Повторение темы "Лексика" в 10-м классе на примере рекламных слоганов

Разделы: Русский язык


Цель урока: выяснение цели использования лексических средств выразительности на примере текста рекламы.

Задачи:

  • формирование умений применять полученные знания на практике;
  • развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
  • развитие умений и навыков, позволяющих адекватно понимать чужие и порождать собственные высказывания.

Ход занятия

Организационный момент

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Банка депозитов”:

Раздайте участникам листки бумаги и попросите их написать то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты

  • Накормил ли я кошку?
  • Когда дядя выйдет из больницы?
  • Мне нечего сказать

Опасения по поводу участия в ходе занятия

  • Смогу ли я справиться с волнением?
  • Попросят ли меня говорить?
  • А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Предупредите, что читать записи вы не будете. Объявите, что они смогут на время от тревог избавиться, поместив их в “банк депозитов”, откуда их можно будет при желании забрать по окончании занятия. В то время как опасения находятся в банке, о них можно забыть.

По окончании занятия предложите участникам забрать свои записи опасений из банка (который может представлять собой коробку) и поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли их тревога или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону. /Идентифицируя то, что нас беспокоит, мы заменяем бесформенное чувство тревоги чем-то конкретным, чему мы можем противостоять, что мы можем преодолеть, что само по себе уже не так пугает. А в рассказе о страхах часто содержатся варианты решения проблемы, поэтому такие “депозиты” приносят положительную “прибыль”/.

Определение темы занятия, постановка цели

- Сегодня мы занимаемся повторением по теме “Лексика”. Что вы помните из предыдущих классов по этой теме”? Словарь лексических средств выразительности поможет вам в этом:

Смысловые единицы речи Стилистически окрашенная лексика Лексика ограниченного употребления Лексические образные средства речи
Многозначные слова

Антонимы

Окказионализмы

Омонимы

Паронимы

Синонимы

Каламбур

Разговорная

Просторечная

Газетно-публицистическая

Канцеляризмы

Термины

Жаргонизмы

Профессионализмы

Архаизмы

Историзмы

Неологизмы

Иноязычные слова

Эпитет

Сравнение

Метафора

Аллегория

Перифраз

Метафора

Метонимия

Синекдоха

Литота

Гипербола

Олицетворение

Ирония

- Что изучает лексика? /словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения/

- Возможно ли, например, выявить особенности лексики публицистического стиля или составить словарь отдельного произведения?

- Предлагаю на время урока превратить класс в научную лабораторию. Возьмём за объект нашего исследования какой-нибудь текст и сделаем его язык предметом нашего исследования. Итак, мы становимся сотрудниками научной лаборатории. В течение урока работаем на специальных листах:

Повторение по теме “Лексика”

Объект исследования:_______________________________

Предмет исследования:______________________________

Цель исследования:__________________________________

Лабораторная работа

Дано: _____________________________________________

Найти: цель использования лексических средств.

Условие: заменить лексические средства синонимами.

Решение:_________________________________________

Ответ:___________________________________________

 

Общий вывод:_______________________________________

- Определите объект нашего исследования по трём признакам:

образован от латинского слова “Reklamare” – громко возражать, шумно протестовать, громко выкрикивать, призывать.

Его цели:

  • воздействовать на нас, внушать определённые идеи и мнения,
  • побуждать к приобретению товара или получению услуги.

Постоянно прерывает любимые сериалы и программы на самом интересном месте.

/Объект – текст рекламы/

- Опираясь на этимологию слова, скажите, выполняет ли реклама свои функции? Какой она должна быть? /Шумной, кричащей/

Реклама – это не напевная песня, а гортанный крик глашатая.

- А теперь определим предмет исследования.

- Что мы будем искать в этих текстах? Как это соотносится с темой урока?

/ Предмет – лексические средства выразительности, используемые в рекламе/

- Какую цель поставим перед собой?

/выяснить, с какой целью они используются/

- Как полученные знания могут пригодиться в нашей жизни?

/Сможем противостоять плохой рекламе, справиться с выполнением творческой части ЕГЭ, сможем сами создать качественный текст рекламы/

Работа по теме урока

Любой текст, в том числе и рекламы, должен

- привлечь к себе внимание;

- заинтересовать;

- побудить к действию.

- Каким образом можно привлечь к себе внимание?

/обратиться к собеседнику/

- Из казённого языка в рекламу пришла манера начинать текст с фраз “Уважаемые клиенты”, “Дорогие товарищи”. Подскажите, как называются такие штампы, пришедшие из официально-делового стиля?

/Канцеляризмы/

- Удачно ли их использование? Чтобы разобраться, рассмотрим такую ситуацию: если я скажу: “Ребята, перестаньте шуметь”, или конкретизирую: “Таня, Дима, Серёжа, перестаньте шуметь”, - то в каком случае обращение быстрее достигнет своей цели? /Во втором случае/

- То есть должна быть адресная направленность. Молодёжную аудиторию привлекает даже не обращение, а прямой призыв к действию. Вспомните рекламные тексты, адресованные молодёжи.

Сникерсни! Не тормози!

Стиморол Асе - отрывАсе!

- Рассмотрим два слогана:

/Слоган (англ.) – рекламный лозунг, короткая, запоминающаяся фраза/

- Определим, какие лексические средства выразительности использовались при их создании.

Можно ли в толковом словаре найти слово “Сникерсни”? /Нет, это слово придумали создатели рекламы/

- Что оно означает в вашем понимании? / “Перекуси шоколадным батончиком” / Такие индивидуально-авторские слова называются окказионализмами/

- Что означает “не тормози”? Если его рассматривать в прямом значении “перекусывай на ходу”, то в этом случае это прямой призыв к язве желудка. Если его рассмотреть как выражение, активно употребляющееся в молодёжном сленге, то оно переводится как “будь впереди всех”.

В этом случае его можно отнести к жаргонизмам.

- Какой приём используется во втором слогане?

/Слоган построен на каламбуре/

- Почему в этих рекламах используются жаргонизмы?

/Он предназначен для молодёжи, поэтому должна использоваться лексика, употребляемая этой аудиторией/

Лабораторная работа

- Уважаемые сотрудники, проведём лабораторную работу. В ходе этой работы вам нужно определить цель использования лексических средств выразительности в данных рекламах. Работу выполняем самостоятельно на специальных листах

/В ходе лабораторной работы учащиеся заменяют лексические средства выразительности синонимами и приводят примеры получившихся реклам без этих средств: “Съешь шоколадный батончик, не отрываясь от работы”, “Жевательная резинка – можно весело провести время”. В результате сравнений с исходными текстами делаем вывод, что без использования лексических средств выразительности слоганы получаются не такими яркими и выразительными/

- С какой целью используются лексические средства выразительности в данных текстах реклам?

/Привлечь к себе внимание, сделать текст ярким, выразительным/

Обобщение изученного

(Чтобы подвести исследование к общему выводу, группе учащихся даётся задание создать текст рекламы о школе.

Создайте текст рекламы о школе.

К кому вы обратитесь?

В какой форме это сделаете?

Что в вашей школе может привлечь новых учеников?

Какие проблемы школа может решить?

Какие лексические средства вы использовали при создании рекламы?

Остальные продолжают совместную работу с учителем.

- Представьте на минуту, что Государственная Дума приняла закон, запрещающий рекламу в СМИ. Что тогда произойдёт? Ваши версии.

/Мнения ребят, как и предполагалось, разделяются на два лагеря. Одни считают, что реклама только мешает, прерывая фильмы, другие говорят о том, что без рекламы не всегда можно будет узнать о нужной тебе информации/

- Как вы думаете, почему фильмы прерываются рекламными вставками, а газеты и журналы испещрены рекламными объявлениями? Зачем это нужно издательствам и каналам?

/На эти деньги они живут/

- Например, американское телевидение полностью существует за счёт доходов от рекламы. Если рекламу запретят, деньги будут поступать от государства, то о чём тогда будут говорить СМИ? Укусит собака своего хозяина, дающего ей пищу и кров, даже если хозяин с другими собаками обращается жестоко и несправедливо? Так и в реальной жизни будут произноситься хвалебные речи в адрес властей и правильной политики государства. Тогда , может быть, нужно говорить не о том, существовать рекламе или нет, а разобраться с её качеством, социальной полезностью? И у вас есть прекрасная возможность сделать это. Профессия копирайтера (создателя рекламы) в наше время востребована, пользуется спросом. Послушайте образец качественной рекламы, созданной вашими одноклассниками:

/Вам нужны прочные знания?

У вас нет классных учителей?

Двери нашей школы всегда открыты для вас!/

- Какие средства выразительности вы использовали при создании рекламы?

/Опирались на многозначность, использовали слова в прямом и переносном значении/

Итоги урока

- А теперь, уважаемые коллеги, какой вывод мы сделаем из нашего исследования? С какой целью используются в текстах лексические средства выразительности?

/С целью привлечения внимания к написанному, для создания яркого, выразительного образа, для внушения каких-то идей/

Домашнее задание

- Продолжить исследование, начатое в классе, но уже на примере других текстов реклам, находя лексические средства выразительности и определяя их роль.

Рефлексия

- Возьмите свои депозиты из банка тревог и опасений и скажите, помог ли он в преодолении ваших тревог хотя бы на время занятия?

- Если помог, значит, депозит принёс положительную прибыль.