Урок по теме "Этот удивительный симметричный мир"

Разделы: Математика


 

цели урока:

  1. Познакомить учащихся с удивительным математическим явлением – симметрия, научить «видеть» симметричные предметы в окружающей обстановке, определять сколько осей симметрии имеет каждая фигура.
  2. Определить роль симметрии в жизни и практической деятельности человека.
  3. Развитие кругозора учащихся, привитие бережного отношения к природе, познавательного интереса.

оборудование:

  1. Плакат по биологии;
  2. Плакат по истории;
  3. Набор вырезанных фигур;
  4. Чернила, краски;
  5. Ножницы, бумага.

Ход урока

I. Организационный момент .

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
Присаживайтесь! Я рада приветствовать вас на очередном заседании нашего факультатива.

II. Изучение темы урока.

Тема, с которой мы сегодня познакомимся «Симметрия»

О, Симметрия! Тебе я гимн пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой маске,
Ты в ёлочке, что у лесной дорожке.
С тобою в дружбе и тюльпан и роза
И снежный рой – творение мороза!

Вот как восславил неизвестный поэт симметрию.
Посмотрите на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. Если поставить зеркало вдоль прочерченной на каждом рисунке прямой, то отраженная в зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой (такой же, как исходная фигура). Поэтому такая симметрия называется зеркальной или осевой.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

- Что такое симметрия?
- Что собой представляет осевая симметрия?
- Какую роль играет симметрия в повседневной жизни человека (в природе, архитектуре).

В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония» и «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово обозначает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

опыт:

Капнем на лист бумаги кляксу, а теперь согнем лист пополам. Какие интересно рисунки мы с вами получили? Линия сгиба – ось симметрии. Части – симметричны.

вывод:

Фигуру, которая у вас получилась можно назвать симметричной?

- Давайте проверим на опыте с квадратом и другими геометрическими фигурами.
- На партах у вас лежат геометрические фигуры. На доске они записаны. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая фигура.

Задание № 1

  1. Назовите самую «симметричную фигуру».
  2. Назовите самую «несимметричную фигуру».

Фигура

Количество осей

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

4

Круг

~

Параллелограмм

-

Прямоугольный треугольник

-

Равносторонний треугольник

3

Равнобедренный треугольник

1

Правильный шестиугольник

6

 

вывод:

Оказывается, ряд симметричных фигур имеет несколько осей симметрии, поэтому их называют – симметричными, а если нет осей симметрии, то несимметричными

 

 

Задание № 2

1. Определите, что общего у фигур:

Провести оси симметрии (на плакате)

Вывод: они все симметричны => есть ось симметрии

2. Какая из фигур лишняя?

 

Объясните почему?
Провести ось симметрии для каждой фигуры.

- Природа – удивительный мастер. Все живое в природе обладает симметрией.

Сообщение: «Симметрия в природе».

- Очень интересные факты вы узнали, но интересно еще и то, что симметрия наблюдается не только в форме животных, но и в цвете (окраске). Окраску считают способом приспособления к окружающей среде, так как каждое живое существо стремиться выжить, сохранить себе жизнь, и естественно любое ее нарушение ведет к гибели. Вот такие интересные факты из мира природы. Но и ведь сам человек принадлежит природе и он тоже является симметричной фигурой. Как вы думаете почему? (у него пара рук…).
А как же тогда другие формы жизни на иных планетах.
Кирилл попытается выдвинуть гипотезу о том, что не только земной мир симметричен, но и инопланетный.

Сообщение: «Симметрия и инопланетяне».

- А теперь опустимся с небес на землю. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре.

Сообщение: «Симметрия и архитектура»

Но не только архитекторы и строители используют симметрию в своих целях. Она может использоваться в других профессиях: швеи, конструкторов, плотников и т.д.
Даже вы ребята, обучаясь в школе, с первых дней знакомитесь с алфавитом. А ведь многие буквы обладают свойством симметрии. Давайте найдем их и определим, сколько они имеют осей симметрии:

Задание:

  1. Назовите буквы, имеющие одну или две симметрии.
  2. Составьте слова, имеющие

а) горизонтальная ось симметрии:
совок; нос; сон; кок; кон; нож.
б) вертикальную:
топот; шалаш; мадам; поп; тот.

 

 

 

 

Молодцы, хорошо поработали, а теперь ответьте на вопросы:

III. итог урока

  1. С каким интересным понятием вы сегодня познакомились?
  2. Что интересного вы узнали о симметрии?
  3. Как можно построить симметрии фигуры?

А теперь я предлагаю вам сделать друг другу подарок. Вырежьте из бумаги красивую снежинку.