Цель занятия:
1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний
2. Показать ученикам, какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях.
После занятия учащийся должен знать:
Теоретические основы экологического права
Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям
Должен овладеть:
- Теоретическими основами экологического права.
- Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций
- Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.
Занятие проводится в 3 этапа.
I этап: закрепление изученного материала и погружение в тему.
Организация работы: На школьной доске записываем тему занятия «Экологические права граждан». Готовим макет таблицы «Проблемы» и «Меры».
Информация учителя: Конституция РФ в ст.42 закрепляет права гражданина Российской Федерации, как личности, и является гарантом их соблюдения. В качестве одного из основных прав указано «право на благоприятную окружающую среду».
Конституцией провозглашено также право граждан свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом (ст.29), и закреплено положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию (ст.42).
Также экологические права граждан, закреплены в Законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в основах законодательства РФ «О здоровье граждан», в Законе РФ «Об основах градостроительства».
Реализация данных законов предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов предоставления достоверной, полной информации о состоянии окружающей среды.
Экологическое право, как отрасль права, изучает вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов.
Учащиеся записывают определения, связанные с изучением этой темы: окружающая среда, охрана окружающей среды, экологические правоотношения, вред окружающей среды и др.
Задание 1. Определение основных экологических проблем города/села
Цель: Закрепление материала ранее изученного на занятиях экологии.
Задачи: Обсуждение вопроса: «Какие экологические проблемы Вы знаете в нашем городе/селе?» (в малых группах по 2 человека).
Ведущие заполняют таблицу «Проблемы» и «Меры» по предложениям от каждой группы. Задание выполняется 3 мин.
Примерная таблица:
«Проблемы» |
«Меры» |
Загрязнение атмосферного воздуха | Закрыть завод |
Вырубка леса | Запретить вырубать лес |
Загрязнение реки | Очистить реку |
Мусор | Определить место под свалку |
Нет чистого места отдыха | Обязать ЖКХ убирать берег |
Администрация ничего не делает | Наказать главу администрации |
Люди болеют | Лечить людей |
Продукты грязные | Запретить продавать продукты |
Животных убивают | Запретить охоту |
Примечание для учителя – в вашем классе может быть другой перечень.
Учитель предлагает учащимся выбрать из общего количества проблем выбрать подобные и конкретизировать, затем конкретные меры для решения, названных проблем.
Выводы: Задание выполнено правильно, необходимо отметить, что учащиеся затронули почти все проблемы и выбрали основные меры, направленные на устранение нарушения.
Как показывает опыт, в 50% отмечаются меры, связанные с запретом, основанным на законных мерах, принимаемых к нарушителю природоохранного законодательства.
Задание 2. Роль человека в решении экологических проблем
Цель: Определить роль человека в решении экологических проблем.
Задачи:
Обсуждение в группах по одной проблеме.
Составление схемы участия человека в решении проблемы и принятии мер по проблеме.
Каждая группа (2 человека) на листе составляет схему решения выбранной проблемы. Определяет представителя для презентации своей работы.
Задание выполняется в течение 5 мин.
Ведущие вывешивают схемы на доске и предлагают представителям каждой группы провести презентацию.
Примерная схема: <Рисунок 1>
Примечание для учителя – могут быть другие схемы, дети творчески походят к выполнению задания.
Выводы: При рассмотрении вариантов решения проблем более широко рассматривается роль человека, переживающего за состояние природы.
По мере погружения в задание, возникают новые условия возникновения проблемы и новые предложения к решению проблемы. Учащиеся должны самостоятельно определить роль человека не только, как нарушителя, но и как контролера выполнения требований закона, обеспокоенного данной проблемой.
По окончанию выполнения данного задания нужно отметить наиболее полно составленные схемы и наградить группу «Знаком отличия»
II этап: Ознакомление с новым материалом и применение закона
Информация учителя: В статье 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указан перечень экологических прав граждан.
Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных).
Политическая сторона экологических прав человека заложена в нормах международного права (Всемирная декларация прав человека 1848г., Стокгольмская декларация 1972г. и другие), которые подтверждают право человека на здоровую жизнь в окружающей природной среде.
Предметом экологического права являются правоотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Учащимся предлагаются ситуация для решения, характерная для вашего города или села:
Пример: Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома.
Ведущие выполняют роли: Иванова В., жителя, и Жилкина П., специалиста ЖКХ, который увидел, как Иванов В. выбрасывал мешок с мусором в урну возле дома.
Специалист ЖКХ требует от гражданина Иванов вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом.
Примеры решения ситуации – варианты разные:
- Иванов В. – выносит мусор в положенное место и извиняется.
- Иванов В. – уходит.
- Иванов В.Начинает ругаться, выше ЖКХ ничего не делает, чтобы было чисто и др.
Обсуждение с учениками законности поведения Иванова В. и Жилкина П.
Выводы: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ.
Информация учителя: У гражданина есть право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Чаще всего, когда это право соблюдается, мы не обращаем внимание. А, когда оно нарушается, мы вспоминаем о нашем праве.
Поэтому необходимо знать, что такое экологическое правонарушение, из каких составных частей оно состоит. Также рассмотрим способы защиты своих прав.
Виды экологических правонарушений <Рисунок 2>
Состав экологического правонарушения <Рисунок 3>
Схемы учащимся необходимо записать в тетрадь.
Задание 3 Определение состава экологического правонарушения:
Цель: Усвоение новых терминов, правильное их применение при выполнении задания.
Задачи:
Определить состав нарушения
Определить основных участников правонарушения
Выполнение: Учащиеся делятся на 2 группы, разбирают ситуации и проводят презентацию ответа с оформление схемы и обозначением участников правоотношения на плакате. На выполнение и обсуждение задания 10 минут.
Примеры ситуаций:
Ситуация 1. Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС (запросил информацию о концентрациях загрязнения), в администрацию к мэру города.
Прошел месяц из СЭС ответа не получил
Из администрации ответили, что котельная важнее.
Составить схему экологического правонарушения.
Ситуация 2. Алексеев М. поймал нарушителя, который вырубал дерево в городском парке города/села, привел в администрацию. Там ему ответили, что примут меры. Через месяц Алексеев М. написал письмо – запрос о том, чтобы ему сообщили, какие меры приняты. Ответа не было.
Необходимо составить схему правонарушения, определить состав правонарушения
Затем проводим разбор ситуаций – презентации групп. Обсуждение общее 5 минут.
Примечание для учителя: На практике это задание вызывает бурные дебаты.
Ситуация 1: Нарушитель – СЭС не предоставило информацию о загрязнении атмосферного воздуха (нарушено право гражданина на получение достоверной информации), нарушение администрацией муниципального образования права гражданина на получение информации о мерах, принимаемых к предприятию.
Схема экологического правонарушения:
- субъект (нарушитель) – СЭС и Администрация
- объект - информация
- субъективная сторона – вина - умышленное сокрытие информации
- объективная сторона – деяние, нарушающее закон (не предоставление информации)
Выводы: В заключении необходимо подчеркнуть какая из групп более глубоко и полно определила состав правонарушения. Если группа нашла в законе статью и сделала ссылку на нее, то этой группе, даем «Знак отличия»
III этап: Особая группа экологических прав граждан.
Цель – Дать представление об особой группе экологических прав граждан
Задачи: Продолжение изучения закона РФ «Об охране окружающей среды»
Информация учителя: Вернемся к закону РФ «Об охране окружающей среды». В статье 11 приведена особая группа экологических прав граждан. Они затрагивают сферу организационных отношений, в которых граждане могут участвовать для реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении.
К этой группе экологических прав относятся:
1. Право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей среды, фонды и иные общественные формирования в области окружающей среды и др.
2. Право принимать участие в собраниях, митингах и других мероприятиях, обращаться с письмами и т.п., требовать их рассмотрения.
3. Право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
4. Право требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве экологически вредных объектов, ограничении, приостановки и прекращения деятельности предприятий и иных объектов, оказывающих отрицательное влияния на окружающую среду и здоровье человека.
5. Право ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Посмотрите на плакат «Общественная деятельность» <Рисунок 4>
Выводы: Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане обладают определенным кругом прав, направленных на охрану и рациональное использование окружающей природы и предусмотренных законодательством РФ.
Примечание для учителя: После изучения всех тем - выдать Сертификат об окончании курса.
Задание на дом: Вы ознакомились с особой группой прав граждан. Попробуйте выбрать для решения проблем свою группу прав.
Для этого:
1. Составьте обоснование необходимости объединения граждан.
2. Подумайте и решите, есть ли необходимость создания в школе общественного объединения по экологическим вопросам?
3. Чтобы решить те или иные задачи в сфере охраны окружающей среды недостаточно осознания проблемы, нужны действия. Эти действия легче осуществлять, объединившись вместе.
4. При создании общественной организации, каким правом Вы воспользуетесь?
5. К какому виду общественных отношений относятся отношения в сфере охраны природы и здоровья.
Литература:
1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2004г.
2. Государственный доклад «Состояние окружающей среды в Иркутской области за 2004г.
3. Лосев В.А.Наша планета. Москва, 2005;
4. Петров В.В. Экологическое право. Москва, 2005;
5. Плотникова В.В.. На перекрестках экологии Москва, 2005;
6. Петров В.В. Экология и право. Москва, 2005;
7. Пьер Агеес. Ключи к экологии. СПб, 2004;
8. Правовые вопросы охраны природы /под ред. Полянской Г.Н. Москва, 2003;
9. Федоров Е.К. экологический кризис и социальный прогресс, 2003;
10. Френц Щебек Вариации на тему одной планеты. 2002;
11. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. Москва, 2000; Черняк В.З. Семь чудес и другие. Москва, 2006;
12. Журнал «Волна» № 2 за 2001 г., № 2, 3, 4 2003 (http://www.baikalwave.eu.org)