Вступление в урок.
- Тема урока: Решение задач по теме «Механические колебания и волны». Уроки в теме «Механические колебания и волны» 5 и 6, учебник «Физика» 10 класс С.В. Громов; 11 класс Г.Я Мякишев.
- Сложность темы: уровень – базовый.
- Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний.
- Общедидактическая цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия.
- Триединая дидактическая цель:
образовательная |
развивающая |
воспитательная |
- систематизация знаний по теме «Механические колебания и волны»; |
см. информационную карту урока |
формирование добросовестного отношения к учебному труду, дисциплинированности, организованности, аккуратности; развитие чувства товарищества, честности. |
6. Оборудование: папка с памятками, технологические карты, карточки с задачами, листы с решениями задач (решебники), карточки с задачами для уровневой контрольной работы, таблицы с формулами, листы контроля знаний, калькуляторы, фломастеры, таблицы для рефлексии.
7. Информационная карта урока
№ |
Этапы урока
|
Ведущие группы ОУУН на данном уроке |
|||||
учебно-интеллектуальные |
учебно-информационные |
учебно-организационные |
учебно-коммуникативные |
||||
приёмы |
приёмы |
приёмы |
приёмы |
||||
0 |
Мотивация, целеполагание |
|
Вступительное слово учителя (слова Э. Ферми: принципы работы) |
Карта (определения цели занятия) |
Активное слушание |
||
1 |
Организация начала занятия |
|
|
Самоконтроль готовности к уроку |
Активное слушание |
||
2 |
Проверка выполнения домашнего задания |
|
|
Диктант-взаимоконтроль |
Работа в парах |
||
3 |
Подготовка к основному этапу занятия |
«Найди ошибку» |
|
Монолог, «Найди ошибку» |
Активное слушание |
||
4 |
Закрепление знаний и способов действий учащихся |
Разноуровневые задачи |
карточки |
Памятка «работы в динамических парах», самоконтроль с использованием решебников |
Работа в динамических парах |
||
5 |
Обобщение и систематизация знаний |
Работа в динамических парах |
|||||
№ |
Этапы урока
|
Ведущие группы ОУУН на данном уроке |
|||||
учебно-интеллектуальные |
учебно-информационные |
учебно-организационные |
учебно-коммуникативные |
||||
приёмы |
приёмы |
приёмы |
приёмы |
||||
6 |
Контроль и самопроверка знаний |
Разноуровневая контрольная работа |
Карточки |
Взаимоконтроль; уровневая контрольная работа |
|
||
7 |
Подведение итогов занятия |
|
|
Самоконтроль с использованием технической карты; знаньевая рефлексия |
|
||
8 |
Информация о д/з, инструктаж по его выполнению |
|
|
Составление индивидуального домашнего задания с технологическими картами |
|
8. Оформление доски:
1) «Знать физику – означает уметь решать задачи». Э. Ферми.
2)
- Учу сам.
- Учу других.
- Получаю сам.
Ход урока.
I. Учитель знакомит класс со словами Э. Ферми, называет тему урока, цель урока, зачитывает принципы и говорит, что работа будет подчиняться этим принципам. Напоминает, что в ходе урока заполняется технологическая карта (Приложение 1) и лист оценки знаний.
Лист оценки знаний
Физический диктант | Работа в четвёрках |
Самостоятельная работа |
Итог |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
II. Актуализация знаний.
1) Физический диктант.
Дети записывают 2 столбика цифр: в 1 от 1 до 12, во втором от 13 до 24. Вначале учитель проговаривает задания для 1 столбик: «Какой буквой обозначается…». Второй столбик дети заполняют самостоятельно – пишут единицы измерения этих величин.
I в | II в |
||
1 T |
13 |
1 ? |
13 |
2 ? |
14 |
2 A |
14 |
3 n |
15 |
3 V |
15 |
4 t |
16 |
4 m |
16 |
5 ? |
17 |
5 ? |
17 |
6 g |
18 |
6 K |
18 |
7 K |
19 |
7 ? |
19 |
8 m |
20 |
8 g |
20 |
9 ? |
21 |
9 t |
21 |
10 A |
22 |
10 n |
22 |
11 V |
23 |
11 ? |
23 |
12 ? |
24 |
12 T |
24 |
Ученики меняются листами, проверяют работу (ответы написаны на доске), оценивают, оценку «5» ставят, если нет ошибок; «4» - ставят, если есть 1-3 ошибки; «3» - ставят, если есть 4-6 ошибок; «2» - если больше 6 ошибок.
2) Работа с формулами.
а) У доски два ученика, по очереди вывешивают карточки, проговаривают определения. Класс слушает, при необходимости исправляют, дополняют.
б) «Найди ошибку»
- 5мм = 0,05м (0,005м)
- 15мин = 900с
- 72км/ч = 200м/с (20м/с)
- 6см = 0,06м
- 2кГц = 2000Гц
- 300г = 0,3кг
- 3т = 300кг (3000кг)
III. Работа в группах из 4 человек, внутри группы – в динамических парах
Задание: а) решить задачи, проверить их по решебнику (Приложение 2)
б) поменяться карточкой с соседом, решить задачи, проверить решение, при необходимости объяснить
- аналогично б)
Тексты задач в карточках.
Карточка жёлтого цвета.
- Эхо звука, посланного эхолотом в водоём, человек услышал через 4с. Какова глубина водоёма? Скорость звука в воде 1450м/с.
- Как изменится период колебания нитяного маятника длиной 1м, если нить удлинить на 3м?
Карточка красного цвета.
- Найти амплитуду, период и частоту колебаний, если закон колебаний материальной точки имеет вид x = 5 cos 6,28t (см)
- Определить массу груза, который на пружине жёсткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16с
Карточка сиреневого цвета.
- Радиобуй в море колеблется на волнах с периодом колебания 0,5с. Скорость морских волн равна 4м/с. Определите длину волны.
- Какую длину имеет математический маятник с периодом колебания 1с? Найти частоту колебаний.
Карточка коричневого цвета.
- Грузик на пружине за 6с совершил 18 колебаний. Найти период и частоту колебаний.
- Маятник длиной 2м совершает за 1 час N = 2536 качаний. Определить ускорение свободного падения.
IV. Самостоятельная работа.
На оценку «3» решить 1 и 2 задачи
На оценку «4» решить 1, 3 или 2, 3 задачи
На оценку «5» решить 1, 2, 3 или 3, 4 или 1, 2, 4 задачи.
I
- Маятник за 30с совершил 120 колебаний. Определите период и частоту колебаний маятника.
- Скорость распространения волны равна 54км/ч. Определите частоту колебаний источника волны, если длина волны равна 50см.
- Груз массой 100г, подвешенный к пружине, совершает 300 колебаний за время, равное 1мин. Определите коэффициент жёсткости пружины.
- Один математический маятник имеет период колебания 3с, а другой – 4с. Каков период колебания математического маятника, длина которого равна сумме длин указанных маятников?
II
- Уравнение свободных колебаний пружинного маятника имеет вид: ах = -25х. Определите циклическую частоту, частоту и период колебаний.
- Определите скорость распространения волны в воде, если источник волн колеблется с периодом 5мс, а длина волны равна 7м.
- Какова длина математического маятника, совершающего 60 колебаний за 2мин.
- Как изменится период колебания груза на пружине, если железный груз заменить алюминиевым такого же объёма?
V. Рефлексия.
а) по технологической карте;
б) знаньевая (определения, формулы) по теме «Механические колебания и волны».VI. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе, по технологической карте посмотреть, что нужно вам повторить, а что ещё раз выучить.
Обобщающий урок физики в 7 классе.
«Физические величины как средство описания
физических объектов и явлений».
(2 часа, технология «Педагогические мастерские», по учебнику С.В. Громова).
Урок проводится в конце учебного года.
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания за курс 7 класса, вспомнить основные понятия, соотнести их с другими понятиями.
Развивающая:
- формировать умение быстро мыслить;
- развить интерес к физике;
- развивать навыки работы с учебником;
Воспитательная:
- воспитание навыков коммуникативного общения;
- воспитание внимания;
Содержание учебного материала: физические величины, которые изучались в течение учебного года.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- общеклассная;
Методы обучения:
- репродуктивный;
- наглядно-иллюстративный;
- объяснительно-иллюстративный;
Оформление доски: правила работы в мастерской; портреты учёных (Р. Гук, И. Ньютон, Архимед, Г. Галилей, Э. Торричелли).
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
Слушают информацию учителя о правилах работы в мастерской:
|
I Афиширование |
- рассмотреть внимательно карточку и карточку на столах; На второй парте – На третьей парте – На четвёртой парте –
|
Дети стоят в кругу, получают карточки, рассматривают карточки на столах и садятся за тот, который выбирают. Образовалась группа; лидер знакомится с памяткой работы в группе, знакомится с памяткой лидеру (Приложение 4); дети объясняют, почему сели за этот стол (отвечающего назначает лидер). |
II Индуктор |
Демонстрация таблицы с готовыми ответами после отчётов групп. |
1 гр. – 1 столбик |
III Самоконструкция |
|
|
IV Д.З. |
Каждой группе сделать ксерокопии своих таблиц по числу оставшихся учащихся, раздать их, сделать книжки; составить кроссворд по теме: «Физическая величина». |
|
V Рефлексия |
Благодарит детей за работу, просит ответить на вопрос: «Сколько физических величин мы изучили в 7 классе?» Организует рефлексию методом неоконченных предложений: |
Участвуют в рефлексии |