Цели:
- Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова.
- Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
- Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения.
- Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.
- Обучать самостоятельной работе с текстом, используя Тетрадь по чтению.
- Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
- Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь. 2 класс”.
- Портрет С.В. Михалкова.
- Выставка книг С.В. Михалкова.
- Видеозапись мультфильма “Дядя Стёпа”.
- Аудиокассета с записью песни “Весёлые путешественники”.
- Тетрадь по чтению (см. файл Приложение 1.doc).
Ход урока:
1. Подведение к теме урока.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на выставку книг, посмотрите отрывок из мультфильма и попробуйте догадаться о творчестве какого писателя мы будем говорить на уроке.
Просмотр отрывка из м/ф “Дядя Стёпа”.
2. Объявление темы.
Дети сообщают, что тема урока: Творчество С. Михалкова.
3. Беседа о С. Михалкове.
Сообщения детей обобщает учитель.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец — Владимир Александрович Михалков (1886—1932). Мать — Ольга Михайловна Михалкова (1883—1932). Двое детей: Старший сын — Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский.
Младший сын — Никита Сергеевич Михалков. На сегодняшний день у С.В.Михалкова 10 внуков и 8 правнуков.
Стихи Сергей Михалков начал писать с 9 лет. Издавал домашний “литературно-художественный журнал”, где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья.
Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”, — ответил тот.
Впервые опубликовал стихотворение С.Михалкова журнал “На подъёме”, автору было пятнадцать лет. А потом было много публикаций, много стихов.
За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, С. Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.
Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза и С. Михалков со своим другом Г.Эль-Регистаном приняли участие в его создании. 1 января 1944 года новый гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.
Но С. Михалков писал не только стихи. Он писал басни, и даже прозу. Много писал для детей: “Праздник непослушания”, “Три поросёнка”, “Упрямый козлёнок” и т.д.
Несмотря на многообразие творческих интересов сам Михалков главным делом своей жизни считает поэзию для детей.
4. Проверка домашнего задания проводится в виде викторины.
К уроку вы выучили свои любимые стихи С.В. Михалкова. Расскажите отрывок из стихотворения, а ребята попробуют угадать название.
5. Физпауза под музыку песни “Весёлые путешественники”.
6. Подготовка к восприятию текста.
а) Упражнение по тренажеру для чтения
С | А | Щ | Р |
Ф |
В |
Е |
М |
Г |
О |
Н |
К |
Л |
Е |
О |
Н |
А |
З |
К |
Л |
В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его. (Щенок)
б) Предположение о тексте.
На доске: С. В. Михалков “Мой щенок”.
- О ком будет это произведение?
- Рассмотрим иллюстрацию на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке? ( Она грустит.)
- Как вы думаете, почему девочка грустит? (Предположения детей.)
Сейчас мы узнаем кто был прав, познакомившись с произведением.
7. Работа с текстом.
а) Первичное восприятие текста.
Подготовленный ученик выразительно читает текст стихотворения.
- Какие чувства вызвало это стихотворение?
- Почему же девочка грустила?
б) Словарная работа:
ку|тать – у|ку|тан|ный
бинт – за|бин|то|ван|ный
пче|ла – пче|ли|ный
в) Самостоятельное чтение (шепотом).
Прочитайте стихотворение ещё раз и подчеркните слова, смысл которых вам непонятен.
Жбан – кувшин с крышкой. (Словарик- страница 214)
Горевала – как по другому сказать? (Грустила.)
г) Выборочное чтение.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
- Что предшествовало этому? Что было с утра?
- Как долго девочка ждала щенка?
- Прочитайте ее размышления во время ожидания.
- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
- Как вы думаете, где был щенок?
- Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?
8. Самостоятельная работа (см. Тетрадь по чтению, стр.29-30)
а) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
ответственная |
заботливая |
ленивая |
добрая |
б) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
шаловливый |
ленивый |
непоседливый |
трусливый |
Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.
в) Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)
Самопроверка по тексту.
9. Работа над выразительным чтением.
- Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала, что у неё пропал щенок?
- Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажите.
- С какой интонацией надо начать читать стихотворение?
- Что повлияло на смену настроения девочки?
- С каким настроением надо прочитать этот отрывок?
- Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?
Конкурс чтецов.
10. Обобщающая беседа.
- С каким стихотворением вы сегодня познакомились?
- Кто из героев вам понравился больше? Почему?
- Как бы вы поступили на месте девочки?
- Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?
- Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?
- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?
- О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?
Запомните: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
11. Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение, подготовить рассказ о своем домашнем животном.
12. Рефлексия.
Спасибо за работу.