Цели:
- познакомить с новыми согласными звуками [т] и [т'] и буквами Т, т;
- учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; проводить частичный звуковой и звукобуквенный анализ слов;
- развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;
- формирование сознательности чтения: умение находить на картинке предмет, объект, о котором есть сведения в тексте;
- совершенствование умения отвечать на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Оборудование. Магнитная азбука, классная доска, фишки для составления звуковых схем слов, учебник “Азбука” О.В.Джежелей, карточки с гласными и согласными звуками, предметные картинки с изображением кота и тигра, кассета “Занимательная азбука” В.Волиной, магнитофон, словарь С.И.Ожегова, рисунки детей “На что похожа буква Т?”, карточки для работы в группах, поделки детей “Чем я люблю заниматься в свободное время”, сигнальные карточки “согласен” - “не согласен”, закладки для книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, мальчики.
II. Артикуляционная зарядка.
Чтение чистоговорок.
– Каждый урок чтения мы начинаем с артикуляционной зарядки (учитель читает чистоговорку, один из учеников повторяет за ним, затем чистоговорку повторяет весь класс):
- Си-си-си – в водоёме караси.
- Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
- Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
- Ры-ры-ры – покатаемся с горы.
- Да-да-да – ой, холодная вода.
- Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.
Проговаривание скороговорок.
- Вспомним, какие скороговорки вы знаете?
(Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.
У сома усы, а у осы усики и т.д.)
III. Повторение пройденного материала.
1) Дополни предложения.
- Дополните мои предложения:
- Звуки бывают … (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие).
- Звуки слышим, буквы … (пишем).
- В слове столько слогов, сколько … (гласных).
- Гласные звуки … (учащиеся поют то тише, то громче [АААооо], [ыыыУУУ], [ЭЭЭууу], [оооИИИ], [ЭЭЭэээЭЭЭ] и т.д.).
- Согласные звуки … (учащиеся называют звуки [н] [н'], [м] [м'], [к] [к'], [с] [с']).
2) Работа по учебнику.
- Узнав несколько гласных и согласных звуков и познакомившись с буквами, которые их обозначают, вы уже умеете читать. Откройте 56 страницу учебника и прочитайте по рядам столбики слов:
- I ряд – сверху вниз;
- II ряд – снизу вверх;
- III ряд – через слово сверху вниз и снизу вверх.
Физминутка.
Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
IV. Работа над новым материалом.
1) Знакомство с новыми звуками [т] [т'] и буквами Т, т.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Рисунок кота.)
- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)
- Сколько в слове слогов?
- Будем ли ставить ударение? Почему?
- Какие звуки вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)
- Узнайте, о ком идёт речь?
Это – самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это – красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)
- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)
- Сколько в слове слогов?
- Будем ли ставить ударение? Почему?
- Какие звуки в этом слове вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)
- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.
- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.
- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки? (Карточка.)
- Назовите тему сегодняшнего урока чтения. (Познакомимся со звуками [т] [т’], с буквами Т, т и будем учиться читать слоги и слова с этими буквами).
2) Выделение слов начинающихся со звуков [т] и [т'] из текста “Троечка за тигра” Л.Каминского (кассета №4 сторона А “Занимательная азбука” В.Волиной).
- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и запомнить как можно больше слов, которые начинаются с данными звуками [т] [т’].
- Какие слова запомнили? (Телевизор, телефон, тумбочка, тахта, туфли, тапки, торт, тетрадь, тигр, троечка, Тамара Терентьевна, Тимофей, три.)
- Все ли слова понятны вам? (Тахта.)
- Где мы можем узнать, что такое тахта? (В словаре: тахта – широкий низкий диван без спинки.)
- Какой буквой вы будете обозначать эти звуки?
- Сделайте вывод: буква т выполняет две работы … (обозначает мягкий согласный звук [т’] и твёрдый согласный звук [т]).
Физминутка.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.(Наклоны влево – вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.(Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.(Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.(Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора.(Дети садятся за парты.)
3) На что похожа буква Т?
- А на что похожа буква Т? (Рисунки детей.)
- Зачем нужны две буквы Т, т?
- Назовите слова из рассказа, которые будут писаться с заглавной буквы.
4) Чтение слогов (стр. 58 учебника).
- С буквой познакомились, теперь прочитаем слоги с новой буквой.
5) Чтение слов (стр. 58 учебника).
- Слоги прочитали, а теперь прочитаем слова:
- I ряд – сверху вниз с постепенным уменьшением громкости;
- II ряд – снизу вверх с постепенным увеличением громкости;
- III ряд – через слово.
- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос КТО ЭТО? (Одушевлённые предметы.)
- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ЭТО? (Неодушевлённые предметы.)
- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Со словами КАТИТ, СТОИТ, НОСИТ составьте словосочетания.
- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Почему?
6) Чтение текста (стр. 58-59 учебника).
а)
- Рассмотрите рисунок на странице 59.
- Как вы думаете, где здесь Тимка, Томка, Антон, Стасик? Трудно ответить на вопрос?
- Ответ можно найти на стр. 58. Надо читать текст и рассматривать иллюстрацию. Читать будем по предложениям (показывать).
б) - А сейчас этот текст вы будете читать парами (по половине текста).
в)
- Я буду показывать вам на тех, кто изображён на иллюстрации, а вы будете мне называть имя ребёнка или кличку животного, находить предложение в тексте и читать его.
- Назовите имена детей.
- Как пишутся имена?
- Назовите клички животных.
- Как пишутся клички животных?
г)
- У каждого человека должно быть любимое занятие или дело. Занятия помогают интересно жить, не скучать, узнавать новое.
- А чем вы любите заниматься в свободное время? (Поделки.)
7) Соотнесение схемы слова и рисунка (стр. 59).
- А сейчас задание для самых любознательных. Соотнесите схему и рисунок (работа в группах на карточках).
- Проверим работу с помощью сигнальных карточек “согласен” - “не согласен”.
V. Итог урока.
- С какой буквой вы сегодня познакомились?
- Что вы о ней узнали?
- Какую работу вам понравилось выполнять больше всего?
- Кому было трудно выполнять какое-либо из заданий?
- Буква Т очень рада тому, что вы о ней много узнали. Но одна, без друзей, она не смогла бы образовать ни одного слова. Живёт она со своими друзьями в необыкновенной семье. Как называется эта семья? (Алфавит)
- В подарок вам буква Т дарит закладки.