обучению;
- чувства заботы и любви к братьям меньшим;
- внимательности, самоконтроля при выполнении заданий.
Оборудование: демонстрационный материал, индивидуальные карточки, сюжетные картинки, макет телевизора, папка-раскладушка с фотографиями домашних собак, схемы-символы дифференцируемых букв.
Лексический материал: добродушный, благородный, декоративная.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Дети:
«Вот звонок нам дал сигнал -
Поработать час настал.
Время даром не теряем -
Заниматься начинаем».
Подключение к работе всех анализаторов:
Логопед начинает, дети заканчивают фразу:
«На занятии:
- наши глазки - внимательно смотрят,
- ушки - внимательно слушают,
- голова - хорошо думает,
- рука - красиво пишет».
II. Повторение изученного материала.
«Найди слово»
(по цветным карточкам из блоков слов)
Каждый логопат должен найти слово по цветовому фону, форме геометрической фигуры, пространственным ориентировкам логопеда.
Логопед:
Какие буквы в словах встречаются? Запомните ваши слова.
(коррекция зрительно-моторной координации, слухового внимания, пространственной ориентации на листе бумаги.)
<Рисунок 1>.
«Подними флажок с нужной цифрой».
(работа по плакату на доске с нахождением правильного варианта слова)
(коррекция произвольного внимания)
Сравнительная характеристика букв б-д
(алгоритм на доске и партах).
<Рисунок 2>.
Логопед:
Вспомните лесных обитателей.
Графически изобразите слово «дрозд».
III. Изучение нового материала
1. Телестудия: Передача о домашних любимцах. Телеведущая – Ксюша А., а мы - гости в телестудии.
Ребята рассказывают о домашних собаках, в названиях которых есть звуки б-д.
Бульдог – страшный вид собаки обманчив.
Это добросердечная собака, любящая детей.
У них короткая шерсть, их с удовольствием содержат в городских квартирах. <Рисунок 3>.
Пудель – забавные, ласковые собаки. Очень любят играть с детьми. Хорошо дрессируются. Часто выступают в цирке.
<Рисунок 4>.
Болонки – декоративные собаки. Они похожи на красивые живые игрушки. Эти маленькие добрые собачки часто болеют. За болонками нужно хорошо ухаживать, делать прививки от болезней.
<Рисунок 5>.
2. Логопед дополняет и обобщает информацию детей.
Логопед: это домашние собаки. Каков их характер?
(чтение по слогам на доске слов сложной слоговой структуры).
(Развитие фонематического анализа и синтеза).
<Рисунок 6>.
Логопед: Есть собаки служебные, которые помогают людям при пожарах, стихийных бедствиях, служат на границе.
3. Работа по серии сюжетных картинок ( раскладывание, чтение и пересказ рассказа).
(Формирование связной речи, умения моделировать фразу).
У воды рос большой дуб. Люда и Боря бегали под дубом. Дымок лежал рядом.
<Рисунок 7>.
Боря догонял Люду. Они споткнулись и упали с берега в воду.
<Рисунок 8>.
Дымок спас Люду, а Боря сам выбрался из воды.
<Рисунок 9>.
Тренировочные упражнения.
1. Запись в тетрадь слов, найденных по инструкции логопеда в начале занятия на фоновых карточках.
2. Составление предложения из слов.
(развитие долговременной памяти)
Итог занятия. Выводы.
Как прошла, на ваш взгляд, наша телепередача?
(расшифровка плаката)
(коррекция зрительного мнезиса и внимания)
<Рисунок 10>.
Межпредметные связи будут закономерным продолжением, закреплением изученного материала, расширением знаний детей об окружающей действительности:
- изо (рисование полюбившейся собаки),
- музыка (песня «…пропала собака…»),
- окружающий мир («Домашние животные»),
- литературное чтение (элементы описательного рассказа с целью активизации речевого высказывания: «в объявлении о пропавшей собаке так опиши ее, чтобы по приметам нашли и вернули щенка»),
- русский язык
(списывание с текста лексического материала о собаках со смешиваемыми буквами).
Главной задачей всех специалистов детского дома, работающих в системе коррекционно-развивающего обучения, является создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего, своевременного развития, коррекции негативных тенденций, обусловленных социальной ситуацией развития ребенка (травмирующее действие микросреды).
Литература:
- Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – м., 2002.
- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М., «Школьная Пресса», 2005.
- Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., «Школьная Пресса», 2004.
- Крылова Н.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. – М, «Просвещение», 1993.
- Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб, КАРО, 2004.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 1999.
- Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., «Школьная Пресса», 2005.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.