Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит личность перед необходимостью адаптации к изменяющемуся обществу и деятельности в нём, что и актуализирует проблему социализации личности.
Личность – социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. К структурным элементам личности относят опыт (знания, умения), направленность (мировоззрение, интересы, стремления), индивидуальные особенности(память, культура мышления), каждый из которых связан с активностью. Активность в обучении позволяет ученику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивать коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Социальный опыт формируется в социальном познании.
Начиная с середины 70-х годов, в психологии утвердилось понятие “социальное познание”, которым стали обозначать всю совокупность познавательных процессов, связанных с представлением о социальной действительности. Широкое понимание предмета социального познания затрагивает не только людей, окружающих индивида, но и всю социальную действительность в целом. При этом в социальном мышлении выделяются социально-ориентированные и личностно- ориентированные компоненты.
К первому относят познание социальных ценностей, правовых и моральных представлений об обществе как целостном объекте. Ко второму – представления об интеллектуальной личности, о своём “Я” соотносительно с обществом.
Учёные выделяют следующие особенности рассматриваемого вида познания:
- Объект познания отражается в образах и понятиях не только своими пространственно-временными характеристиками, но и как личность, т.е. как член социальной группы;
- Это познание, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций; оно является важнейшим регулятором общения, а общение влияет на знания о людях;
- Человек - это активный объект познания, своим поведением он, в отличие от бездушных предметов, способен воздействовать на отношение к себе.
Цель данной работы - определение основных психолого-педагогических условий и разработка принципов методики формования способов социального познания. Объект исследования – подростки 6 класса, изучающие курс литературы.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования способов социального познания у учащихся на уроках литературы .
Способы познания – это приёмы идентификации (сравнения), оценка поступков, отношений, характеров героев литературного произведения в различных ситуациях.
Во взаимодействии подростков с другими субъектами создаются условия для самопознания, самосознания и саморазвития личности в общении. Потребность в постижении смысла и значения существования своего Я также являются движущей силой развития самопонимания и понимания других людей.
Школьники лучше узнают себя свои сильные стороны, развивают чувство собственного достоинства, преодолевают страх, неуверенность, что позволяет наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в школе позволяют определить условия формирования социального познания школьников на уроках литературы. Среди них можно отметить психологические факторы.
Прежде всего, это мотивационный фактор, который связан с оценочными способностями человека (Куницына Н.В. и др.)
В работах Рождественской Н.А. (1995 г.), Фролова Н.И.(1997 г.) отмечается возрастная особенность подростков: выраженная направленность на другого человека, интерес к нему, сопереживание и проникновение во внутренний мир другого человека.
Следующим условием является подход к литературе как носительнице психологического знания. В трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплых, А.Н. Леонтьева, И. В. Страхова выдвинута идея психологического содержания в литературе, которое оказывает воздействие на читателя. По мнению А.Н. Леонтьева, “искусство ... отвечает задаче открытия личностного смысла реальности” М.А. Степанова в работе “Психологическое лицо литературы” называет литературу своеобразной психологической практикой, когда соответствующее влияние на человека оказывает писатель, который использует при этом свои художественные методы.
Проблемы у человека существовали всегда и художественная литература, в силу наличия психологического содержания выступила как одно их возможных средств их разрешения.
М.А. Степанова выделяет в творческой деятельности школьников на уроках литературы психологические единицы анализа закономерностях протекания мыслительной деятельности: переживание, поступок, характер.
По мнению Л.С. Выготского, переживание представляет собой простейшую единицу изучения личности среды. О.С. Никольской, Ф.Е. Василюк используют термин “переживание” для “обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удаётся перенести те или иные жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией”. В литературном образовании переживание развивает сочувствие, понимание, взаимопонимание, взаимоотношения, способствует оценке своего поведения и другого. Поступок как психологическая единица представлен в трудах С.Л. Рубинштейна. Он рассматривает поведение человека как совокупность поступков, иначе говоря, таких действий, в которых “ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали”. А.Н. Леонтьев назвал началом личности первые активные и сознательные поступки.
Ещё одной психологической единицей выступает характер. И.В. Страхов обнаружил в произведениях Л.Н. Толстого индивидуальные и типичные черты характера, проявляющегося в разных формах поведения. Исходя из вышесказанного, определены подходы к методике работы.
1. Психологиче6ское обоснование содержится в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева,
В.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Г.Е. Залесского, Н.А. Рождественской. Они описали этапы усвоения знаний , формирование умственных действий и способов социальной ориентировки учащихся:
1) этап мотивационной деятельности,
2) этап построения ориентировочной основы деятельности
3) этап материализованного действия
4) этап внешнеречевого действия в данной ситуации
5) этап внутренней речи про себя
6) этап внутреннего плана действия
2. Обучение способам социального познания посредством анализа поступков героев и проблемных ситуаций представлено в работах Э. Ш. Натанзон, Т.Гордона.
- 1 уровень – осознание ситуаций.
- 2 уровень – осознание затруднений в данной ситуации.
- 3 уровень – выбор способов поведения в процессе осознания альтернатив поведения.
3. Педагогическое обоснование заключается в решении образовательных и воспитательных задач, а так же в формировании личности в условиях деятельности и общения на уроках литературы. Социальное познание окружающего мира (поведение, поступки, взаимоотношения литературных героев) в 6 классе можно организовать на уроках литературы при анализе художественного текста, опираясь на нравственные ценности и личный опыт учащихся, а также в процессе передачи социального опыта и становления личности под влиянием работы над художественным текстом. Обучение тесно связано с воспитанием, которое сводится к усвоению нравственных знаний, нравственных чувств и нравственных поступков.
Учитель использует активные методы обучения, организует деятельность учащихся по анализу конкретных ситуаций из сюжета художественного произведения, создавая условия для сравнения героев, их поступков со своей позицией и позицией автора и его героев.
4. Методическое обоснование. Традиционно объяснительно-иллюстративные методы развивают только репродуктивные действия учащихся по восприятию, запоминанию учебного материала художественного текста. Осмысление социального опыта, заложенного в художественном произведении, требует организации самостоятельной творческой деятельности учеников. Всё это подводит к необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в использовании активных методов обучения (погружения в конкретную ситуацию).
Обучение способам социального познания предполагает организацию мыслительной деятельности учащихся под руководством учителя с целью научить осмысленно читать текст, выделяя проблемные ситуации, связанные с поведением (поступками) героев, и производя логические операции: научиться выделять суть проблемы, анализировать, сравнивать, сопоставлять взаимоотношения, переживания, личностные качества участников ситуации, оценивать последствия, делать обобщения и вывод. В соответствие с нашей целью – научить соотносить рассматриваемые проблемы, поступки героев с личным опытом учащихся, давать оценку поведению и жизненным позициям героев, находить варианты решения проблемы.
5. Дидактический подход предполагает смешанный тип урока на основе интерпретации художественного текста, дающий возможность развивать личностное восприятие произведения. Рекомендуется организация чтения и анализа художественного текста с использованием усложняющих заданий, увеличение доли самостоятельности учеников, с включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.
Программа предполагает усвоение теоретических знаний и практических умений.
По программе в 6-м классе при чтении повести Н.Г. Гарина-Михайловского “Детство Тёмы” разбираются три главы: “Иванов”, “Ябеда”, “Экзамены”. Рассмотрим методику на примере рассказа “Ябеда”. Теоретические знания, необходимые дать ученику, сводятся к понятиям: герой, характер, речевая характеристика, герой в системе художественных образов, диалоги героев, авторская оценка, художественно-выразительные средства, применяемые автором для изображения героев в процессе оценивания. Сформированные знания о поступках, мотивах, последствиях становятся ориентировочной основой исследовательского характера, их оценивание в процессе совместной творческой работы.
Исследовательская деятельность учащихся на уроке по анализу нравственного поведения героев предполагает выделение знаний нравственных норм, умение распознавать их в поведении героев, соотносить поведение с особенностями характера и условиями ситуации, а также сравнивать героев на основе выделенного нравственного поведения.
Обратимся к методике работы на уроке.
Каждая тема предполагает систему уроков по произведению. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, проводим урок по теме “Нравственные испытания героев”. Предлагается методика, которая заключается в трёх этапах.
1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. Задаются вопросы.
- Кто такой ябеда? Как вы относитесь к ябедничеству? Приходилось ли вам, вашим друзьям бывать в этих ситуациях? Какие нравственные качества вы знаете?
2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Учитель организует исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице “Анализ поступков героев”.
На этом этапе организуется погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме.
Предлагается работа в трех группах, соответственно трем героям.
Таблица: Исследование поступков героев
Герой | Поступок | Цель | Воздействие (способ самовыражения) | Изменение во взаимоотношениях друзей |
Вахнов | Показал надзирателю кукиш. Обвинил учителя Бошара в доносе и подложил ему иглу |
Отомстить учителю (чтобы поддержать в коллективе утраченное сочувствие) |
Потребовал поддержки от друзей | Друзья расстались. Самоутверждение героя на безнравственной основе |
Иванов | 1) Ужаснулся, но промолчал. 2) Осудил, сказав: “Гнусная гадость” |
Обязывают правила товарищества. | Скрыть правду | 1) Остался верным слову 2) отчислили из гимназии |
Тёма | Ужаснулся, но промолчал | Обязывают правила товарищества не выдавать друга | Скрыть правду. | Разрушены дружеские отношения |
Вопрос: Если испытываете опасность, страх, будете ли помогать другу?
Закрепление нравственного опыта учащихся организуется в процессе оценивания нравственных качеств героев по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: “Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?”
Таблица 2 Нравственный путь героев
Качества | Вахнов | Иванов | Тёма | Учитель | Надзиратель |
Самоуважение | До поступка/после | ||||
Уважение к человеку | |||||
Честь | |||||
Честность | |||||
Человеческое достоинство | |||||
Долг | |||||
Дружба | |||||
Товарищество | |||||
Ложь | |||||
Обман | |||||
Предательство |
До поступка часть клеточки закрашивается одним цветом, после совершения поступка - другим цветом.
Проблемная ситуация, нравственные коллизии раскрываются в композиции художественного произведения: завязке, конфликте и развязке.
В рамках художественного произведения такой анализ можно организовать в соответствии с композицией произведения, где:
Завязка – это неэффективное поведение, которое вызывает потребность изменить ситуацию, это может быть обида, агрессия, ненависть, что проявится в поступке.
Конфликт (столкновение целей, способов, духовных ценностей) проявится в раскрытии позиций, переживаний героев.
Развязка (разрешение проблемы) – это последствие, результат, к которому пришли герои, оценка проблемы (поступков) разными участниками; это возникновение новых чувств, которые заставляют героев по-новому вести себя, что определит их цель и способ поведения.
3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения
- В чём идейное содержание произведения?
- Какую нравственную проблему решил автор в произведении?
- На чём основан принцип товарищества?
- Бывают ли в нашей жизни подобные ситуации?
- Как вы будете осуществлять выбор способа поведения в сложной жизненной ситуации, на основе чего? (нравственных норм поведения).
Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.