Цель урока: выяснение цели использования лексических средств выразительности на примере текста рекламы.
Задачи:
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
- развитие умений и навыков, позволяющих адекватно понимать чужие и порождать собственные высказывания.
Ход занятия
Организационный момент
Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Банка депозитов”:
Раздайте участникам листки бумаги и попросите их написать то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты
- Накормил ли я кошку?
- Когда дядя выйдет из больницы?
- Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
- Смогу ли я справиться с волнением?
- Попросят ли меня говорить?
- А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Предупредите, что читать записи вы не будете. Объявите, что они смогут на время от тревог избавиться, поместив их в “банк депозитов”, откуда их можно будет при желании забрать по окончании занятия. В то время как опасения находятся в банке, о них можно забыть.
По окончании занятия предложите участникам забрать свои записи опасений из банка (который может представлять собой коробку) и поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли их тревога или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону. /Идентифицируя то, что нас беспокоит, мы заменяем бесформенное чувство тревоги чем-то конкретным, чему мы можем противостоять, что мы можем преодолеть, что само по себе уже не так пугает. А в рассказе о страхах часто содержатся варианты решения проблемы, поэтому такие “депозиты” приносят положительную “прибыль”/.
Определение темы занятия, постановка цели
- Сегодня мы занимаемся повторением по теме “Лексика”. Что вы помните из предыдущих классов по этой теме”? Словарь лексических средств выразительности поможет вам в этом:
Смысловые единицы речи | Стилистически окрашенная лексика | Лексика ограниченного употребления | Лексические образные средства речи |
Многозначные слова Антонимы Окказионализмы Омонимы Паронимы Синонимы Каламбур |
Разговорная Просторечная Газетно-публицистическая Канцеляризмы Термины |
Жаргонизмы Профессионализмы Архаизмы Историзмы Неологизмы Иноязычные слова |
Эпитет Сравнение Метафора Аллегория Перифраз Метафора Метонимия Синекдоха Литота Гипербола Олицетворение Ирония |
- Что изучает лексика? /словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения/
- Возможно ли, например, выявить особенности лексики публицистического стиля или составить словарь отдельного произведения?
- Предлагаю на время урока превратить класс в научную лабораторию. Возьмём за объект нашего исследования какой-нибудь текст и сделаем его язык предметом нашего исследования. Итак, мы становимся сотрудниками научной лаборатории. В течение урока работаем на специальных листах:
Повторение по теме “Лексика” Объект исследования:_______________________________ Предмет исследования:______________________________ Цель исследования:__________________________________ Лабораторная работа Дано: _____________________________________________ Найти: цель использования лексических средств. Условие: заменить лексические средства синонимами. Решение:_________________________________________ Ответ:___________________________________________
Общий вывод:_______________________________________ |
- Определите объект нашего исследования по трём признакам:
образован от латинского слова “Reklamare” – громко возражать, шумно протестовать, громко выкрикивать, призывать.
Его цели:
- воздействовать на нас, внушать определённые идеи и мнения,
- побуждать к приобретению товара или получению услуги.
Постоянно прерывает любимые сериалы и программы на самом интересном месте.
/Объект – текст рекламы/
- Опираясь на этимологию слова, скажите, выполняет ли реклама свои функции? Какой она должна быть? /Шумной, кричащей/
Реклама – это не напевная песня, а гортанный крик глашатая.
- А теперь определим предмет исследования.
- Что мы будем искать в этих текстах? Как это соотносится с темой урока?
/ Предмет – лексические средства выразительности, используемые в рекламе/
- Какую цель поставим перед собой?
/выяснить, с какой целью они используются/
- Как полученные знания могут пригодиться в нашей жизни?
/Сможем противостоять плохой рекламе, справиться с выполнением творческой части ЕГЭ, сможем сами создать качественный текст рекламы/
Работа по теме урока
Любой текст, в том числе и рекламы, должен
- привлечь к себе внимание; - заинтересовать;
- побудить к действию.
- Каким образом можно привлечь к себе внимание?
/обратиться к собеседнику/
- Из казённого языка в рекламу пришла манера начинать текст с фраз “Уважаемые клиенты”, “Дорогие товарищи”. Подскажите, как называются такие штампы, пришедшие из официально-делового стиля?
/Канцеляризмы/
- Удачно ли их использование? Чтобы разобраться, рассмотрим такую ситуацию: если я скажу: “Ребята, перестаньте шуметь”, или конкретизирую: “Таня, Дима, Серёжа, перестаньте шуметь”, - то в каком случае обращение быстрее достигнет своей цели? /Во втором случае/
- То есть должна быть адресная направленность. Молодёжную аудиторию привлекает даже не обращение, а прямой призыв к действию. Вспомните рекламные тексты, адресованные молодёжи.
Сникерсни! Не тормози! Стиморол Асе - отрывАсе!
- Рассмотрим два слогана:
/Слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая, запоминающаяся фраза/
- Определим, какие лексические средства выразительности использовались при их создании.
Можно ли в толковом словаре найти слово “Сникерсни”? /Нет, это слово придумали создатели рекламы/
- Что оно означает в вашем понимании? / “Перекуси шоколадным батончиком” / Такие индивидуально-авторские слова называются окказионализмами/
- Что означает “не тормози”? Если его рассматривать в прямом значении “перекусывай на ходу”, то в этом случае это прямой призыв к язве желудка. Если его рассмотреть как выражение, активно употребляющееся в молодёжном сленге, то оно переводится как “будь впереди всех”.
В этом случае его можно отнести к жаргонизмам.
- Какой приём используется во втором слогане?
/Слоган построен на каламбуре/
- Почему в этих рекламах используются жаргонизмы?
/Он предназначен для молодёжи, поэтому должна использоваться лексика, употребляемая этой аудиторией/
Лабораторная работа
- Уважаемые сотрудники, проведём лабораторную работу. В ходе этой работы вам нужно определить цель использования лексических средств выразительности в данных рекламах. Работу выполняем самостоятельно на специальных листах
/В ходе лабораторной работы учащиеся заменяют лексические средства выразительности синонимами и приводят примеры получившихся реклам без этих средств: “Съешь шоколадный батончик, не отрываясь от работы”, “Жевательная резинка – можно весело провести время”. В результате сравнений с исходными текстами делаем вывод, что без использования лексических средств выразительности слоганы получаются не такими яркими и выразительными/
- С какой целью используются лексические средства выразительности в данных текстах реклам?
/Привлечь к себе внимание, сделать текст ярким, выразительным/
Обобщение изученного
(Чтобы подвести исследование к общему выводу, группе учащихся даётся задание создать текст рекламы о школе.
Создайте текст рекламы о школе. К кому вы обратитесь? В какой форме это сделаете? Что в вашей школе может привлечь новых учеников? Какие проблемы школа может решить? Какие лексические средства вы использовали при создании рекламы? |
Остальные продолжают совместную работу с учителем.
- Представьте на минуту, что Государственная Дума приняла закон, запрещающий рекламу в СМИ. Что тогда произойдёт? Ваши версии.
/Мнения ребят, как и предполагалось, разделяются на два лагеря. Одни считают, что реклама только мешает, прерывая фильмы, другие говорят о том, что без рекламы не всегда можно будет узнать о нужной тебе информации/
- Как вы думаете, почему фильмы прерываются рекламными вставками, а газеты и журналы испещрены рекламными объявлениями? Зачем это нужно издательствам и каналам?
/На эти деньги они живут/
- Например, американское телевидение полностью существует за счёт доходов от рекламы. Если рекламу запретят, деньги будут поступать от государства, то о чём тогда будут говорить СМИ? Укусит собака своего хозяина, дающего ей пищу и кров, даже если хозяин с другими собаками обращается жестоко и несправедливо? Так и в реальной жизни будут произноситься хвалебные речи в адрес властей и правильной политики государства. Тогда , может быть, нужно говорить не о том, существовать рекламе или нет, а разобраться с её качеством, социальной полезностью? И у вас есть прекрасная возможность сделать это. Профессия копирайтера (создателя рекламы) в наше время востребована, пользуется спросом. Послушайте образец качественной рекламы, созданной вашими одноклассниками:
/Вам нужны прочные знания?
У вас нет классных учителей?
Двери нашей школы всегда открыты для вас!/
- Какие средства выразительности вы использовали при создании рекламы?
/Опирались на многозначность, использовали слова в прямом и переносном значении/
Итоги урока
- А теперь, уважаемые коллеги, какой вывод мы сделаем из нашего исследования? С какой целью используются в текстах лексические средства выразительности?
/С целью привлечения внимания к написанному, для создания яркого, выразительного образа, для внушения каких-то идей/
Домашнее задание
- Продолжить исследование, начатое в классе, но уже на примере других текстов реклам, находя лексические средства выразительности и определяя их роль.
Рефлексия
- Возьмите свои депозиты из банка тревог и опасений и скажите, помог ли он в преодолении ваших тревог хотя бы на время занятия?
- Если помог, значит, депозит принёс положительную прибыль.