Цель урока:
- Воспитывать в детях чувство прекрасного. Любовь к природе;
- Познакомить ребят с голосами птиц с помощью произведения Глинки и Балакирева «Жаворонок», а так же через песни «Гуси» Филиппенко, «Пение птиц» польской народной песни «Яз җитә» Файзи;
- Познакомить ребят с бытом русского народа.
Задачи:
- Воспитательная: Воспитывать любовь к татарской национальной музыке. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику.
- Развивающая : Научить детей правильно понимать и излагать музыкальную характеристику. Познакомить ребят с формой – вариация.
- Обучающая : Научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере. Применять точное звуковедение. Научить исполнять мелодию на легато и стаккато.
План урока
РЕПЕРТУАР | ЗАДАЧИ | ОБОРУДОВАНИЕ | |
1 | Голоса птиц | Познакомить с голосами птиц, показать иллюстрации | Иллюстрации, аудиозапись |
2 | «Жаворонок» Глинки | Познакомить с песней «Жаворонок». Разобрать особенности песни. Содержание. Выяснить с ребятами характер песни её особенности. | Аудиозапись. Иллюстрации |
3 | «Жаворонок» Балакирев | Сравнить с «Жаворонком» Глинки. Разобрать темы в пьесе. Выяснить форму пьесы (вариации). Поработать с карточками. Выяснить, как изображен образ жаворонка. | Аудиозапись, иллюстрация. |
4 | Дыхательная гимнастика | 1 ушки 2 маятник 3 погончики 4 обними себя |
|
5 | «Со вьюном я хожу» р.н.п. | Познакомить ребят с русскими обычаями. Работать с детьми над правильностью интонирования. Работать над приемами звуковедения. Выяснить с ребятами форму песни – вариация. | пластинка |
6 | «Андрей - воробей» | Объяснить, что это песня – дразнилка. Объяснить ребятам, что хотя поется она быстро и на одном звуке, нужно петь на легато. | |
7 | Разучивание «Гуси» Филиппенко | Познакомить ребят с песней. Провести беседу по песне о гусях. Выяснить с ребятами ритм в песне с помощью плакатов. Поработать над дикцией, дыханием, над приемами звуковедения | Иллюстрации, плакаты со словами и ритмическим рисунком. |
8 | Разминка «Танец маленьких утят» | Точно выполнять движения в ритм такт музыки. | Иллюстрация, показ преподавателя. Аудиозапись. |
9 | «Пение птиц» польская народная песня | Продолжить разучивание песни. Работать над произношением, подражанием птиц. Над динамикой, над характером. | Иллюстрация, показ преподавателя. |
10 | «Яз җ итә» Файзи | Исполнить в характере. Присоединить к песне музыкальные инструменты. |
Ход урока
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы будем гулять по родному краю, по весеннему лесу, полям, лугам. А тема нашего урока называется «Весенние голоса»
ЭПИГРАФ:
«Музыка повсюду и везде
В пляске водопада и в реке,
В птичьих голосах в лесной тиши
Музыка моя звучи, звучи»
- Итак, наша задача будет внимательно вслушиваться в звуки, в музыку природы.
- Представьте как - будто мы с вами попали в весенний лес и там мы услышали… (слушаем птичьи голоса).
- Каких птиц голоса мы услышали?
Ответ детей: пеночки, ссоловей, зяблик и т.д. показываю их на иллюстрации.
- Итак, продолжаем нашу прогулку. И мы с вами попадаем на поле в далеком прошлом. Иллюстрация «Весна на пашне».
- Ребята посмотрите на эту иллюстрацию, что можно услышать, какую музыку или звуки
Ответ детей: фырканье уставших лошадей, как борона натыкаясь на камни разбивает их.
- Ребята какую полевую птичку вы знаете?
Ответ детей: жаворонок.
- Всмотритесь в картину, что мы там можем увидеть?
Ответ детей: как в небесах парит жаворонок он поет и своим пением хочет нам что-то сказать.
- Мы с вами сейчас послушаем песню русского композитора М.И. Глинки с таким же названием «Жаворонок». Вы сейчас послушайте и скажите, о чем же хочет рассказать нам жаворонок? (Слушаем)
Ответ детей: Он поет о том, что не каждый может понять его песню, его красоту трелей, и не каждый может еще её услышать, а может её услышать тот, кто вслушивается в музыку природы.
-Послушайте сейчас стихотворение Жуковского «Жаворонок»
«На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с Вышины
Поет, на солнышке сверкая,
Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!»
- Ребята посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, созвучна ли эта картина со словами Жуковского?
- А сейчас мы послушаем произведение Балакирева «Жаворонок» и вы мне скажите, а созвучно ли это произведение с иллюстрацией? И какой образ возникает, слушая это произведение? (слушаем)
Ответ детей: Возникает образ жаворонка.
- Ребята в этом произведении что-то знакомое вы услышали в чарующих звуках этого произведения? Что же нам напоминают звуки этой пьесы? (трели жаворонка, его движения, полет).
- Ребята может быть вы заметили, что здесь главная тема, которая повторяется и с каждым повторением изменяется, варьируется. И эта форма называется вариация. (Исполнение преподавателя).
- Первое изменение темы как бы обрастает красивыми звуками.
- Второе изменение обрастает слишком большим обилием красивых звуков из-за чего главную тему очень трудно узнать.
- Итак, саму тему мы будем обозначать
- Первое изменение который, как бы указывает на обрастание различными звуками главной
- Второе изменение, которое указывает на еще более измененную тему.
- А сейчас я посмотрю насколько вы внимательны. При каждом изменении, как только услышите, вы должны поднять определенную карточку. (СЛУШАЕМ)
- Вариация – это изменения главной темы в сопровождении, или изменение её самой.
- Вот мы с вами познакомились с пением полевой птички жаворонок.
- Раз мы попали в далекое прошлое. Где еще не было машин, а были лошади, которых вели по полю и к ним были прицеплены бороны. Так вспахивали землю весной и сажали пшеницу, рожь и другие растения. А после того как заканчивались весенние работы люди, устраивали праздники – пели песни, водили хороводы. Примером такой песни является русская народная песня «Со вьюном я хожу» - хороводная песня.
- Хоровод – это движение простым шагом под собственное пение или аккомпонимент инструментов.
- Вьюн – это такое растение, которое когда растет вьется.
- Мы сейчас послушаем и посмотрим этот хоровод (исполнение детей).
- Обратите внимание на то, что эта песня написана то же в форме вариации. В ней основная мелодия постепенно изменяется, т.е. варьируется.
- Канон – поочередное вступление голосов, с солистом.
- А сейчас отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику.
1) “ушки”
2) “маятник”
3) “погончики”
- Распевание по песне «Со вьюном я хожу», «Андрей - воробей». В распевании обратить внимание на правильность дыхания при пении, четкости произношения слов, напевности.
- Ребята посмотрите на эту иллюстрацию, кто на нем изображен?
Ответ детей: гусь.
- А какие песни про гусей вы знаете?
Ответ детей: «Два гуся».
- Скажите где живут эти птицы?
- Посмотрите на этот рисунок, соответствует ли эта картина содержанию песни? А почему, в чем их сходство?
Ответ детей: здесь изображены лебеди, летящие над необъятным простором моря.
- Но все вы, наверное, слышали выражение гуси-лебеди. Есть сказка, которая так и называется «Гуси - лебеди», про сестрицу Аленушку и братца Иванушку)
- Так же на картине мы можем увидеть горы высокие-высокие, у которых верхушки покрыты снегом, от них веет холодом.
- Лебедем лететь непросто, они преодолевают такое пространство голодные, замерзшие, но желание вернуться домой придает им силы. Когда лебеди или любые птицы перелетают, то они делают остановки, где они немного отдыхают и подкрепляются. Так лебеди в нашей картине решили отдохнуть и сели на берегу моря, чтобы искупаться, ведь купание в воде помогает снять усталость. Гуси искупались, отдохнули, хоть и хотели они пить, но они соленую водицу не стали пить, а решили потерпеть до дома, чтобы напиться из глубоких колодцев, а в песне колодец называется «криница» ключевой водицы.
После беседы начинаем разучивать песню.
После песни я наигрываю мелодию танца «Маленьких утят».
- Ребята, чьи слышаться голоса в этой музыке?
Ответ детей: маленьких утят.
- Я буду мамой – уткой, а вы будете моими утятками. Утята желтенькие, немного неуклюжие, забавные, смешные, довольно резвые и деловые.
Исполняем танец маленьких утят
Но тут налетела стая птиц, кричат на разные голоса. Даже трудно разобрать, кто есть кто. А мы постараемся разобраться в этом многоголосном пении.
- Исполняю песню «Пение птиц» 2 куплета.
- Мы уже определили, что в 1 куплете поют утята, а во 2 куплете поет чиж.
- А теперь выясним, кто поет в других куплетах.
Исполняю песню полностью.
- Кто же поет в 3 и 4 куплетах? (соловей и жаворонок)
Провожу работу над текстом песни, обращаю внимание детей на дикцию.
1) Пропеваем подражание птиц
«тишь-тишь», «цех-цех», «жив-жив».
2) Работа над динамикой в куплетах.
3) Работа над правильностью передачи характера песни.
4) Работа над дикцией произношение звуков «р», «д», окончание «шь».
5) отрабатываем приемы звуковедения.
- Но все когда-нибудь заканчивается. И наша прогулка завершается.
- Ребята. Что мы узнали нового, с чем познакомились во время прогулки?
Ответ детей: мы встретились с жаворонком на поле, услышали как композиторы передают голос птицы. Побывали в лесу, там услышали весенний хор птиц. Узнали о диких гусей и т.д.
- В завершении урока дети исполняют песню «Яз җитә» с солистами.
- Наступила весна, все кругом оңивает. От этого становиться радостно и весело. Спасибо за то, что вы были такие внимательные на уроке. Досвидание.
Уходят под песню Дунаевского “Скворцы прилетели”.