Цели и задачи:
1. Повторить состав чисел 9 и 10.
2. Закрепить умение читать примеры при сложении и вычитании.
3. Упражнять в составлении и решении задач.
4. Упражнять детей в чтении слов с буквой ц. развивать творческие способности детей.
5. Учить правильному подбору цветовой гаммы.
Наглядность: картинки с примерами, пособие «Слагаемое, слагаемое, сумма», «Уменьшаемое, вычитаемое, разность», диапозитивы, цифры, наборное полотно, клоун с шарами, рисунок цапли, диафильм.
Ход урока
1. Организационный момент.
- На улице пасмурно и грустно, так давайте в нашем классе создадим атмосферу праздника. Улыбнитесь друг другу, мне, тихонько садитесь. Начинаем урок чтения.
2. Сообщение темы урока.
- У буквы Ц купив билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой.
Стоит он на седле.
Вот двое братьев- медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна- акробат
Качается на стуле.
- Сегодня мы с вами побываем в цирке. Но чтобы войти в цирк, надо купить билеты.
3. Повторение пройденного.
- Мы купим билеты, если решим примеры, которые написал клоун.
(У детей на партах карточки с примерами)
- Давайте проверим примеры.
(Дети комментируют свои ответы, используя названия компонентов. При этом пользуются таблицами «Слагаемое, слагаемое, сумма» и «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»)
4. Работа с диапозитивами.
- Прежде чем начнется представление, давайте вспомним состав чисел 9 и 10.
(Учитель показывает диапозитив «Состав чисел»)
9 | |
- А по этим иллюстрациям давайте составим задачи и решим их. (Показывается слайд с рисунками. Дети составляют задачи)
Задача 1. В вазе было 6 красных гвоздик и 5 белых. Сколько всего было гвоздик в вазе?
Задача 2. В первой корзине было 5 грибов. Во второй 2 грибочка. Сколько грибов было всего в обеих корзинках?
(На индивидуальных наборных полотнах выставляются карточки с цифрами. Дети комментируют решение задач)
5. Чтение текста с буквой Ц.
- Давайте с вами прочитаем о том, что мы можем увидеть в цирке.
(Текст записан на доске печатным шрифтом)
Малыш ходил в цирк, а его сестра Катя болела- пришлось ей дома остаться.
Малыш решил Кате показать цирк дома. Он начал жонглировать пятью шариками, но…шарики посыпались на пол.
- Я - укротитель львов!
Но кошка не хотела быть львом.
- Сейчас появится клоун!
Катя захлопала в ладоши: клоун ей очень понравился.
Вопросы:
- Почему Катя не смогла пойти в цирк?
- Но как же она все-таки побывала в цирке?
- Что показал ей братик?
- Что понравилось Кате больше всего?
- Видите, как маленький мальчик заботится о своей сестренке.
(На доске появляется клоун с шарами. На шарах изображены буквы: р, и, а, у, к, ц, м, о.)
- Вышел клоун на арену и жонглирует шарами. На шарах всего 8 букв. Попробуйте составить слова, используя только те буквы, которые на шарах.
(Дети составляют слова: цирк, Ира, рука, рак, Мурка, мука, мир, мак, икра, курица, ау, ум, комар, ком, рок, кора, цари, Рома, Кира, корм)
6. Физминутка.
Игра «Кто внимательный?»
- Я буду произносить слова. Если в моих словах встретится буква ц, то вы присядете.
Полотенце, лапка, заяц, цыпленок, курица, стул, земля, огурец, цепь, цирк.
7. Письмо букв ц, Ц.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
Есть слова, где Ц в конце.
Цепь, цветок и цифры - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
- Давайте прочитаем предложение о цирке.
Запись: Дети любят цирк.
- О чем пишется в предложении?
- Какие правила встретились в предложении?
- Запишите предложение в тетради.
Образец письма буквы Ц.
- На какую букву похожа буква Ц?
- Сначала пишем букву так, как мы писали бы букву И. закругление второго элемента, чуть поднимаем над нижней линией рабочей строки и начинаем писать петлю. Петля пишется как петля у буквы у, но немного меньше: ведется вниз прямая черта, закругляется влево и пересекает петлю на нижней линии.
(Дети пишут заглавную букву Ц)
- Отгадайте загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (цапля)
(На слайде появляется изображение цапли)
- Составьте предложения со словом «цапля».
(Дети составляют предложения. Лучшее предложение записывается в тетрадь)
- Какие правила встретились в ваших предложениях?
Итог: Какую букву учились писать?
9. Физминутка для рук.
Наши нежные цветки
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
10. Релаксация урока.
- Кто сегодня нам помогал работать на уроке? (клоун)
- У вас на партах задание: нарисован клоун, надо его костюм сделать ярким и нарядным.
- Какие краски возьмем для этого?
- А теперь выполните задание. В этом вам поможет веселая «цирковая» мелодия.
(Дети раскрашивают костюм клоуна. В классе звучит веселая мелодия)
11. Итог урока.
(На магнитной доске появляется выставка рисунков. На дополнительной доске сильные учащиеся пишут слова с буквой Ц, которые они запомнили на уроке)
- Где мы сегодня побывали?
- С какой буквой работали весь урок, и какую букву учились писать?
- Какое настроение у вас сейчас? Почему?
Литература:
1. Аким Я. Буква за буквой.- М., 1987.
2. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика.- М., 1997.
3. Бобылев Ф. веселая азбука.- М., 1999.
4. Юдин Г. Букваренок.- М., 1980.
5. Яснов М. Праздник букваря.- Л., 1987.