Цель: закрепить навыки и умения решения иррациональных уравнений.
I. Фронтальная работа с классом:
- Какие уравнения называются иррациональными?
- Какие методы решения иррациональных уравнений вам знакомы?
Рассмотреть таблицу “Алгоритм решения иррационального уравнения”. (Приложение 1).
II. Индивидуальное домашнее задание для
способных учеников. Ученик объясняет классу
решение уравнения +
=2. (Проверка с помощью формулы сложного
радикала).
III. Фронтальная работа с классом: решение устных упражнений.
Какие из следующих уравнений являются иррациональными?
=2;
= 1 +
;
+
= 2;
=3;
= 4.
Является ли число 0 корнем уравнения?
=
,
0 = 2;
=
,
0 =
6;
=
,
0 =
0.
= 9;
= 5;
=
;
=
2; (x
4)
= 0.
IV. Индивидуальное домашнее задание для
способных учеников. Ученик объясняет классу
решение уравнения (x 4)
= 6. (Приложение 2).
V. Математическое лото. (Выдаётся каждому на парту).
Основная карточка.
![]() |
(x![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Дополнительные карточки (разрезаны).
![]() |
![]() |
![]() |
Корней нет | 3 | 5 |
![]() |
19 | ![]() |
Ответы:
![]() |
5 | ![]() |
Корней нет | ![]() |
19 |
VI. Индивидуальное домашнее задание для
способных учеников. Ученик объясняет классу
решение уравнения
= 1.
VII. Решение двух уравнений на выбор (2 человека решают у доски)
2-x+3![]() 3 9(2-x) = 4+4x+ Д = 225 x1 = x2 = 1 Проверка: x = 2+14+3
x = 1 2 1 - корень уравнения Ответ: 1. |
![]() ![]() 3x+1 = 2x-1+2 2 2 4(2x-1) = 8x-4 = Д1 = 4 x1 = Проверка: x =
x = 5
1 - корень уравнения Ответ: 5; 1. |
Остальные ученики в это время выполняют задание “Найди ошибку”.
Два ученика решили уравнение: 5x = 15
5x ![]() ![]() x 2x = 0 x = 6 x = 0 Ответ: 0; 6. |
5x ![]() ![]() x возведём обе части уравнения в квадрат 2x3 = 72x 2x(x2 2x(x-6)( x +6) = 0 2x = 0 или x x = 0 x = 6 x = Ответ: 0; 6; |
Объясните допущенные ошибки.
VIII. Самостоятельная работа (на основе тестов).
Решите уравнение:
= 0
; б)3;
в)6; г) среди указанных ответов нет верного.
Решите уравнение:
= 2
; в)1;
г
6.
Решите уравнение:
=
+ 1
; в)
;
.
Решите уравнение:
=
; в)
;
.
При каких значениях z значение выражений равны?
; б)2;
в)1; г) среди указанных ответов нет верного.
Проверить самостоятельную работу в классе.
IX. Дополнительные задания:
Вычислите координаты точки пересечения графиков функций f и g, если
f(x) = и g(x) = x
2.
= x
2
x
Проверка:
x = 3
= 3
-
верно;
x = 3
=
- неверно,
x = 3;
y = 1
Ответ: S (3; 1).
При каком значении a, число является корнем
уравнения
=
Существуют ли другие корни при найденном значении a?
=
=
+x+3=4x
23
= 18
x
= 324
x+
=6
при
только
один корень
X. Вписать в клетки математические термины, которые встречаются при изучении темы “Иррациональные уравнения”.
XI. Подвести итоги урока.
XII. Домашнее задание: Индивидуальные задания на карточка