"Культурологические аспекты в преподавании математики в 3-м классе"

Разделы: Начальная школа


Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику…
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
сделать его немного занимательным.

Б. Паскаль

Математика – это искусство. Искусство помогает расти и развиваться человеку мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать.

Обучение математике имеет важное значение для развития детей младшего школьного возраста, т.к. она знакомит их с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в математической форме. Широта и разносторонность математики является весьма благоприятным условием в смысле установления контактов и связей математики с литературой, музыкой, искусством, краеведением. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром.

Использование в задачах элементов регионального компонента позволяет развивать у детей представление о том, что математика – это живая наука, расширить представления о родном крае. Формированию личности поможет рассмотрение на уроках математики вопросов нравственности, межличностного общения. Большое внимание на уроках уделяется культуре Ульяновской области: наш край – Родина многих знаменитых учёных, писателей, артистов, край больших культурных традиций. Органическое вплетение регионального компонента в содержание преподавание математики помогает детям воспринимать науку эмоционально и с интересом. Формированию личности поможет рассмотрение на уроках математики вопросов нравственности, межличностного общения.

Применение культурологических аспектов у младших школьников пробуждает интерес к предмету через самостоятельность, целеустремлённость и мотивацию по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения. Всё это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром, построенным на законах красоты и математики.

В связи с вышеизложенным, перед учителями начальных классов ставятся цели культурологического образования в преподавании математики:

- прививать любовь к своему родному краю через решение практических задач;
- развивать эстетический вкус через произведения искусства, используемые в качестве наглядных пособий;
- воспитывать уважение к традициям родного края;
- обогащать духовный мир и расширять кругозор учащихся в области культуры путём знакомства с произведениями искусства;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать интерес и любовь к истории математики;
- формировать познавательную активность;
- привлечь всех учащихся к обсуждению различных вопросов математического характера;
- развивать умение самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Исходя из общей цели, стоящей перед системой, направленной на общее развитие школьников, курс математики начальной школы должен решать следующие задачи:

- способность продвижения учеников в общем развитии, становления нравственных позиций личности ребёнка;
- дать представление о математике через существующие и происходящие явления, способствующей тем самым познания окружающего мира;
- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику для продолжения обучения в старшей школе.

Включая элементы культурологического направления в курс математики начальной школы, программа в силу этого становится значительно шире и насыщеннее за счет расширения и углубления материала, включая такие аспекты как краеведение и исторический материал, за счёт вопросов и проблем, которые возникают по инициативе самих учеников, что бы учебный материал стал средством духовного развития, помогал понять нравственные ценности в мире и овладеть ими.

В программе математики по развивающей системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (авторы В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г Микулина) предлагаются следующие математические блоки изучения материала 3-го класса:

- табличное умножение и деление;
- деление с остатком;
- доли;
- уравнения с действиями умножения и деления;
- анализ схем системы отношений и решение текстовых задач.

Сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Мной были выделены темы уроков математики, в которые вплетены элементы культурологи:

- урок обобщения и систематизации знаний “Табличные случаи умножения и деления”;
- урок применения знаний и умений по теме “Уравнения”;
- урок ознакомления с новым материалом “Угол, виды углов”;
- урок закрепления по теме “Решение задач разного вида”;
- урок обобщения и систематизации знаний “Повторение пройденного. Решение задач”.

Все эти уроки направлены на то, что бы ученик 3-го класса понял, почувствовал, как по-своему красив, прекрасен мир чисел, фигур и отношений, мир математики.

Тема: Решение задач разного вида.

Тип урока: закрепление изученного.

Форма проведения: интегрированный урок.

  • Образовательные цели:

- закреплять знания и способы учебной деятельности при решении задач;
- сравнивать и переводить единицы длины; решать уравнения;

  • Развивающие цели:

- развивать логическое мышление при решении нестандартных задач;
- развивать и укрепить познавательный интерес к окружающему миру, осознавать зависимость благополучия среды от поведения человека;
- расширение кругозора.

  • Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать в единстве эстетические и этические чувства, экологическую культуру и творчество;
- воспитывать чувство любви к родному краю.

Ученик должен знать:

- основные понятия: “задача”, “уравнение”;
- нахождение неизвестного компонента действий;
- алгоритм выполнения арифметических действий при решении задач разного вида.

Ученик должен уметь:

- выполнять все действия с именованными числами;
- решать уравнения вида: а*х = в, х*а = в, а : х = в, х : а = в;
- анализировать задачи с однородными величинами (выделять описываемые в тексте величины и связывающие их отношения) и представлять результаты анализа на моделях (чертежах и схемах);
- решать практические задачи на:

    • репродуктивном уровне:

- пользоваться алгоритмом выполнения арифметических действий;
- применять вычислительные навыки, знания таблицы умножения, деления.

Ученик имеет возможности применять знания на:

    • конструктивном уровне:

- решать задания на нахождение неизвестного компонента;
- комментировать выполняемые операции при решении задач.

    • творческом, исследовательском уровне:

- уметь решать задачи, применяя знания из области окружающего мира;
- обсуждать и предлагать решения заданий творческого характера.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.

Задача этапа: включение в учебную деятельность.

Метод обучения: словесный, частично-поисковый.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная.

Учитель:

Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

Дети: Вода.

Учитель: Да, сегодня мы будем говорить о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека.

Учитель обращает внимание детей на изображение рек и океанов на Физической карте мира.

Учитель: Расшифруйте слово. Для этого решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания.

На доске, а у сильных ребят на индивидуальных карточках:

400 - 386

А

652 - 538

Г

174 + 86

О

801 - 631

Л

769 +105

В

Учитель: Что за географическое название здесь записано?

- Волга – самая большая река в европейской части России.

Показ на карте.

Её протяженность составляет 3531км, но это на 3140 км короче, чем длина реки, которая находится в Африке, она считается самой длинной рекой.

Узнайте длину самой большой реки и найдите её на карте.

Что это за река?

Дети: Нил – 6671км.

II. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения.

Задача этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Метод обучения: частично-поисковый, словесный.

Форма обучения: общеклассная дискуссия, индивидуальная.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем решать задачи. А поможет нам в этом тот материал, который знаком нам по уроку окружающего мира. На уроках ознакомления с окружающим миром мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, почву, воздух, а также и воду. Вот послушайте:

Ежегодно в бассейн Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод. Это на 4 кубических километра меньше, чем очищенных. Сколько кубических километров неочищенных и очищенных вод поступает в Волгу за 3 года?

Решение задачи.

Могут быть небольшие сообщения по охране вод, которые подготовили дети дома.

III. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.

Задача этапа: выявление затруднения, построение нового способа действия, формирование способности к его выполнению.

Метод обучения: частично-поисковый.

Форма обучения: индивидуальная.

Учитель: Для продолжения разговора о водоёмах нашей области нам понадобятся некоторые числовые данные. Чтобы их узнать, надо решить уравнения.

Х : 250 = 100
710 : Х = 71
Х * 70 = 350

Учитель открывает на доске запись.

2500 км Наибольшая ширина Волги на территории Ульяновской области
100 м Река Сура в период засухи
5 м Средняя глубина реки Свияги

IV. Перенос приобретённых знаний, их первичное применение в новых и изменённых условиях с целью формирования умений.

Задача этапа: включение способа действия в творческой работе.

Метод обучения: поисковый.

Форма обучения: групповая.

Учитель: Предлагаю вам творческую работу. Воспользовавшись своими находками - данными о реках нашей области, работая в группах, составьте текст задачи, которые могли бы попасть в журнал “Любознательным математикам”.

На партах ребят каждой группы – материалы поисковой работы: данные о реках. Дети могут воспользоваться дополнительным материалом.

- Самая узкая часть Волги на территории Ульяновской области в г.Ульяновске – 3 км.

- Длина Суры в пределах области – 150 км.

- Ширина Свияги - 30м.

После окончания работы задачи зачитываются, предлагаются решить другим группам.

V. Подведение итога урока.

Задача этапа: самооценка результатов деятельности; проговаривание способа действия.

Метод обучения: наглядный.

Форма обучения: индивидуальная.

Учитель: Запомнился ли вам урок? Что вы узнали на уроке? Что повторили?

А теперь предлагаю оценить себя на уроке и сам урок.

Возьмите карточки и прикрепите к тому рисунку, какой по вашему мнению подходит к вашему состоянию на уроке.

VI. Домашнее задание

Задача этапа: проговаривание способа действия при подготовке домашнего задания.

Метод обучения: объяснительный.

Форма обучения: индивидуальная.

Задания по трём уровням сложности:

1 уровень: - Составь и реши задачу о реках Ульяновской области, запиши задачу на карточке для соседа.

2 уровень: - Составь задачу и реши её, используя данные:

1 км – ширина реки Суры во время разлива;

150 км – длина реки Суры в пределах области;

30 метров – ширина реки Свияга;

5 метров – глубина реки Свияга.

3 уровень: - Реши задачу: Средняя глубина Куйбышевского водохранилища 9 метров. В период полноводья глубина в 2 раза больше, а при засухе в 3 раза меньше, чем в полноводье. Узнайте глубину водохранилища в разное время.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с... загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, на уроках я стараюсь, чтобы он почувствовал удивление и любопытство при изучении народных традиций, повторил путь человечества в познании математических задач, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, заинтересованность, ребенок может войти в мир творчества.

Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Я вижу, что чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Содержание многих текстовых задач, включённых в учебник математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся. При подготовке к уроку обращаю внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:

Задачи, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность.

Задачи, отражающие достижения науки, техники.

Задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции.

Задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты

В целях воспитания нравственных качеств использую краткую беседу с целью разбора и уточнения содержания предназначенной для решения задачи; самостоятельное составление учащимися задачи по определённой теме.