Методическая разработка интегрированного учебного занятия по окружающему миру и информатике по теме "Как мы воспитываем окружающий мир", 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  • познакомить с видами информации;
  • развивать мышление, навыки самостоятельной работы;
  • учить беречь органы чувств.

Оборудование:

  1. ЭУП «Природа, человек, общество» «Человек – часть природы, организм»
  2. Рисунки с изображением органов чувств, «Мир информатики Infor 12», “Кирилл и Мифодий», «Как мы воспринимаем окружающий мир», 1 год обучения
  3. ЦОР «Детская энциклопедия» «Кирилл и Мифодий»
  4. Печатные тетради «Мир вокруг нас», «Информатика» 3 класс

Пункты 2, 3 можно заменить презентацией к уроку (Приложение 1)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Какие органы человека вы знаете?
- Какую работу они выполняют?
- Что такое системы органов? Приведите примеры.
- Какая система управляет деятельностью организма?
- Какие пословицы о здоровье вы подобрали?

II. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Отгадайте кроссворд

1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. Язык.)

- Какие это органы? (Это органы чувств.)

- Правильно, «Органы чувств» - это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

III. Органы чувств

1. Глаза – орган зрения

Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор:

Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит.
(Глаза)

Твоя нервная система постоянно получает сигналы с помощью специальных датчиков. Они называются органами чувств. Всего их пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Свет воспринимают органы зрения — глаза. От них до мозга путь совсем короткий. Глаза ведь являются его выростами!

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие — диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой. В пасмурную погоду, когда света немного — большой. Роль диафрагмы в твоем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки — зрачок — станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!

Сообщение ученика.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

- Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Правила

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
  3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
  4. Не читай лёжа.
  5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
  6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
  7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
  8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
  9. Пользуйся чистым носовым платком.
  10. Не стесняйся носить очки.

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону,

столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт

1-6. Повторить 1-2 раза.

2. Уши – орган слуха

- О каком органе чувств эта загадка?

У зверушке –
На макушке.
А у нас –
Ниже глаз.
(Уши)

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем «ушами» – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины.

Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Сообщения ученика.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Береги уши

  1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
  3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

4. Нос - орган обоняния

Нетрудно догадаться, что запахи воспринимаются твоим мозгом тоже как серии сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Где эти органы чувств расположены, всем хорошо известно — в носу!

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Ощущение запаха

Обоняние – это страж у воздушных ворот, он определяет качество воздуха.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к воздуху пахучее вещество. При нормальном дыхании будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.

Как сохранить обоняние?

  1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
  2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

4. Язык – орган вкуса.

- О каком органе чувств эта загадка?

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(язык)

Органы вкуса находятся на языке. Ты их не видишь, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они так же, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают ее в серии слабых электрических сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу. Группы клеток, способных воспринимать определенные сигналы, называют рецепторами (от лат recipere — получать). Вспомни, ведь по рецепту, который выписал доктор, получают лекарства!

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое боками, а горькое - корнем.

5. Кожа- орган осязания.

В коже находятся органы осязания — рецепторы, которые воспринимают давление, тепло и холод.

В ответ на сигналы от рецепторов холода просвет кожных капилляров расширяется, кожа

краснеет, поток горячей крови через нее увеличивается. Благодаря этому механизму на морозе краснеют щеки. Это только один пример, как твое тело получает информацию с помощью органов чувств и реагирует на нее!

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

Информацию человек получает с помощью органов чувств. Органы чувств – это глаза, уши, нос, язык, кожа.

IV. Виды информации

Трудно поверить, но все что ты видишь, слышишь, чувствуешь и воспринимаешь в твоем мозгу, является лишь нервными сигналами! Кстати, примерно также происходит дело с информацией в компьютерах. Все, что они умеют делать — это обрабатывать электрические сигналы. Любая цветная картинка, возникающая на экране компьютера, хранится в его памяти как серия электрических сигналов!

В зависимости от того, какими органами чувств информация воспринимается, её называют зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

V. Обобщение пройденного, итог урока

  • Какие органы чувств есть у человека?
  • Какие правила нужно соблюдать, чтобы органы чувств оставались здоровыми?
  • С какими видами информации вы сегодня познакомились?

Решение человек принимает, используя информацию разных видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.

VI. Закрепление.

Выполните задание в тетради по информатике.

Коллективная проверка

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике «Мир вокруг нас» статью «Органы чувств», выполни задания.
  2. Прочитать в учебнике «Информатика» § «Человек и информация»