Направление и содержание коррекционной работы в школе для детей с нарушениями в развитии детерминируется целым рядом факторов социального порядка. Основные принципы коррекционной работы базируется на понимании взаимоотношения общего и особенного в развитии ребёнка, соотношения биологического и социального обучения и развития, связи первичного и вторичного дефектов. Многофакторность детерминации коррекционно – воспитательного процесса определяет сложность системы коррекционной работы, многообразие её структуры на различных этапах обучения ребёнка.
Цель обучения учащихся массовой школы – всестороннее, гармоническое развитие личности. Формирование гражданской позиции, активное, творческое включение в жизнь общества – определяет так же и работу школ для детей с проблемами в развитии. Общие законы развития таких детей и нормально развивающихся детей определяют и общие принципы их обучения. Таким образом, основные дидактические принципы обучения нормальных детей действительны и по отношению к специальной школе. Однако эти принципы претерпевают изменения, преломляются через призму специфических особенностей психического и физического развития детей с проблемами в развитии, образуя свою систему, отражающую конкретные условия реализации общедидактических принципов.
Конкретизируя общедидактический принцип коррекционной направленности можно сформулировать следующие принципы коррекционной работы в младших классах:
- Развитие сенсорного опыта.
- Интеллектуализация учебно-познавательной деятельности.
- Формирование соотносительной деятельности.
- Усиление педагогического руководства учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Зрительное восприятие цвета.
- Зрительное восприятие формы.
- Развитие пространственных представлений и ориентировки.
- Развитие временных представлений.
- Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.
- Развитие устной речи.
- Развитие фонематического слуха и анализа
Программа коррекционной работы для 1 – 2 классов состоит из 7 разделов:
Развитие фонематического слуха и анализа.
А для учащихся 3 – 4 классов из 5 разделов:
- Зрительное восприятие формы.
- Развитие пространственных представлений и ориентировки.
- Развитие временных представлений.
- Развитие навыков обобщения, дифференцирования и сопоставления.
- Развитие устной речи.
I. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
Учащиеся должны уметь подбирать цветные полоски по заданию; дифференцировать основные цвета спектра, знать названия основных цветов спектра; уметь видеть и называть цвета и краски в природе; получать тона основных цветов спектра.
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И АНАЛИЗА.
Учащиеся должны уметь различать на слух фонемы; различать гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения; составлять слова с заданным звуком из разрезной азбуки; Учащиеся должны уметь записывать предложения схематически; записывать слова схемой.
III. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ.
У учащихся формируются представления о геометрических фигурах и их применении в различных сферах деятельности, а так же их построении.
IV. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОРИЕНТИРОВКИ.
Дети учатся определять расположение элементов, синтезировать целое из частей. У учащихся формируется умение находить различные направления пути, ориентироваться на местности, составлять план местности, развиваются конструктивный праксис и память на пространственные соотношения.
V. РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Настоящая программа предусматривает определение времени по часам, уточнение представлений о смене времён года и месяцев, а так же предусматривает использование личного опыта учащихся в определении последовательности событий.
VI РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:
- Речь является важнейшим средством общения между людьми;
- Речь является средством передачи и усвоения определённой информации.
Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать умениями, помогающими им пользоваться речью во всех её функциях.
VII. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по признакам. Сравнение предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов по образцу, показу, словесной инструкции.
ПРОГРАММА 1 – 2 КЛАССЫ <Приложение 1>
ПРОГРАММА 3 – 4 КЛАССЫ <Приложение 2>
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
И КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ,
а так же некоторые аспекты применения этих правил в практике работы с учащимися с проблемами в развитии /представлено и систематизировано в соответствии с проблемой школы.
- Организуй обучение так, чтобы учащиеся, усваивая учебный материал, выделяли признаки объекта, осуществляли сравнение, классифицировали и овладевали другими умственными операциями.
- Систематически повышай качество требований к умственной деятельности, при этом исходи из дифференцирования индивидуальных возможностей /из специфики структуры дефекта/.
- Организуй аналитико-синтетическую деятельность учащихся с проблемами в развитии, служащую выделению признаков при сравнениях, классификациях и других умственных операциях сначала в условиях предметно-практической деятельности. А затем на конкретно-умственной основе и, наконец, в абстрактной форме, подводя учащихся в процессе последовательного использования этих видов деятельности к более высокой форме познания.
- Дай учащимся полноценные образцы, на основе которых могут осуществляться умственные операции.
- Пусть ученик ставит в известность учителя о результатах умственных операций, используя не только словесную формулировку, но и другие способы сообщения: графические, пластические, мимико-жестикуляционные, драматизацию или практические действия.
- Связывай умственную деятельность учащихся с реальной и жизненной практикой.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО,
а так же некоторые аспекты их реализации практике работы с учащимися с проблемами в развитии /представлено и систематизировано в соответствии с проблемой школы.
- Последовательно обеспечивай все углубляющееся осмысление лексического и синтаксического материала. Постоянно расширяй запас слов и синтаксических средств.
- Развивай способность относительно закончено выражать мысли в условиях любого общепедагогического процесса.
- Старайся стимулировать овладение правильной техникой чтения и письма, создавая установку на них как на средства коммуникации.
- Систематически устраняй недостатки произношения и неправильности построения речи. Используй для этого так же логопедические занятия.
- Не допускай формализма в работе над речью детей с проблемами в развитии. Следи за тем, чтобы формирование речевых навыков осуществлялось только в единстве с совершенствованием их практических и умственных способностей.