Образовательная программа дополнительного образования детей городского Клуба будущих избирателей

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Изменения, происходящие в России; процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод ставят новые задачи перед отечественной системой образования. Утвержденная правительством Концепция модернизации российского образования ориентирует систему образования на подготовку современно образованных, нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия, умеющих сотрудничать и отличающихся мобильностью, динамизмом и конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Новые требования диктуют необходимость в организации эффективного гражданского образования и реализации на практике комплексного подхода, в использовании всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей образовательного процесса.

Цель гражданского образования – способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, становлению общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием.

Существенным элементом системы гражданского образования является изучение политических и избирательных прав граждан, федерального и регионального избирательного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, политико-правовых, социальных и иных процессов в стране и регионе.

Значительный потенциал становления гражданственности имеют ознакомление учащихся с работой Федеральных, областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, участие школьников в управлении школой и решении актуальных проблем местного сообщества.

Сегодня школьное ученическое самоуправление может стать достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания школьников. Эта педагогическая технология все активнее используется в различных образовательных учреждениях. Современная школа должна предоставить своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации и создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права избирать и быть избранным в руководящие органы ученического самоуправления, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Одна из основных задач гражданского образования состоит в том, чтобы способствовать реализации потенциала личности ребенка, социальной, политической и духовной жизни общества, немаловажной задачей является развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности.

Согласно этому целями работы Клуба являются:

  • Сформировать у учащихся представление об избирательном праве как подотрасли конституционного права; особой норм и правил, регулирующих внутреннее устройство и процессуально-организаторскую деятельность государства.
  • Способствовать воспитанию правовой культуры и становлению эффективной гражданской позиции.
  • Развивать интерес учащихся к политической жизни страны, повышение электоральной культуры.
  • Создавать условия для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.

Достижения поставленных целей гражданского образования не могут быть достигнуты исключительно в рамках проведения отдельных мероприятий, а наиболее целесообразным в достижении поставленных целей является комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы работы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, т.к. позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения будущих избирателей, сделать воспитание гражданственности и гражданского сознания единой линией педагогического воздействия.

Средствами гражданского образования можно формировать следующее ключевое умение ориентироваться:

- в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнения функций гражданина и т.д.);

- в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей; в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве; приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.);

- формировать компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.)

Тематический план

№ п/п

Название темы

Месяц проведения

1.

Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?

сентябрь

2.

“Человек. Личность. Гражданин” (круглый стол)

октябрь

3.

Деловая игра “Выборы омбудсмена”

ноябрь

4.

Выборы как процесс участия граждан в осуществлении власти.

декабрь

5.

Конституция – как основной закон.

Проектная деятельность “Конституция будущего”

январь

6.

“Молодежная культура: два лица – свое и чужое”- проведение межрайонного форума для старшеклассников и студентов.

январь

7.

От школьного ученического самоуправления к гражданскому правовому обществу (имитационная игра)

февраль

8.

Мы – дети Галактики

март

9.

Игра по станциям “ Национальные механизмы защиты прав человека”

апрель

10.

Проведение городского фестиваля будущих избирателей “Будущее за молодежью”

Апрель - май

Основное содержание тем.

1. Гражданственность. Какой смысл, вкладывается в это понятие?

Рассмотрение понятие “гражданственность”. Как решать те проблемы, которые стоят перед нашей страной, нашим городом, перед каждым из нас? Как научиться понимать друг друга? Анализ деятельности Клуба за прошлый учебный год, планирование деятельности на новый уч. год.

2. “Человек. Личность. Гражданин” (круглый стол)

Рассмотрение понятий “индивид”, “организм”, “индивидуальность”, “я”.

Игра в лото по группам: “Человек – индивид”, “Человек – организм”, “Человек – индивидуальность”, “Человек – я”.

Мозговой штурм – “Социальное Я” (в течение одной минуты написать в какой социальной группе выступают дети, в разных жизненных обстоятельствах).

Рассмотрение ситуаций для обсуждения с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.

3. Деловая игра “Выборы омбудсмена”

Конвенция о правах ребенка. Омбудсмен – уполномоченный по правам человека.

Цель проведения: выбрать защитника прав человека; следовать нормам права; подготовка учащихся к взрослой жизни; сформировать у них активную гражданскую позицию.

4. Выборы как процесс участия граждан в осуществлении власти.

Избирательная право и избирательная система Российской Федерации. Партии в избирательном процессе.

Деловая игра “Избирательный лабиринт”

Лабиринт – в Древней Греции и Египте так называли здание, подземелье с многочисленными ходами, из которого трудно найти выход. Мы говорим “лабиринт улиц”, “лабиринт мыслей”, “запутаться в лабиринте”. Действительно выборы можно сравнить с лабиринтом, из которого трудно найти выход. Но как не ошибиться? Как сделать правильный выбор?

5. Конституция – как основной закон.

Конституция Российской Федерации. Конституция Республики Бурятия. Школьная конституция – что это такое?

Проектная деятельность “Конституция будущего”.

6. “Молодежная культура: два лица – свое и чужое”- проведение межрайонного форума для старшеклассников и студентов.

Формирование толерантности в отношении к окружающим – представителям разных поколений, молодежных субкультур и этносов.

7. От школьного ученического самоуправления к гражданскому правовому обществу (имитационная игра)

Изучение модели городского самоуправления. Модели ученического самоуправления – “Школьный совет”, игровая модель “Ньюландия”, “День дублера”, “Демократическая республика”.

Система и структура организации ученического самоуправления.

8. Мы – дети Галактики

Проведение дискуссии на тему “Потеря человечности: как жить дальше?”

9. Игра по станциям “ Национальные механизмы защиты прав человека”

Цель игры – показать механизмы защиты прав человека, их эффективность в разных жизненных ситуациях.

10. Проведение городского фестиваля будущих избирателей “Будущее за молодежью”

Члены Клуба являются организаторами проведения фестиваля. Отвечают за проведение круглых столов, переговорных площадок с представителями администрации, совета депутатов, общественных организаций.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Ивайловский Д.А. “Молодежь Бурятии в избирательном процессе”, 2004 год
  3. Басан Захаров “Молодежный парламент: (идея, воплощение, перспективы)”, 1998 год
  4. Федеральные законы РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”
  5. Научно-методический журнал “Воспитание школьников”
  6. Гыпылова Ю.В. “Молодежь Бурятии в избирательном процессе”
  7. Приложение к журналу “Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи”.