Тема урока-исследования: "Белки"

Разделы: Химия, Биология


Приходя на урок химии, ребята хотят узнать новое и применить свои знания, особенно им нравиться самостоятельно добывать информацию и экспериментировать. Данный урок построен так, чтобы, изучая новый материал, учащиеся могли привлечь ранее приобретенные знания: понятия об аминокислотах, их строении и образовании пептидных связей; подключить межпредметные связи; провести эксперимент.

Цели.

  • Образовательные: научиться распознавать белки с помощью качественных реакций;
  • Развивающие: развивать умение анализировать уже имеющие знания, прогностические способности при изучении нового материала, опираясь на познавательную творческую деятельность;
  • Воспитательные: развитие любознательности, стремление к усвоению знаний и приобретению навыков и умений по теме занятия, потребность к познанию нового собственными силами, к процессу поиска, анализа полученных результатов, умение работать в группах.

Оборудование и реактивы.

  • Штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок;
  • растворы: CuSO4, NaOH, HNO3, Pb (CH3COO)2, два исследуемых раствора.

Раздаточный материал: на каждый стол химический лоток с оборудованием и реактивами, пояснительная листовка, методические рекомендации по проведению опытов.

Техническое оснащение:

  • мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
  • мультимедийная презентация (Приложение 1).

Ход урока

Этап 1. Теоретическая часть - изучение нового материала.

Учитель. Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока: “Белки”.

Что вы знаете о белках из курса биологии?

Учащиеся рассказывают о том, что белки составляют органическую часть скелета, мышечной и нервной тканей, крови и молока, волос и ногтей, рогов и перьев. У растений белковые вещества содержатся в цитоплазме и ядрах клеток, в клеточном соке и семенах.

Учитель. Белки один из трёх “китов” нашего питания, наряду с углеводами и жирами.

Белки – это природные высокомолекулярные соединения (полипептиды), построенные из остатков а - аминокислот, соединенных между собой пептидными связями.

В состав белков входят 20 а - аминокислот, но их остатки могут многократно повторяться в самых различных сочетаниях, поэтому существует огромное число различных белков, каждый из которых имеет свое особенное строение и выполняет свою функцию в жизнедеятельности организма.

Один из простейших белков – гормон инсулина, содержит 51 аминокислотный остаток.

Давайте вспомним, что такое аминокислоты?

Учащиеся дают определение, что аминокислоты – это органические соединения, содержащие две функциональные группы – аминогруппу -NH и карбоксильную группу -COOH.

Учитель. Кто скажет, что такое функциональная группа?

Учащиеся сообщают, что функциональная группа – это атом или группа атомов, определяющая характерные химические свойства данного класса органических соединений.

Учитель. Давайте вспомним, как образуется пептидная связь?

Ученик пишет схему образования пептидной связи на доске (рис. 1).

Рис. 1

 Учитель. Главными поставщиками белков служат мясо, рыба, яйца, творог. При длительном белковом голодании может наступить полное истощение и смерть. При нагревании белки сворачиваются. Например, мы наблюдаем свернувшийся белок куриного яйца на сковороде. Этот процесс называется денатурацией – разрушение вторичной и третичной структуры белка с сохранением первичной структуры.

Ребята, более подробно данный материал мы будет изучать в курсе органической химии.

Этап 2. Практическая часть - исследовательская деятельность учащихся.

Практическую работу выполнять, строго соблюдая технику безопасности!

Цель работы: научиться определять белки среди других веществ с помощью качественных реакций.

Учитель.

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции. (М.В. Ломоносов)

Предлагаю провести исследование неизвестных растворов с помощью качественных реакций.

(Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно, работая в группах (под контролем учителя), используя предложенные методические рекомендации по проведению опытов (Приложение 2)).

Этап 3. Обобщение.

Учитель. Давайте сопоставим полученные результаты исследования с теоретическими данными и, ознакомиться, какие качественные реакции вы проводили.

(Учащиеся сравнивают полученные результаты (цвета образовавшихся растворов в пробирках) с теоретическим обоснованием, предложенным им в пояснительной листовке (Приложение 3), и каждый представитель группы докладывает о проделанной работе по одному из опытов).

Учащиеся сообщают, что

1-й представитель (опыт 1): в первой пробирке из двух выданных произошли изменения, следовательно, в ней раствор белка. Судя по фиолетовому окрашиванию, это биуретовая реакция (на пептидную группу).

2-й представитель (опыт 2): в первой пробирке из двух выданных произошли изменения, следовательно, в ней раствор белка. Судя по желтому окрашиванию, это ксантопротеиновая реакция (на бензольное кольцо).

3-й представитель (опыт 3): в первой пробирке из двух выданных произошли изменения, следовательно, в ней раствор белка. Судя по черному осадку, это сульфгидрильная реакция (доказывает наличие серы).

Учитель. Предлагаю сформулировать общий вывод по проделанной работе.

Учащиеся делают вывод, что научились с помощью качественных реакций: биуретовой, ксантопротеиновой и сульфгидрильной определять белки среди других веществ.

Учитель. Домашнее задание § 56, в. 1 – 4 (учебник Н. С. Новошинская Химия 9 класс).