Цели урока:
- Обучающая – формирование умений и навыков по теме “Системы счисления”.
- Развивающая – развивать мышление учащихся путем анализа, развивать умение выделять главное, уметь сравнивать и обобщать изучаемый материал.
- Воспитательная – формировать и активизировать познавательный и творческой процесс у учащихся.
Методы обучения:
- Письменный опрос с последующим обсуждением.
- Решение задач различного уровня сложности.
- Самостоятельная работа в форме теста.
Структура урока.
- Проверка домашнего задания с помощью математического диктанта.
- Решение задач по разным уровням сложности.
- Самостоятельная работа в форме теста.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (математический диктант) – 10 мин.
Ученики слушают вопрос своего варианта, не записывая его. Записывают только ответ на листах под копирку. (двое учащихся пишут ответы на отвернутых досках у доски) .
Вопросы 1 варианта:
- Что такое система счисления?
- Какое основание имеет десятичная система счисления?
- Какие цифры входят в алфавит двоичной системы счисления?
- Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления?
- Что называется позиционной СС?
Вопросы 2 варианта:
- Какие символы входят в алфавит шестнадцатеричной СС?
- Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?
- Назовите изученные вами системы счисления?
- Какое основание имеет двоичная система счисления?
- Что называется непозиционной СС?
После написание диктанта учащиеся один из своих листочков сдают учителю, а другой проверяют с ребятами у доски.
II. Основной материал (25 мин)
В основном материале используем правила сложения, вычитания чисел.
Задание №1. Перевести числа из одной системы счисления в другую.
(Задание выполняется по вариантам 1 вариант (а,в) , 2 вариант( б,г) ) .
Переведите целые числа из 10-й в 8-ю систему счисления:
а) 8700
б) 8888
в) 8900
г) 9300
Переведите целые числа из 10-й в 16-ю систему счисления:
а) 266
б) 1023
в) 1280
г) 2041
Переведите двоичные числа в 8-ю систему счисления:
а) 1010001001011
б) 1010,00100101
Переведите 8-е и 16-е числа в 2-ю систему счисления:
а) 266
в) 1270
б) 266
г) 2А19
Задание №2 Выполните действия над числами.
а) 10010011+101101;
б) 1011101+11101101;
в) 1101011110-10111111;
г) 11011011-110101110;
Задание №3 (данное задание выполняется самостоятельно)
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший, учится в 1001 классе. Может ли быть такое?
Задание №4 Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:
а) [101101,110000];
б) [14,20];
в) [202,1000];
г) [28,30].
Задание №5 Сравните числа:
а) 125и 111100010101;
б) 757и 1110010101;
в) 12,25и 111,100010101;
г) А23и 1232.
III. Самостоятельная работа контролирующего характера.
Тест
1. Как записывается число в двоичной системе счисления?
А) 110
Б) 101
В) 111
2. Как записывать число С,3 в десятичной системе счисления?
А) 12
Б) 11,12
В) 12,18
3. Как записать число 1010 в восьмеричной системе счисления?
А) 10
Б) 11
В) 12
4. Как записать число 21,А в двоичной системе счисления?
А) 100001,1010
Б) 10101,11
В) 100000,101
5. Укажите таблицу сложения двоичных чисел:
А) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=0
Б) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=2
В) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=10
6. Укажите таблицу умножения двоичных чисел:
А) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=0
Б) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=1
В) 0*0=0; 1*0=0; 0*1=0; 1*1=1
7. Укажите таблицу вычитания двоичных чисел:
А) 0-0=0; 1-0=1; 0-1=1; 1-1=0
Б) 0-0=0; 1-0=1; 0-1=1; 1-1=0
В) 0-0=0; 1-0=1; 0-1=(1) 1; 1-1=0
По окончании работы с тестом назвать правильные ответы, чтобы учащиеся выполнили самопроверку и самооценку.
IV. Подведение итогов урока.
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе
Уровень знаний:
Повторить все определения и правила изученные в данной теме.
Уровень понимания:
Выполнить действия
А) 110010+111,01;
Б) 11110000111-110110001.
Уровень применения:
Составить таблицы сложения и умножения в троичной и пятеричной системах счисления.
Творческий уровень:
Восстановить двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже арифметических примерах стоит знак “*”:
А) **0*0*1**1 + 10111*10** = 100*1*00010;
Б) ***0**00-11*11*11 = 1101*1.