Цель: закрепить навыки и умения решения иррациональных уравнений.
I. Фронтальная работа с классом:
- Какие уравнения называются иррациональными?
- Какие методы решения иррациональных уравнений вам знакомы?
Рассмотреть таблицу “Алгоритм решения иррационального уравнения”. (Приложение 1).
II. Индивидуальное домашнее задание для способных учеников. Ученик объясняет классу решение уравнения + =2. (Проверка с помощью формулы сложного радикала).
III. Фронтальная работа с классом: решение устных упражнений.
Какие из следующих уравнений являются иррациональными?
=2; = 1 + ;
+ = 2; =3;
= 4.
Является ли число 0 корнем уравнения?
= ,0 = 2;
= , 0 = 6;
= , 0 = 0.
= 9; = 5;
= ;
= 2; (x 4)= 0.
IV. Индивидуальное домашнее задание для способных учеников. Ученик объясняет классу решение уравнения (x 4) = 6. (Приложение 2).
V. Математическое лото. (Выдаётся каждому на парту).
Основная карточка.
= 1 | (x8) = 0 | |
+= 2 | = 0 |
Дополнительные карточки (разрезаны).
1 | ||
Корней нет | 3 | 5 |
19 |
Ответы:
5 | ||
Корней нет | 1 | 19 |
VI. Индивидуальное домашнее задание для способных учеников. Ученик объясняет классу решение уравнения = 1.
VII. Решение двух уравнений на выбор (2 человека решают у доски)
2-x+3 = 4 3=2+x 9(2-x) = 4+4x+ Д = 225 x1 =14 x2 = 1 Проверка: x =14 2+14+3 = 4 - неверно 14 - не корень уравнения x = 1 21+3 = 4 - верно 1 - корень уравнения Ответ: 1. |
= +1 3x+1 = 2x-1+2+1 2 2 4(2x-1) = 8x-4 = Д1 = 4 x1 = x2 = 1 Проверка: x = = +1 - верно - корень уравнения x = 5 = +1 - верно 1 - корень уравнения Ответ: 5; 1. |
Остальные ученики в это время выполняют задание “Найди ошибку”.
Два ученика решили уравнение: 5x = 15
5x = 15 x 2x = 0 x = 6 x = 0 Ответ: 0; 6. |
5x = 15 x возведём обе части уравнения в квадрат 2x3 = 72x 2x(x236) = 0 2x(x-6)( x +6) = 0 2x = 0 или x6 = 0 или x+6 = 0 x = 0 x = 6 x = 6 Ответ: 0; 6; 6. |
Объясните допущенные ошибки.
VIII. Самостоятельная работа (на основе тестов).
Решите уравнение:
= 0
; б)3; в)6; г) среди указанных ответов нет верного.
Решите уравнение:
= 2
; в)1;г 6.
Решите уравнение:
= + 1
; в);.
Решите уравнение:
=
; в);.
При каких значениях z значение выражений равны?
; б)2; в)1; г) среди указанных ответов нет верного.
Проверить самостоятельную работу в классе.
IX. Дополнительные задания:
Вычислите координаты точки пересечения графиков функций f и g, если
f(x) = и g(x) = x 2.
= x 2
x
Проверка:
x = 3 = 3 - верно;
x = 3 = - неверно,
x = 3;
y = 1
Ответ: S (3; 1).
При каком значении a, число является корнем уравнения
=
Существуют ли другие корни при найденном значении a?
=
=
+x+3=4x23
= 18x
= 324x+
=6
при только один корень
X. Вписать в клетки математические термины, которые встречаются при изучении темы “Иррациональные уравнения”.
XI. Подвести итоги урока.
XII. Домашнее задание: Индивидуальные задания на карточка