В класс коррекции обычно попадают социально и педагогически запущенные дети. Для них характерны не только проблемы, связанные с недоразвитием одного или нескольких познавательных процессов, но и нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере. Одна из характерных особенностей таких детей – неадекватная самооценка (либо завышенная, либо, что бывает чаще, заниженная). Для них свойсвенно ощущать себя неумными, плохими учениками, непринятыми, нелюбимыми окружающими. Ребята остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Запущенные дети излишне чувствительны к отношению окружающих. Одни из них при любой неудаче уходят в себя, не желают что-либо менять, исправлять, затрачивать усилия, ведь “все равно ничего не получится”, полны предчувствия неудач; другие не видят своих реальных недостатков, поэтому тоже не стремятся в себе что-либо менять. Для детей с неадекватной самооценкой характерна неправильная реакция на критику (обидчивость или игнорирование). Часто наблюдается агрессивность, склонность к рискованным поступкам с целью привлечения к себе внимания.
Неудовлетворенная потребность быть личностью, быть понятыми и принятыми оказывает на таких детей разрушительное влияние, поэтому так важно не просто повысить самооценку, но и сделать ее адекватной (т.е. научить ребенка самому видеть свои реальные проблемы и находить силы и возможности для их решения).
Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте – учеба, поэтому причиной заниженной самооценки у 7–10-летних детей чаще всего бывает учебная несостоятельность (тяжело даются умственные усилия, невысоки школьные достижения, ошибки вызывают смех, неуважение сверстников).
Чем же таким “несостоятельным неудачникам” может помочь школьный психолог? На самом деле любое доброжелательное повседневное общение уже помогает решению многих детских проблем.
А из специальных видов работы хочу выделить следующие:
- еженедельные групповые и индивидуальные занятия по развитию познавательных процессов (в увлекательной форме, с учетом реального уровня развития детей данного класса), дающие возможность каждому ученику проявить свою смекалку и сообразительность и услышать похвалу в свой адрес (см. Приложение № 1);
- часть занятий подается как подготовка к школьным олимпиадам (по математике, по русскому языку, по природоведению), с последующим проведением “Олимпиад” и торжественным вручением грамот и призов (всем детям) (см. Приложение №2);
- кроме “Олимпиад для сообразительных” с детьми классов КРО готовятся и проводятся спектакли, конкурсы чтецов. Зрителями становятся их сверстники, более старшие или младшие дети, администрация (в зависимости от поставленных задач). Такие формы работы позволяют не только отработать навыки группового общения, сплотить детей, но и повысить их самооценку и интерес к школьной жизни (см. Приложение № 3);
- индивидуальные беседы, помогающие ребенку оценить свои сильные и слабые стороны;
- решению одной из проблем – недостаточной саморегуляции и самоконтроля учеников может помочь способ самооценки своих учебных достижений и психологического состояния, применяемый психологом на занятиях с классами КРО. Это специальный “Лист моих достижений” (см. Приложение № 4), работая с которым дети учатся самостоятельно анализировать свои учебные успехи, поведение и эмоциональное состояние на занятиях, раскрашивая флажки в таблице разноцветными карандашами.
Еще несколько слов о поощрениях: помимо разовых мер (грамоты, свидетельства) можно разработать свою систему поощрений (наклейки, штампы и т. п.), которые выдаются детям на каждом уроке. Привычные отметки тоже иногда выставляются, но это должны быть только “5”. В случае невыполнения ребенком своих “ученических обязанностей”, лучше лишить его поощрения, а не наказывать плохой отметкой. По опыту, лишение поощрения - достаточно эффективная мера, если не применяется слишком часто.
Групповые занятия со всем классом проводятся 1 раз в неделю. Иногда возникает необходимость в индивидуальных занятиях (с детьми, пропустившими занятия по болезни, а так же с теми, для кого даже облегченные варианты заданий слишком трудны и д. п.).
Желательно, чтобы на групповых занятиях присутствовал и учитель. Во-первых, он может играть роль ассистента, если проводятся подвижные или просто эмоционально насыщенные игры и упражнения. Во-вторых, полезно иногда посмотреть на своих учеников со стороны, тем более в ситуации, хоть и учебной, но отличающейся от привычной структурой занятия, несколько большей свободой и более неформальными отношениями в системе взрослый – ребенок. Случается иногда, что у учителя меняется в лучшую сторону мнение о нерадивых учениках, так как на занятиях с психологом дети могут раскрыться с необычной стороны.
Конечно, нельзя забывать, что эффективность подобных занятий существенно снизится, если нет единой стратегии в действиях психолога, педагогов, ведущих класс, и, конечно же, главных воспитателей – родителей учеников. Хотя мой опыт показывает, что положительный результат будет даже в том случае, если педагог - психолог останется одиноким в своем желании помочь детям правильно смотреть на себя и на свои достижения и получать удовольствие даже от незначительного продвижения вперед. Но в том случае, когда психолог, учитель и родитель становятся единомышленниками, может случиться маленькое чудо - учеба превратится в удовольствие!