Методическая разработка урока информатики для 6—7-х классов на тему "История развития компьютеров"

Разделы: Информатика


Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: комбинированный

Основные цели: Познакомить учащихся 6-7-х классов с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием компьютеров начиная с первой ЭВМ до персональных компьютеров.

Оборудование:

Тесты для проверки знаний;

Персональные компьютеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

3. Подготовка к учебно-познавательной деятельности (вступление)

4. Изучение нового материала.

5. Практическая работа на компьютере.

6.Закрепление полученных знаний (тестирование).

7.Домашнее задание.

1. Организационный момент

Добрый день ребята! Прошу садиться. Итак, мы начинаем очередной урок информатики. Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату.

В начале нашего урока проверим, как вы справились с домашним заданием.

2.Опрос домашнего задания

3. Подготовка к учебно-познавательной деятельности (вступление)

Тема сегодняшнего урока: “История развития компьютеров”. Данная тема для вас очень важна и интересна, она показывает, какие изменения претерпели первые ЭВМ, чтобы стать персональными компьютерами. Давайте обо всем по-порядку.

4. Изучение нового материала

В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления и орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей.

Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Долгое время письменные документы составлялись на пергаментных свитках, который изготавливался из кожи животных. Ее растягивали, чтобы получить тонкие листы для письма. Когда на востоке стали ткать шелк, его также стали применять для письма.

Изобретенная во II веке в Китае бумага, дошла до Европы только в XI веке. Книг было очень мало, они были очень дорогими.

Мы можем проследить, как человек приобретая знания, делает новые открытия.

По-прошествии многих лет началось развитие электронно-вычислительной техники, в которое вошло три поколения ЭВМ и персональные компьютеры.

Мы начнем изучать ЭВМ первого поколения, которое приходится на 40-е годы XX века. В ЭВМ первого поколения механические детали машин были заменены электронными лампами. Для изготовления машин требовалась большая площадь, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ были очень дорогими и использовались только в крупнейших научно-исследовательских центрах.

Именно на период ЭВМ первого поколения приходится создание ENIAC (электронный числовой интегратор и калькулятор), это произошло в США в 1945 году. А в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина).

ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью нескольких десятков тысяч операций в секунду, последовательность выполнения задавалась программами. Которые писались на машинном языке, алфавит которого состоял из двух знаков “1” и “0”. Программа вводилась в ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент.

В 60-е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения. Здесь на смену электронным лампам пришли транзисторы. В отличие от ЭВМ первого поколения у них меньшая площадь и масса. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях.

В 1967 году в СССР создана БЭСМ-6 (Быстродействующая Электронно-Вычислительная Машина 6), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду. В данной машине использовались 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных. Работа программистов стала проводиться при помощи языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и другие).

Начиная с 70-х годов прошлого века, в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные схемы. В которых могли быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имел очень маленькие размеры. Таким образом, ЭВМ стали гораздо более компактными, быстродействующими и недорогими. ЭВМ третьего поколения производились большими сериями и стали доступны для большинства научных институтов и высших учебных заведений.

Таким образом, мы подошли к завершающему поколению ЭВМ – это персональные компьютеры. Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем (БИС), которые включали десятки тысяч транзисторов. Это позволило выпускать компактные персональные компьютеры, доступные для массового пользователя.

Первым персональным компьютером является Apple II, который был создан в 1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IBM PC.

Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами. Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя.

5. Практическая работа на компьютере

Следующим этапом нашего урока будет практическая работа на компьютере. Вам предстоит проделать следующую работу, создать в текстовом редакторе таблицу “Поколения ЭВМ”, которая находится перед вами на раздаточном материале. Данная таблица следующие характеристики всех четырех поколений ЭВМ: годы использования, основной элемент, быстродействие операций в секунду, количество ЭВМ в мире.

Итак, занимаем места за компьютерами, не забываем о правилах поведения в компьютерном классе. Открываем текстовый редактор Microsoft Word и начинаем работу.

Раздаточный материал

Таблица “Поколения ЭВМ”

Характеристика

Поколения

Первое

Второе

Третье

Персональные компьютеры

Годы использования

40-50-е гг.

XX век

60-е гг.

ХХ век

70-е гг.

ХХ век

80-е гг. настоящее время

Основной элемент

Электронная лампа

Транзистор

Интегральная схема

Большая интегральная схема

Быстродействие операций в секунду

Десятки тысяч

Сотни тысяч

Миллионы

Миллиарды

Количество ЭВМ в мире, шт.

Сотни

Тысячи

Сотни тысяч

Около миллиарда

 6.Закрепление полученных знаний (тестирование)

После того, как вы справились с предыдущим заданием, созданием таблицы, мы приступаем к закреплению пройденного материала. Предлагаю это сделать путем заполнения тестов. Вам требуется заполнить тест, путем выбора одного правильного ответа.

Раздаточный материал. Тест “История развития компьютеров”

ФИО учащегося____________________________________ класс___________________

1. ЭВМ какого поколения приходится на 60-е годы ХХ века?

а) первое поколение;

б) второе поколение;

в) третье поколение.

2. При создании ЭВМ первого поколения механические детали заменили на?

а) электронные лампы;

б) интегральную схему;

в) транзистор.

3. ЭВМ какого поколения наибольшее количество в мире, штук?

а) первого поколения;

б) третьего поколения;

в) персональных компьютеров.

4. В эпоху развития первого поколения ЭВМ была создана?

а) БСЭМ-6;

б) ENIAC;

в) Apple II.

5.В интегральной схеме могли быть плотно упакованы?

а) тысячи транзисторов;

б) десятки тысяч транзисторов;

в) десятки транзисторов.

6. ЭВМ какого поколения выполняют миллионы операций в секунду?

а) первое поколение;

б) персональные компьютеры;

в) третье поколение.

7.ЭВМ какого поколения наиболее компактная?

а) первого поколения;

б) персональные компьютеры;

в) третье поколение.

7.Домашнее задание

Домашним заданием будет ответить на следующие вопросы:

1. Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения?

2. Почему современные персональные компьютеры стали доступны для массового потребителя?

3. Назовите первый персональный компьютер “дедушку” современных компьютеров Macintosh.

4. Назовите построенный в 1945 году в США электронный числовой интегратор и калькулятор.

5. Что пришло на смену электронным лампам, при создании ЭВМ второго поколения?

6. При каком поколении ЭВМ для создания машин стали использовать интегральные схемы?

7. Где и когда была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина)?

Надеюсь, что сегодняшняя тема урока для вас ясна и понятна и вы не затруднитесь при выполнении домашнего задания.

Использованная литература:

1. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. Ученику, студенту, учителю. Автор: Леонтьев В.П./М: Издательство “ОЛМА-ПРЕСС”. 2000г – 637с.

2. Самоучитель работы на компьютере. Автор: Левин. А./ М: Издательство “НОЛИДЖ”. 2001г – 688с.

3. Учебник. Информатика начальный курс 5-6 класс. Под.ред. профессора Макаровой Н.В./М: Издательство “ПИТЕР”. 2002г – 160 с.

4. Учебник. Информатика базовый курс 8 класс. Автор: Угринович Н.Д./М: Издательство “БИНОМ. Лаборатория знаний”. 2005г – 205 с.

5. Учебник. Информатика базовый курс 9 класс. Автор: Угринович Н.Д./М: Издательство “БИНОМ. Лаборатория знаний”. 2006г – 320 с.