Изобразительное искусство. Живопись

Разделы: МХК и ИЗО


Цель занятия: Знакомство учащихся с одним из видов изобразительного искусства – живописью.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с изобразительным искусством, их видами.
  2. Дать представление о профессии живописца, инструментах и материалах.
  3. Пробудить интерес к живописи, творениям великих художников.
  4. Воспитание умения слушать и слышать других, уважать мнение другого.

Оборудование и материалы: кисточки, кисти, акварельные краски, краски – гуашь, масляные краски, палитра, мольберт, простые карандаши, листы бумаги формата А4,репродукции сказок, клей, растительное масло, яйцо.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра “Какая сейчас у тебя погода?” Используя различные цвета, описать своё настроение, сравнивая с явлениями природы. Например, “розовое утро”, “сиреневый туман” и др.. Игра продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый ученик.

II. Тема занятия: “Изобразительное творчество. Живопись”

Педагог: Изобразительное искусство является одним из видов искусств. Что такое искусство? Какие виды искусства вы знаете?

Ответ: ребята высказывают свои предположения.

Педагог: Начнём с того, что искусство- это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусств много, и с основными, ты встречаешься в школе на уроках. Это искусство литературы – на уроках литературы, музыки – на уроках пения, изобразительное искусство – на уроках рисования и лепки.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Это искусство огромно. Произведениями искусства называют плоды труда художника, литератора, музыканта, народного умельца. Сегодня мы побываем в гостях у художника. А какие художники бывают в изобразительном искусстве?

Ответ: ребята высказывают своё мнение.

Педагог: Красками и кистями работают живописцы. Карандашами обычными и необычными работают графики. А скульпторы любят пластилин, мягкую глину, но не будем забегать вперёд…. Итак, мы заходим в мастерскую живописца.

Живописцы создают картины. Большие и маленькие, в рамках золочёных и простых встречают они тебя в музеях, галереях, мастерских художников, а нередко и в своём собственном доме, если кто-то из вашей семьи любил и любит живопись, а может когда-то, покупал или писал их сам.

Игра “Найди инструменты”. Разложить различные предметы, относящиеся к живописи и не только. Ребята должны найти те инструменты, которые принадлежат живописцу.

Педагог: Каким же образом возникает красочное изображение под названием – картина? Казалось бы, очень просто: с помощью кистей и красок. Но оказывается, краски бывают разными и “характер” у них разный и ведут они себя в процессе работы по-разному. Так в чём же причина? Попробуем разобраться.

Посмотрим, какие краски используют художники. Древние мастера были большими знатоками своего дела. Они сами создавали краски и не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. Из красной и жёлтой глины, тонко растерев её можно, получить красный и жёлтый краситель. Чёрный краситель даёт чёрный уголь (обгоревшее дерево), белый – мел, зелёный цвет- окиси металлов, лазарево-голубой или зелёный даёт тщательно растёртый камень лазурит или малахит.

Игра “Разбитый квадрат”. Раздаются различные части квадрата всем ребятам по часовой стрелке (каждый квадрат имеет определённый цвет). Молча, ребята должны собрать свой квадрат.

Педагог: В наше время большинство художников уже не добывают в природе цветную муку. Они пользуются готовыми красками, созданными на специальных фабриках, где краски создаются искусственным способом, а не растираются из камешков, угля, мела или окиси металлов. Но некоторые всё-таки пробуют делать их так, как делали старые живописцы. Когда они сами создают краски, в свою собственную муку живописцы добавляют очень вкусные продукты. Сладкий мёд, нежное яйцо. Полезное растительное масло, необходимую для жизни воду. Яйцо, масло, мёд – это связующие вещества. Масло, мёд, клей и яйцо, в самом деле связывают мелкие сухие пылинки пигмента в единую цветную краску-массу. И чем ближе цветные пылинки друг другу – тем гуще краска. А теперь подумайте самостоятельно, что плотнее сгоняет одну пылинку к другой – мёд или клей,…яйцо или масло?

Ответ: ребята предлагают свои варианты.

Педагог: Для этого следует внимательно посмотреть на медленно или быстро растекающуюся каплю мёда или каплю яйца или клея, а то и на долгосохнущую каплю масла, которая даже с водой не соединяется, а высохнув, оставляет на поверхности бумаги или ткани жирный след. Клей в состав акварели и гуаши. Масло – в состав масляных красок, которые обычно называют одним словом “масло”. А вот под словом “темпера” мы подразумеваем краски, замешанные на яйце, как это делали в старину. Потому то иногда в разговоре можно слышать: “яичные краски”, когда толкуют о старых картинах, выполненных в технике темперы. Темпера – одна из древних живописных техник.

Более 2-х тысяч лет назад получали её, смешивая цветной пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад, с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мёд и другие иногда неизвестные нам вещества. Современная темпера- иная по своему составу, и нередко яйца (как связующее вещество) в неё вообще отсутствует.

Старинные мастера не узнали бы состав новой темперы. Это в основном вещества, полученные искусственным химическим способом. Но мы с вами по- прежнему будем разуметь под словом “темпера” яичную краску, каковой она и была в работе живописцев, писавших его в течении 2-х тысяч лет.

Самые густые краски – на клею, яйце и масле, но самые прочные “масло” и “темпера”. У одних красочная масса густая, как сметана, у других ещё гуще, как зубная паста. Недаром художники говорят “пастозный мазок”, если кисть заберёт много красочной массы и оставит её на поверхности холста густо-жирным следом. Чтобы разбавить густую краску, сделать её пожиже, а то и совсем прозрачно-жидкой, живописцы используют либо воду (для акварели, гуаши, темперы) или специальные разбавители- скипидар, керосин, масло, лак (для масляных красок).

Педагог: Как вы готовитесь к рисованию?

Ответ: ребята рассказывают, как они готовятся к уроку.

Педагог: Хорошо. Будь-то школьный урок либо домашнее удовольствие. Готовим альбом, краски, кисти и…. воду. Потому что вода нужна не только для того, чтобы мыть кисти, но и для того, чтобы разводить краски. Особенно нуждаются в воде абсолютно сухие кирпичики акварели… Да и само слово “акварель” означает “водяная краска”, а древнее слово “аква” переводится в значении “вода”.

Понятно теперь, почему и кисти бывают разные: и по размеру, и по жесткости волоска? Вы догадались? Почему?

Ответ: ребята высказывают свои предположения.

Педагог: Правильно. Одни нежные, как беличий хвостик предназначены для работы нежными водяными красками. Другие покрупнее и поплотнее необходимы для более густых красок – темперы или гуаши.. Ну, а кисти самые жёсткие, самые сильные побеждают и подчиняют воле живописца масло – это густо-тяжёлую краску. Гуашевые краски упакованы в баночки, акварель в плоских открытых банках, где каждый цвет бережно помещён в отдельную фарфоровую чашечку, потому что краски медовой акварели текучие. Масло же, темперу, а иногда и гуашь помещают в специальные тюбики, похожие на тюбики из-под зубной пасты для того, чтобы сохранить свежесть и сочность цветной массы от преждевременного высыхания. Так как стенки тюбика непрозрачные, то на тюбики специально наклеивают цветные бумажки-этикетки. В полном блеске и яркости краски предстают глазам на палитре. Это плоская доска красиво изогнутой формы. Художник выдавливает из тюбиков те краски, которые понадобятся ему и столько, сколько необходимо в настоящий творческий момент. Он располагает их на палитре в цветовом порядке- от светлого к тёмному, со всеми их сияющими оттенками. Художник, использующий в своём творчестве жидкие и густые краски, занимается живописью, а самого его именуют живописцем. Обычно говорят, живописец пишет картины, так как краски жидкие. Живописцы пишут картины на дереве, картоне, в старину писали и на меди, а сейчас больше пишут на холсте. Холст натягивается на специальную раму (подрамник), скрепляется с подрамником навсегда. Так создаётся поверхность для живописи, а точнее – плоскость. Плоскость устанавливается на специальный станок, который называется мольберт. Цвета, которыми пользуется живописец, едины, есть главные цвета и составные. К главным цветам относятся – красный, жёлтый, синий. А остальные цвета получаются путём смешивания основных цветов. Давайте, попробуем это сделать практически, но сначала сыграем в игру “Разноцветная сказка”.

Игра “Разноцветная сказка”. Педагог использует репродукцию, какой – либо сказки. Ребята должны составить сказку по картине, в каждом предложении которой должно быть слово, указывающее на цвет.

III. Практическая часть

Задание: как получить коричневый, зелёный, фиолетовый цвет? Ребята выполняют задание.

IV. Итоги занятия

Игра “Какая теперь у тебя погода?” Используя различные цвета, описать своё настроение, сравнивая с явлениями природы. Ребята сравнивают своё настроение в начале и в конце занятия, почему оно изменилось или почему осталось таким же. Педагог подводит итоги занятия, благодарит всех детей за сотрудничество на занятии, отмечает наиболее активных ребят.

Литература:

1. Андрианова-Галицина И.А. Я познаю мир, Театр: Детская энциклопедия, издательство “АСТ”, 2002 год.

2. Ванслов В.В. Что такое искусство? Москва, издательство “Изобразительное искусство”, 1988 год.

3. Калачёва И.В. Ответы и вопросы викторины, Москва, издательство “Просвещение”, 2000 год

4. Опарин Р.В., Ненилин С.Н. Сборник “Интерактивные игры”, Кемерово, 2000 год.