Коллективный способ обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Коллективные способы обучения – одна их педагогических технологий, призванная разрешить многие назревшие проблемы и противоречия современного образования.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Особенности методики КСО:

  • коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;
  • коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
  • коллективные способы обучения создают условия психологического комфорта;
  • коллективные способы обучения приветствуют воспитательное взаимовлияние учеников: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга;
  • коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • их взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях.

В процессе обучения математике целесообразно применять методику “Взаимообмен заданиями”.

Цель методики: отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий.

Суть методики: включаясь в активную работу на весь урок, каждый ученик выполняет все предусмотренные задания, взаимодействуя с различными партнерами.

Рассмотрим этапы обобщающего урока по теме “Разложение многочленов на множители”.

Цель занятия: отработка практических умений и навыков разложения многочленов на множители различными способами.

1 этап. Организационный: постановка цели, мотивация, инструктаж.

Каждый учащийся получает маршрутный лист, в который входит алгоритм смены пар и индивидуальная карточка для отметки о выполнении заданий по четырем разделам: вынесение общего множителя за скобки - ОМ, способ группировки - СГ, разность квадратов - РК, квадрат суммы и квадрат разности - КСР.

2 этап. Запуск: распределение функций, формирование пар, самозапуск каждого ученика.

Пары формируются в соответствии с маршрутным листом. В пару объединяются ученики с заданиями из разных разделов. Принцип формирования пар заключается в том, чтобы в итоге каждый ученик выполнил задания по всем предусмотренным разделам.

Все учащиеся получают задачи а) и б) из определенного раздела. После получения задания в индивидуальную карточку ставится точка, после выполнения – “+”.

Каждый ученик решает задачу а) из полученного раздела. Если кто-то не справляется с заданием, то можно получить помощь учителя или ученика-отличника, если ему отведена роль консультанта.

Раздел считается введенным в работу, если каждый выполнит свое задание а), и начнется обучение друг друга в парах.

3 этап. Взаимодействие: взаимообучение, взаимоконтроль.

Предположим, что ученик I знает решение задачи а) из раздела ОМ, а ученик II – решение задачи а) из раздела СГ. Работая в паре они обмениваются знаниями, т. е. ученик I объясняет решение своей задачи ученику II, при необходимости дает теоретические объяснения и отвечает на вопросы напарника, который решение задачи и необходимые формулы записывает в свою тетрадь. Затем таким же образом ученик С объясняет решение задачи а) из раздела СГ.

Потом ученик П самостоятельно решает задачу б) из раздела ОМ, а ученик I – задачу б) из раздела СГ.

После проверки друг у друга правильности решения, заполняется индивидуальная карточка. На этом работа в данной паре заканчивается. Участники пары обмениваются заданиями, и каждый ищет себе нового напарника в соответствии с маршрутным листом.

Т. об. каждый ученик сменит четыре пары, тем самым разберет и запишет в тетрадь по два задания из каждого раздела.

Схема работы одного ученика: работа в первой паре (объясняет задачу а) из раздела ОМ, слушает и записывает решение задачи а) из раздела СГ, решает задачу б) из раздела СГ, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа во второй паре (объясняет задачу а) из раздела СГ, слушает и записывает решение задачи а) из раздела РК, решает задачу б) из раздела РК, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа в третьей паре (объясняет задачу а) из раздела РК, слушает и записывает решение задачи а) из раздела КСР, решает задачу б) из раздела КСР, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки, обмен заданиями) —> работа в четвертой паре (объясняет задачу а) из раздела КСР, решает задачу б) из раздела ОМ, взаимопроверка, заполнение индивидуальной карточки).

4 этап. Подведение итогов: оценивание, рефлексия.

Каждый ученик дает самооценку по итогам проделанной работы, опираясь на индивидуальную карточку. Организуется коллективная рефлексия.

Методики КСО правильным подбором способов общения могут создавать оптимальную обстановку для продуктивной учебной деятельности. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

Таким образом, коллективные способы обучения – одна из наиболее эффективных педагогических технологий.