Для развития младших школьников активно использую в своей работе метод проектов. Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность. В работе применяю исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование межпредметных проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Предлагаю свой опыт использования межпредметного проекта на уроках окружающего мира в 4 классе по УМК “Начальная школа XXI века” под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой. Материал раздела “Человек – защитник своего Отечества” очень важен для воспитания патриотических чувств у детей, осознания того, что защита Родины – долг каждого гражданина. Работая над разделом (8 ч.) в течение месяца мои четвероклассники были вовлечены в разные виды урочной и внеурочной деятельности. На уроках технологии ребята, работая в группах, готовили макеты “Ледовое побоище”, “Невская битва”, “Куликовская битва”. Во внеурочное время провели игру-путешествие “По маршруту ополчения 1612 года”, “По маршруту отступления французской армии 1812 года”. На уроках музыки, прослушав отрывки из оперы “Иван Сусанин” М. Глинки и произведения Рылеева “Иван Сусанин”, работая в группах, выполняли рисунки на тему “Подвиг Ивана Сусанина”. Во внеурочное время учащиеся подготовили сообщения на темы: “Александр Невский”, “М.И. Кутузов - великий русский полководец”, “Подвиг трёх братьев Тучковых в Бородинском сражении”. На экскурсиях в краеведческий и школьный музеи ребята познакомились с памятниками Славы в городе и крае, орденами и медалями. На уроках технологии ребята выполняли творческие работы - памятники героям–воинам, а также работу в технике оригами – журавлик мира. На классных часах провели встречи с воинами городской воинской части; экскурсии в полк, к памятникам воинской Славы в городе. На уроках развития речи написали мини-сочинения на тему: “Что такое война?”. Кроме этого, во внеурочное время, ребята, работая в группах, подготовили защиту своих проектов. Первая группа на тему: “Пусть всегда будет солнце”. Вторая группа на тему: “Нам не нужна война”. Третья группа – “Мир нужен всем”. Четвёртая группа провела исследование-интервью среди учащихся начальной школы. Детям со второго по четвёртый классы был задан вопрос: “Хотят ли русские войны?”. Все дети единодушно ответили: “Нет!”.
Итоги данной работы были подведены на обобщающем уроке по разделу.
Предлагаю конспект данного урока с Презентацией.
Тема урока: Обобщение по разделу: “Человек - защитник своего Отечества”.
Цели урока:
- Учебные: учить воспринимать в системе исторические факты, явления, понятия; выделять главное.
- Развивающие: выявлять причинно-следственные связи, последовательность событий, представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
- Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и цели урока:
Учитель:
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученному разделу. Подскажите, пожалуйста, какой раздел мы изучили?
Ученик: Раздел “Человек - защитник своего Отечества”.
Учитель:
- Правильно. Сегодня мы подведём итоги нашего межпредметного проекта. Как был назван наш проект?
На уроке мы ответим на следующие вопросы:
- Почему люди воюют?
- Почему русские воины всегда сжигали за собой мосты?
- Почему говорили: “Отступать некуда. За нами Москва”.
(Слайды № 1).(Дети читают.)
3. Актуализация знаний.
Учитель:
А сейчас игра “Мозговой штурм”. (Учитель задаёт вопросы и ответы детей фиксирует на “Ленте времени”).
- В каком году славяне под руководством Владимира Мономаха дали отпор половцам? В каком веке?
- Назовите годы Невской битвы и Ледового побоища. Назовите век.
- В каком году произошла Куликовская битва? Назовите век.
- Назовите дату изгнания польских захватчиков из России. В каком веке?
- В каком году Наполеон напал на Россию? Назовите век.
- Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. В каком веке?
4. Беседа.
Учитель:
- Что означает слово “война”?
Ученики высказывают свои мнения:
- Война – это вооружённая борьба
- Война – это гибель миллионов невинных людей.
Учитель: На уроке развития речи мы писали мини-сочинения на эту тему. А сейчас мы послушаем сочинение-размышление. (Ученик читает своё сочинение. Текст сочинения в Приложении 3). Какие виды войн вы знаете? (Войны бывают захватнические, освободительные, народные, Отечественные).
Что означает понятие “народная война”, “Отечественная война”? (В войне участвует весь народ. Отечественная война – это война за освобождение своего Отечества). Каким видом войн являются перечисленные войны? (Освободительные).
Какие ещё виды войн вы знаете? ( Захватнические)
5. Проверка домашнего задания, тестирование.
(Текст прилагается в Приложении 1).
Учитель:
- А сейчас мы проверим, как вы усвоили данный раздел. Работаем быстро, оцениваем себя и своего товарища.
6. Обобщающее слово учителя.
Учитель:
- Мы с вами повторили основные сражения русского народа с иностранными захватчиками, но каждая победа – это не только героизм русского солдата, но и талант военачальника. Вспомним их имена и значение их таланта в победе русского оружия.
(Слайд № 2)
При появлении слайдов с портретами:
- Александра Невского (Слайд № 3)
- Дмитрия Донского (Слайд № 4)
- Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского (Слайд № 5)
- Михаила Кутузова (Слайд № 6)
- Владимира Мономаха (Слайд № 7)
ребята рассказывают об их вкладе в историю русского военного искусства.
7. Решение проблем урока.
Учитель:
- А теперь давайте ответим на вопрос: “Почему люди воюют?”
Учащиеся отвечают:
- Люди воюют из-за земли, богатства, разной веры, власти и желания превратить других людей в рабов.
Учитель: Следующий вопрос: “Почему русские воины сжигали за собой мосты?” С какого сражения пошло это выражение? Назовите основные сражения Великой Отечественной войны. (Сталинградская битва, битва за Москву, танковое сражение на Курской дуге и другие). Каких военачальников Великой Отечественной войны вы знаете?
(Учащиеся называют: Жуков, Малиновский, Рокоссовский и другие).
Учитель: Следующий вопрос нашего урока: Почему говорили: “Отступать некуда. За нами Москва?” (Учащиеся объясняют).
8. Разгадывание кроссворда “Исторические личности”
(Слайд № 8).Учитель:
- А сейчас проверим, как мы знаем понятия и исторические личности.
- Какое ключевое слово получилось? (Родина).
- За что вели освободительные войны русские? (За свободу и независимость нашей Родины и народа). Русский народ всегда помнит героизм своих патриотов, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество. На уроках литературного чтения мы с вами изучали пословицы о Родине. Давайте их вспомним. (Слайд № 9). (Дети читают текст пословиц и объясняют их смысл). (Текст в Приложении 2).
9. Немного поэзии.
Учитель:
А сейчас мы вспомним отрывок из стихотворения К.Д.Бальмонта “Россия”, которое мы учили на уроке литературного чтения.
Ученица читает:
Есть слово – и оно едино
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель.
Позвавший птиц к весне апрель.
Учитель:
- О чём говорят эти слова? (О любви к Родине)
10. Подведение итогов интервью.
Учитель:
Участвуя в проекте “Хотят ли русские войны?”, группа ребят провели среди учащихся начальной школы исследование-интервью. Ребята задавали один вопрос: “Хотят ли русские войны?” Сейчас они расскажут об итогах интервью.
Ученик:
- Все ребята нашей школы были единодушны в своём мнении и ответили: “Нет!”
11. Защита проектов по группам.
Учитель:
На уроках технологии и изобразительного искусства ребята работали по группам и выполнили работы на темы:
- “ Пусть всегда будет солнце”
- “Нам не нужна война”
- “Мир нужен всем”
( Каждая группа представляет свою работу – плакат или панно – и доказывает, используя стихи, песни, отрывки из сочинений, что всем людям на планете нужен мир.)
12. Рефлексия.
Учитель:
- Что вы узнали на уроке нужного, полезного, интересного?
- А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.
(Слайд № 10: “ Сегодня на уроке я …
- Доволен работой, так как…
- Не совсем доволен, потому что…)
13. Итоги урока.
Учитель:
- Всем большое спасибо за работу. На память о сегодняшнем уроке каждому из вас я дарю журавлика и надеюсь, что мы вырастем патриотами России. (Всем раздаются изделия оригами “Журавлик мира”).