Статья "Развитие творческих познавательных способностей детей"

Разделы: Начальная школа


Не буду спорить с очень оптимистичным, разумным и проверенным практикой утверждением, что все дети талантливы. Так оно и есть. Надо верить в это. Просто кого-то из так называемых плохих, слабых или сложных учеников недолюбили, не увлекли, не растормошили, недоучили, недоразвили…

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребенка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике.

Но проблема развития комплекса свойств личности ребенка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих (или нестандартных) задач не принесет желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Работая по программе «Школа 2100», казалось бы, достаточно того материала, что присутствует на страницах учебников. Но детям младшего школьного возраста свойственна ярко выраженная потребность в познавательной деятельности. Это проявляется буквально во всем и на каждом уроке. С таких простых, повседневно происходящих вещей (и при благоприятных обстоятельствах) развивается умственная активность ребенка, которая в будущем может перерасти в настоящую любовь к умственному труду. Поэтому я решила вести кружок «Гимнастика ума» для формирования творческих способностей младших школьников. Цель работы кружка – обеспечить к концу обучения в начальной школе высокую интеллектуальную готовность учащихся I ступени к дальнейшему обучению. Курс обеспечивает гуманизацию процесса образования, за счет гармоничного сочетания учебной деятельности (связанной с усвоением знаний, умений, навыков), с поисковой творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, созданию условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных способностей. Содержание программы курса состоит из системы разнообразных поисково-творческих занимательных заданий, построенных на неучебном материале. Задания подбирала по степени усложнения познавательной деятельности, начиная с самых простых.

1. Быстрота реакции, или скорость припоминания программного материала.

Это проверка репродуктивного уровня знаний и развитие умения быстро и четко отвечать на конкретный простой вопрос в условиях ограниченности во времени. Причем ответы на вопросы этого блока еще не предполагают никаких нестандартных решений. Это разминки:

-Ответьте как можно скорее на следующие вопросы:

  • Сколько дней в неделе? Каким в ней по счету является воскресенье? В названии какого дня есть удвоенная Б?
  • Как называется третья буква алфавита? А вторая с конца? Какая буква располагается перед О? А какая после М?
  • С каким столярным инструментом сравнивают плохо плавающего человека, говоря: «Он плавает, как…»?
  • Какие цифры могут сказать о себе: «Повернешь меня вверх головой, и я стану другой?»

буквенные диктанты:

- Внимательно прочитайте (прослушайте) вопросы и выпишите первые буквы ответов. При правильном выполнении задания у вас должно получиться слово, которое употребляется при выражении похвалы и одобрения:

Эту фамилию носит популярный детский писатель, автор «Дяди Степы» «Трех поросят».

Она так похожа на пчелу, что их можно перепутать, но меда она не дает.

«Висит груша – нельзя скушать».

С какой буквы начинается третье число: 2, 5, 11, 6?

Как называется время суток между утром и вечером?

Герой русской народной сказки, который поймал щуку, исполнявшую все его желания?

Именно там на арене выступают дрессировщики, акробаты, клоуны.

математические диктанты:

- Ответьте на вопросы. Расставьте по порядку числа в кружочки и решите примеры:

а) Сколько дней недели без воскресенья?
б) Сколько месяцев во времени года?
в) Сколько рогов у одной коровы?
г) Сколько лап у кошки?
д) Какая самая лучшая школьная оценка?
е) Вспомните поговорку: сколько людей одного не ждут?
ж) Какой сосед находится слева от девятки?
з) Назовите общее число букв в словах МЁД и ОСА.

2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся.

Для успешного обучения в школе выделю важнейшие из них: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая), воображение. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.

Внимание во многом определяет успех любой деятельности. Именно от его особенностей зависит, может ли ребенок достаточно быстро перейти от одного вида работы к другому, как долго он может заниматься с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленить объект и рассматривать, изучать его продолжительное время.

Трудность формирования целенаправленного внимания в первую очередь обусловлена тем, что для младшего школьника характерно непроизвольное внимание, которое и развивать–то не надо. Интересный рассказ учителя, яркое впечатление от прочитанного – и ребенок «весь внимание». Но ведь в школьной практике ученику чаще необходимо применить усилие, заставить себя быть внимательным. Создать необходимые условия для преодоления недостатков в проявлении этого важного качества и дальнейшего развития его свойств можно лишь в том случае, если хорошо знать особенности внимания, характерные для того или иного ученика, и целенаправленно формировать недостающие его звенья. Предлагаю задания такого типа:

- Сколько букв из слова ВОКЗАЛ вы сможете найти?

Г А Б Н С Л

- Есть ли в данном ряду буквы из названия шестого месяца? А третьего дня недели? Назовите их.

А К Р Б У В Е

- Составьте из букв следующего ряда по схемам: 4231; 6431; 465; 564.

О И Н К Т О

ПАМЯТЬ – это «основа, на которой творит мозг». В младшем школьном возрасте память еще находится в процессе становления, и уровень развития тех или иных ее особенностей во многом определяет успешность обучения. Ученики начальной школы пока еще не всегда понимают, что означают слова «выучите», «запомните», «заучите». Они не умеют запоминать целенаправленно, не владеют способами рационального запоминания, пока еще не велик объем их кратковременной памяти. Ничего страшного в этом нет. Выход один – надо постоянно тренировать «западающие» виды памяти, и в первую очередь слуховую. Для этого подбираю задания подобного вида:

- Я медленно и лишь один раз читаю вам ряды слов. Ваша задача – запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА – получается закодированное слово СОК.

  • МАМА ИСКРА РОДИНА
  • КРАСКА РОМАШКА ЕДА МОРЕ
  • ГРАЧ ОБЛАКО РЕКА АПЕЛЬСИН
  • СОН ВАТА ЕЛЬ ТЕМА

- Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.

3 5 4 7 8

Закройте рисунок и ответьте на вопросы:

  • Какое число находится справа от четверки?
  • Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?
  • Какие числа составят в сумме семь?
  • Какое число надо отнять от десяти, чтобы получить шесть?
  • Какое число получится при сложении первых трех чисел?

3. Уровень развития логического мышления ученика.

Он определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т.п.). Целенаправленная выработка рациональных приемов умственной деятельности, формирование умения решать частично-поисковые познавательные задачи подготовят детей к решению нестандартных проблем:

  • Отгадайте, какое число зашифровано в каждом слове. Буквы, которые составляют числительное, не обязательно расположены подряд. Например: вТоРнИк – ТРИ.

СТИХОТВОРЕНИЕ -

СУТУЛОСТЬ –

СТАРШИНА -

ДЕВИЦА –

КОСОВОРОТКА –

ГОСПОДИН –

ДЕРЕВЕНЬКА –

ПРИЯТЕЛЬ –

СТРЕЛОЧНИК –

СМОРОДИНА –

  • Решите следующие буквенно-числовые ребусы:

О5, 40А, 3О, 100ЛИЦА, 7Я, ПО2Л, 3БУНА, 100Н, ПА3ОТ,

- Ответьте на вопросы:

  • Стол стоит от шкафа на расстоянии 4 метров. Сколько метров будет между ними, если шкаф передвинут на 2 метра, а стол влево – на столько же?
  • На скамейке сидели белка, воробей, поросенок, ворона, сорока и медведь. Сколько животных осталось после того, как все птицы улетели?

4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.

Объяснить значение этого этапа в развитии творческих способностей можно, приведя следующее высказывание: «Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями, непозволительно дирижировать… Тем, что мы предписываем детям путь, мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив. Он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрей, чем другие, выиграть в соревновании, навязанном ему извне. Таким образом, ребенок отвергается от собственных задач. На этом пути он сперва теряет личные средства выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам опыт… Слишком раннее усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности». (Фридл Диккер-Брандейсова.1943 г.)

Поэтому предлагаю детям решить такие задачи:

  • В гараже стоят 750 автомобилей. Грузовые автомобили имеют по 6 колес, а легковые по 4 колеса. Сколько каких автомобилей в гараже, если колес всего 3024?
  • Гном разложил свои сокровища в 3 сундука разного цвета, стоящие у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, в третий – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее, чем камни, и что книги – правее красного сундука. В каком сундуке лежат камни, если зеленый сундук стоит левее синего?
  • Составь магический квадрат 5 Ч 5, в котором каждое из чисел от 1 до 5 встречается по пять раз, но не повторяется ни в каком столбце и ни в какой строке.

К концу четвертого класса ожидаю от кружковцев следующие результаты: при высокой мотивации к учению возрастет познавательная активность детей, учащиеся покажут успешное выступление в интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах. Это будет результатом работы кружка «Гимнастика ума» в начальной школе.