Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 5 классе по теме “Опрос общественного мнения”. Эта тема новая в программе математики 5 класса, но очень полезная. При прохождении этой темы отмечается творческая активность и заинтересованность каждого ученика. На этих уроках активно формируются все ключевые компетенции. Кроме того, тема изучается в конце года, когда дети уже устали. Активные формы организации учебного труда позволяют поддерживать интерес к предмету. Привожу разработки этих уроков в конце работы.
В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. На первых двух уроках они знакомятся с теоретическим материалом, решают разнообразные задачи, а далее я предлагаю учащимся выполнить проект по этой теме. Все ученики делятся на 4 группы, и в течение 5 минут идет обсуждение в группах - какой проект они будут выполнять. После обсуждения учащиеся выбрали следующие проекты:
- 1 группа: Разработка и проведение игры на местности “Найди клад”.
- 2 группа: Разработка сборника задач “Математический зоопарк”.
- 3 группа: Подготовка сообщения “Координаты в различных профессиях”.
- 4 группа: Путешествие в будущее “Встреча с координатами”.
На подготовку проекта дается 3-5 дней. Так как тема “Координатная плоскость” изучается в конце года, то далее идут уроки повторения. Как только проекты готовы, я предоставляю группе время на уроке и они проводят презентацию своего проекта. Оценка за проект получается из трех составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Критерии оценки проекта:
- Актуальность и значимость темы;
- Полнота раскрытия темы;
- Оригинальность решения проблемы;
- Качество выполнения продукта;
- Убедительность презентации.
1 группа не только подготовила и провела игру на местности “Найди клад”, но и подготовила компьютерную презентацию своего проекта (Приложение 1). Суть игры заключается в следующем: в детском парке на главной аллее мелом изображена координатная плоскость с указанием единицы по координатным осям. С помощью координатной плоскости (территория парка) и маршрутного листа с указанием координат точек команды должны найти три пакета с частями карты. После того как они соберут карту в одно целое, команды увидят место, где спрятан клад (сладкий приз).
2 группа разработала и оформила сборник задач, в котором собраны задачи на построение по заданным координатам различных фигурок животных, птиц, насекомых и т.д. Сборник содержит все полагающиеся атрибуты: обложка с указанием авторов, тексты задач, ответы и решения. Во время презентации проекта они предложили решить классу несколько наиболее удачных задач.
3 группа, используя библиотеку, сеть Интернет, беседы с родителями, собрала много интересной информации о том, в каких профессиях используются координаты и рассказала об этом классу.
4 группа заинтересовалась вопросом: Будет ли эта тема использоваться в будущем и в каких классах? Учащиеся этой группы пересмотрели в библиотеке все учебники математики с 7 по 11 класс и выяснили, что каждый год они будут использовать эту тему для построения различных графиков. Они подготовили чертежи и названия этих графиков и убедили учащихся класса в актуальности и важности этой темы.
Проекты в старших классах учащиеся выполняют в виде творческих работ (реферат, курсовая или исследовательская работа). Это индивидуальные годичные проекты. Учащиеся также представляют их в виде компьютерных презентаций (Приложение 2). Лучшие из них представляются на научно-практической конференции школьников. Работа над такими проектами начинается еще в сентябре и проходит она в три этапа.
1 этап – организационный (сентябрь). На этом этапе я помогаю учащимся в выборе темы, даю рекомендации по подбору литературы. Вместе устанавливаем временные рамки и график консультаций.
2 этап – основной (октябрь-январь). Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.
3 этап – заключительный (февраль-март). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта.
Применение “технологии проектов” дает возможность научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе. Эффективное образование невозможно без такой активной самостоятельной деятельности школьника.
Тема: “Опрос общественного мнения” в 5 классе.
1 УРОК.
- После объявления темы урока учитель задает вопрос: “А для чего проводятся опросы общественного мнения и что они дают?”
- Учащимся дается 5-7 минут на то, чтобы они попробовали ответить на этот вопрос, используя п.4 учебника и обсуждение в парах.
- После фронтального обсуждения этого вопроса учениками, учитель делает вывод – опрос общественного мнения проводится для того, чтобы узнать мнение людей по разным вопросам.
- Как пример опроса общественного мнения фронтально решаются упражнения учебника № 14, 16, 17, 20.
- Далее учитель задает вопрос: “Как можно оформить результаты опроса?” Используя изученный ранее материал, учащиеся дают ответ: в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграммы.
- Следующий вопрос: “А хотели бы вы узнать мнение своих одноклассников по каким-то вопросам? По каким?”
- После обсуждения этих вопросов у учащихся возникает желание провести самим опрос в классе. Тогда учитель предлагает разбиться классу на группы. Для этого можно использовать такой прием. Учитель вызывает к доске 4-х лидеров (если класс разбивается на 4 группы). Каждый лидер по очереди приглашает в свою группу одноклассников. Так за 2 минуты класс делится на группы. Каждая группа занимает место на одном ряду (каждый ряд – группа). Это очень удобно для дальнейшей организации учебного занятия.
- Учитель задает группам следующий вопрос: “А как проводится опрос общественного мнения? Ведь для этого нужны какие-то правила, должен быть какой-то порядок”. Обсуждение по группам 2 минуты.
- После фронтального обсуждения учащиеся записывают в тетрадь правила проведения опроса общественного мнения:
- Распределить обязанности в группе (кто проводит, кто ведет обсчет, кто оформляет).
- Выбрать тему опроса и обосновать ее актуальность.
- Выбрать объект опроса (одноклассники, жители города, женщины, молодежь и т.д.).
- Выбрать место и время опроса.
- Провести опрос, соблюдая правила хорошего тона.
- Результаты опроса оформить в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграмм.
- Сделать выводы.
Если останется время, можно обсудить какие могут возникнуть трудности опроса и выходы из затруднительных ситуаций.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Решить из учебника упражнения №13,15,19.
- Каждой группе подготовиться к опросу общественного мнения в классе: распределить обязанности, выбрать тему и т.д. В помощь № 22 учебника.
- Принести инструменты: циркуль, транспортир, фломастеры, бумагу. Учитель определяет время консультаций, если они будут нужны учащимся.
2 УРОК.
- Проверяется готовность групп к опросу (1 минута).
- Каждая группа в течение 3-5 минут проводит опрос
по своей теме. Учащиеся выбрали для опроса
следующие темы:
1 группа – Любимая телевизионная передача;
2 группа – Любимый учебный предмет;
3 группа – Любимое время года;
4 группа – Любимое занятие в свободное время. - Опрос проводится очень быстро. Группа предлагает на выбор несколько ответов и считает ответы по поднятой руке.
- Каждая группа оформляет результаты опроса в виде таблицы, столбчатой и круговой диаграмм в течение 15 минут. На оформление хватает 15 минут, т.к. обязанности в группе распределены: одни строят столбчатую диаграмму, другие круговую, третьи – таблицу.
Каждая группа в течение 2-3 минут знакомит с результатами опроса весь класс. Делает выводы по теме опроса и демонстрирует таблицы и диаграммы.
Учитель подводит итоги урока: Сегодня вы научились проводить опрос общественного мнения и благодаря этому узнали мнение одноклассников по некоторым вопросам. А чье мнение и по каким вопросам вы бы хотели еще узнать. Учащиеся предложили выйти за пределы гимназии и провести такой опрос среди жителей города Слободского.
Учитель задает вопрос: “А что вы хотите узнать о жителях нашего города?”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Каждая группа выполняет проект: опрос общественного мнения.
Обсудить в группе и выбрать тему опроса;
В течение недели провести опрос жителей города Слободского по выбранной теме и оформить результаты;
Подготовиться к презентации проекта.
ПРИМЕЧАНИЕ: Так как эта тема последняя в учебнике, то далее идут уроки повторения, а во внеурочное время учащиеся проводят опрос. Третий урок по теме, на котором учащиеся проводят презентацию проекта, проходит через неделю. На этот урок мы приглашаем родителей, представителей администрации и т.д.
3 УРОК.
1. Проверяется готовность групп к презентации проекта.
2. Каждая группа выступает с презентацией проекта по плану, который разработали на 1 уроке:
- тема и ее актуальность, т.е. обоснование, почему они выбрали эту тему;
- объект, место и время опроса. Можно отметить, что местом опроса были выбраны школы, города, городской рынок, городская площадь. Охвачены опросом были различные микрорайоны города, чтобы опрос был более достоверным. Объектом опроса были жители города Слободского разного возраста;
- результаты опроса;
- выводы.
Темы, выбранные учащимися:
1 группа: “Любимое дерево или кустарник слобожан”
2 группа: “Любимое блюдо жителей нашего города”
3 группа: “В какой стране хотели бы побывать слобожане”
4 группа: “Любимое место отдыха в городе”
3. Сразу после презентации проекта одноклассники дают рецензию. Привожу пример рецензии одного ученика: “Первая группа выбрала очень интересную тему. Хорошо оформила результаты опроса. Участвовали все ученики группы, но опрошено, мне кажется, мало слобожан, поэтому результат может быть не очень правдивым”.
4. Самооценка и взаимооценка. Учитель выдает каждой группе карточки со списком групп. После краткого обсуждения каждая группа выставляет оценку всем группам, в том числе своей группе, и сдает учителю. Учитель обобщает результаты и объявляет окончательную оценку группам.
5. Возвращаемся к вопросу: “Для чего проводится опрос общественного мнения? Что он дает? Что мы узнали о слобожанах?”. Учащиеся делают выводы.
6. Учащиеся предложили результаты опроса опубликовать в местной газете. Редакция газеты заинтересовалась результатами опроса и в “Слободских курантах” вышла заметка: “Какие мы слобожане”. Приведу выдержки: Одна из групп 5-б класса выбрала тему “Любимое дерево или кустарник слобожан”. Группа опросила 360 человек и сделала следующие выводы: любимое дерево слобожан – береза. Многие жители нам рассказывали о красоте и пользе этого дерева, а некоторые даже читали стихи. Так же предпочтения слобожане отдали яблоне, клену, черемухе и дубу. Мы бы хотели, чтобы если администрация города будет обновлять зеленые парки или возводить зеленые насаждения, то приняла бы во внимание результаты нашего опроса”.