Формирование представлений об общих свойствах объектов (цвет, форма, размеры)
у учащихся с ЗПР на уроках математики
Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учёбе.
Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку. Уже к моменту поступления в школу у учеников наблюдается разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития.
Математика, как учебный предмет, требует от ребенка наличия определенных способностей: умения анализировать и обобщать материал, умения мыслить отвлеченно, абстрактными категориями.
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у некоторых младших школьников развиты недостаточно.
Неоднородность состава учащихся начальной общеобразовательной школы, разные возможности в усвоении математических знаний требует дифференцированного, индивидуального подхода к детям при обучении их математике. Необходимы поиски эффективных дидактических приемов для коррекции трудностей, которые испытывают учащиеся, учет особенностей развития детей и усвоения ими математических знаний.
Значительные затруднения вызывает у этих детей сравнение двух групп предметов. Определить разностные отношения они могут только в тех случаях, когда предметы в группах взаимно - однозначно (наглядно) соотнесены.
Сниженная активность восприятия выражается в том, что дети не всегда узнают знакомые геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, перевернутом положении.
На трудностях в обучении математике не могут не сказываться и такие особенности этих учащихся, как сниженная познавательная активность, колебания внимания и работоспособности, недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) некоторое недоразвитие речи.
Содержание программы начальной школы предполагает сравнение предметов и групп предметов осуществлять с опорой на знания учащихся о цвете, форме и величине, которые они получают в дошкольный период. Однако учащиеся с ЗПР приходят в 1 класс либо с недостаточной сформированностью знаний о цвете, форме и величине или эти знания у них отсутствуют. Возникает противоречие между требованием к знаниям учащихся о цвете, форме и величине и недостаточной сформированностью этих знаний у учащихся с ЗПР. Проблема – как восполнить недостающие знания о цвете, форме и величине с учетом особенностей восприятия у учащихся с ЗПР на уроках и коррекционных занятиях по математике.
Общие свойства предметов и их проявления
Понятие «Общее свойство предметов»
Свойства выражает характеристику предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживает в его отношении к ним. Каждый предмет обладает множеством свойств. К свойствам предметов относятся: масса, время, цвет, запах, форма, длина, площадь, скорость твердость, сила, температура и др.
Если рассматривать множества элементов различной природы, то можно заметить, что элементы каждого множества обладают какими-то общими свойствами хотя бы потому, что они входят в одно и то же множество: например, множество объектов, имеющих цвет, или множество объектов, имеющих длину. Общим свойством называют свойства, присущие всем предметам данного множества. Специфическое или индивидуальное проявление общего свойства в каждом элементе множества называют значение данного свойства. Ведь у каждого предмета того или иного множества, например, свой цвет или длина, т.е. значение цвета или длины.
Если значения цвета несут в себе качественную характеристику, порождая ответ на вопрос «Какой цвет?» (зеленый, красный, синий и т.д.), то значение длины кроме качественной характеристики (длинный – короткий) несут в себе количественную характеристику, порождая ответ на вопрос «Сколько?», и их можно записать определенным образом. Причем ответ на вопрос «Сколько?» наводит на размышление: «столько же», «много» или «мало», но по сравнению с чем?
Например, площадь, занимаемая посаженным картофелем на дачном участке, занимает «столько же» (относительно площади свеклы) места, что и площадь посаженной свеклы, «много» (относительно площади редиски) по сравнению с площадью посаженной редиски, но «мало» (относительно площади дачного участка) по сравнению с площадью всего дачного участка. Здесь речь идет о внешней определенности предмета, которая может выражаться количеством, если найдены критерии сравнения.
Длины предметов можно сравнивать приложением, массы – взвешиванием, емкость – вместимостью, время – продолжительностью события и т.д. Надо заметить, что сравнивают только однородные свойства предметов, т.е. такие, которые характеризуют одно реальное состояние предмета: или линейную протяженность, или инертность, или трехмерную протяженность, или продолжительность события и т.д.
Если, например, длина елочки занимает – на прямой «столько же» места, что и длина волны, «много» места по сравнению с длиной стрелы, но «мало» места по сравнению с длиной палки, то значение длины елочки может выражаться количеством волн и записывается определенным образом – (I) волн; количеством стрел и записываться – (II ) стрел; количеством палок и записывается – (I) палок. При этом длину волны, длину стрелы, длину палки называют единицами длины елочки
Сравнение, которое «отвечает» на вопрос «Равны ли длины елочки и волны?», устанавливает отношение равновеликости (елочка равна волне по длине). Отношение равновеликости рефлексивно, симметрично, транзитивно, т.е. является отношением эквивалентности, а следовательно, порождает разбиение множества предметов на классы эквивалентности равных по длине предметов.
Сравнение, которое «отвечает» на вопросы: «Во сколько раз длина елочки больше длины стрелы?» и «Во сколько раз длина елочки меньше длины палки?» устанавливает отношение кратности. Отношения кратности антисимметрично и транзитивно, т.е. является отношением нестрогого порядка.
Если задать вопрос: «На сколько длина елочки больше длины стрелы и меньше длины палки?», то ответ тоже будет выражаться количеством и запишется определенным образом: на стрелы и на елочку. Сравнение, которое «отвечает» на вопрос: «На сколько длина елочки больше длины стрелы и меньше длины палки?», устанавливает разностное отношение. Разностное отношение не подчиняется свойству транзитивности, но оно порождает отношение «больше» (или «меньше»), которое является отношением строгого линейного порядка.
Таким образом, длина елочки порождает ответы на вопросы: «Какова длина елочки по сравнению с длинами волны, стрелы и палки?» (равная, длинная или короткая), «Сколько волн, стрел и палок укладывается по длине елочки?» (волна, стрелы и палки) и записывается определенным образом.
Свойства предметов: масса, время, длина, площадь, скорость, температура и др. – являются непрерывными, если любые смежные части предмета обладают той же величиной; их значения порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «сколько?» (относительно конкретно); и их можно записать определенным образом. Такие свойства принято называть величинами.
Таким образом, общие свойства предмета выражают характеристику предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами.
Характеристика свойств предметов величина, цвет, форма
Величина
Возникновение и первоначальное развитие понятий величины и ее измерения диктовались задачами естествознания. В процессе жизненной практики возникла необходимость рассматривать множества предметов, характеризующихся общим непрерывным свойством количественно (делением на составные части) так, что в своем проявлении это свойство для каждого элемента соответствующего множества различна. Такое свойство назвали величиной.
Исторически известно, что понятие величины возникло как абстракция некоторых свойств реальных объектов и явлений, измерение которых привело к понятию числа.
«Величина есть все то, что может быть больше или меньше», - говорили древнегреческие математики.
«Множество величин есть то, к чему приложены понятия больше и меньше, но точно не измеримых» - мнение академика А.Н. Крылова (1863-1945).
«Величина есть все то, что способно увеличиваться и уменьшаться», - определение члена корреспондента Петербургской академии наук Г. Дарбу (1842-1917).
Из вышесказанного можно сформулировать признаки определения величины предмета.
Величина является обобщающим понятием непрерывных особых свойств предмета, является его абстракцией. Иначе говоря, величина – абстрактное понятие, выражающее качественно и количественно непрерывное свойство предмета. Качество определяется равенством (такой же) или относительной противоположностью (большой – маленький, тяжелый – легкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий и т.д.), количество определяется относительно выбранной единицы величины. Таким образом, абстрагирование от свойств предмета порождает понятие величины, реальная сущность которой определяется реальными свойствами предмета.
Поэтому под величиной предмета с точки зрения реальности понимают свойство предмета, а с формальной точки зрения – формальную запись величины (именное число). При таком подходе к понятию величины можно найти «точки соприкосновения» между всеми существующими трактовками понятия величины.
Величина – общее непрерывное свойство совокупности предметов, значение которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равны или относительно противоположный и «сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом.
Это определение величины построено конструктивно: через род и видовое отличие. Родовым понятием величины является «общее непрерывное свойство совокупности», видовым отличием – «значения которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом. Сформулированное определение можно использовать для распознавания величины предмета.
Цвет
Цвет тоже является общим непрерывным свойством совокупности предметов, но его значения порождают ответ только на вопрос: « Какой цвет каждого из совокупности предметов красный? голубой? зеленый? или другой?» (относительно не противоположный). Следовательно, Цвет - не величина;
- Синий цвет (синева) – общее непрерывное свойство совокупности предметов, и его значения порождают ответ на вопрос: «Какой синий цвет каждого из совокупности предметов такой же? Темный или светлый?» (равный или относительно противоположный). Но на вопрос: «Сколько единиц содержится в синем цвете каждого из совокупности предметов?» ответа нет, так как единица синего цвета не определена (не придумана). Синий цвет - не величина. Хотя, если ввести единицу интенсивности синего цвета и построить шкалу обозначений для каждого значения синевы (шкалу измерения), то синий цвет станет величиной.
Величины предметов в виде представлений входят в жизнь младшего школьника при выполнении упражнений, измерительных работ и решении текстовых задач. Полученные представления о величинах предметов уже в основной и средней школе сменяются строгими определениями, основанными на аксиомах. При этом понятие величина и ее измерение могут остаться вне понимания школьников. Поэтому уже в начальной школе необходимо раскрыть реальную и формальную сущности понятия величины и выделить основные признаки ее проявления.
- Величина предмета как абстрактное понятие выражает непрерывное свойство предмета, так как любые смежные части предмета обладают той же величиной.
- Величина предмета порождает ответ на вопрос «Какой?» (равный или относительно противоположный: большой- маленький, тяжелый- легкий, высокий- низкий, толстый- тонкий, длинный- короткий, сильный- слабый и т. д.) – качественная характеристика.
- Величина предмета определяется количеством (характеристикой деления на составные части) определенным образом.
- Величина предмета имеет единицу величины, которую можно дробить.
- Величина предмета порождает ответ на вопрос «Сколько?» относительно конкретно, и ее значение можно записать определенным образом (формально) – количественная характеристика.
- Величину предмета можно сравнивать с однородной величиной (свойство сравнимости). Сравнение, определяющее равные значения величины, устанавливает отношение равновеликости на множестве предметов по данной величине. Сравнение, определяющее, во сколько раз одно значение величины больше или меньше другого, устанавливает кратное отношение. Сравнение, определяющее, на сколько одно значение величины больше или меньше другого, устанавливает разностное отношение. Сравнение, определяющее, больше или меньше одно значение величины другого, устанавливает отношение строгого линейного порядка.
- Величина, задавая отношение равновеликости на множестве предметов, порождает разбиение этого множества на классы эквивалентности равных по равной величине предметов.
Форма
Под пространственными представлениями будем понимать чувственно- наглядные образы, связанные с формой, размером и взаимным расположением геометрических фигур в пространстве (на плоскости), которые воспроизводятся в сознании без непосредственного воздействия объектов на органы чувств.
Детям интересен не стационарный объект, а его изменение, движение, включение в новые связи и отношения, возможность «взаимодействия с ним» через разнообразные формы наглядной интерпретации и конструктивно- геометрической деятельности. Кроме того, окружающий ребенка мир полон предметов, имеющих геометрическую форму куба, параллелепипеда, конуса, цилиндра, шара, но никаких отрезков, лучей и прямых.
С философской точки зрения любой объект действительности есть единство содержания и формы: «Содержание – единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций. Форма- способ существования и выражение содержания. Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Форма – единство внешнего и внутреннего. Она составляет структуру объекта. Большая советская энциклопедия приводит несколько значений термина «форма»:
1. очертание, внешний вид, контуры предмета;
2. внешнее выражение какого – либо содержания;
3. приспособление для придания чему – либо определенных очертаний;
4. единая по цвету, покрою по другим признакам одежда.
Форму как основной компонент пространственных представлений мы будем понимать как очертание, внешний вид, контуры предмета.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что величина – общее непрерывное свойство совокупности предметов, значения которой порождают ответы на вопросы «Какой?» (равный или относительно противоположный) и «Сколько?» (относительно конкретно) и их можно записать определенным образом.
Цвет - общее непрерывное свойство совокупности предметов, его значение порождает ответ на вопрос «Какой цвет каждого из совокупности предметов красный? голубой? зеленый? Или другой?» Цвет – не величина.
Форма – свойство предметов окружающего мира, единство внешнего и внутреннего. Она составляет структуру объекта.
Нарушение в восприятии свойств предметов у младших школьников с ЗПР
Еще до школы дети накапливают большое число представлений о форме, размерах различных предметов. Эти представления являются необходимой основой для формирования в дальнейшем важных геометрических представлений, а затем и понятий. Сооружая из «кубиков» разнообразные постройки, учащиеся обращают внимание на сравнительные размеры предметов (выражая это словами «больше», «меньше», «шире», «уже», «короче», «выше», «ниже» и т.д.).
В игровой и практической деятельности происходит также ознакомление с формой предметов и их отдельных частей. Например, дети сразу замечают, что мяч (шар) обладает свойством катиться, а коробка (параллелепипед) таким свойством не обладает. Эти физические свойства учащиеся интуитивно связывают с формой тел. Но так как опыт учащихся и накопления терминологии носит случайный характер, то важной задачей обучения становится уточнение накопленных представлений и усвоение соответствующей терминологии. С этой целью необходимо систематически предлагать разнообразные примеры. Отношение между предметами, выраженные словами «одинаковые», «различные», «больший», «меньший» и другие, устанавливаются либо на реальных предметах (полоски бумаги, палочки, мячи и т.д.), либо на их изображениях (рисунках, чертежах). Каждый из приводимых с этой целью примеров должен четко выявлять основной признак, по которому выясняются эти отношения. Например, выясняя вопрос о том, какая из двух полочек «большая», важно обеспечить, чтобы обе палочки были одинаковой толщины (или одинаковой длины). Во всех случаях при сравнении необходимо подбирать такие предметы, для которых «признак сравнения» хорошо заметен, однозначен и может быть легко выделен учащийся.
Например, легко сравнивать два шара различного диаметра и цветов, но трудно (особенно на первых порах) – шары различного диаметра и одинакового цвета. Учащиеся в этом случае часто говорят: «Шары одинаковые» (имея в виду цвет).
От умения определить форму зависит результат деятельности учащихся. Поэтому первые упражнения должны быть направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.
В дальнейшем учащиеся определяют форму зрительно с использованием способа примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у учащихся возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.
Величину так же, как и форму учащиеся учатся различать практически. Действуя с предметами, они обращают внимание на величину, начинают понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для учащихся признаком.
В процессе действия с предметами дети постепенно начинают выделять величину зрительно.
На основе длительного применения проб и примеривания у детей возникает полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть различия. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким.
В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой-маленький» существуют частные: «длинный-короткий», «высокий-низкий», широкий-узкий».
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.
Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, учащиеся видят их одинаковость или неодинаковость.
Когда учащиеся научатся определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета.
Известно, что далеко не все учащиеся с ЗПР могут правильно собрать обычную детскую пирамиду. Если и собирают, то очень часто допускают ошибки в процессе подбора колец, снова и снова возвращаются к началу работы. Это означает, что они не замечают «на «глаз» которое кольцо по размеру ближе данному, не знают приема сравнения наложением, не умеют находить следующее кольцо, а берут в руки часто первое попавшееся. У них отсутствует этап обдумывания, им несвойственно сомнение в правильности выбора следующего кольца. Сравнение серии предметов по их размерам имеет коррекционное значение и требует специального обучения. Только в результате специально организованного уточнения, применения оценок в разнообразных ситуациях под руководством учителя учащиеся с ЗПР научатся замечать, оценивать такие признаки предметов как: объем, площадь, длина, ширина, высота.
Ребенку с ЗПР трудно переключиться с только что сделанного вывода на новый. Главную трудность составляет то, что прямо противоположные суждения высказываются в адрес одного и того же предмета. Первоклассники при сравнении еще не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности. Они считают большей ту совокупность, в которой предметы крупней или она занимает большую площадь. Школьники не умеют еще размещать их удобным для себя способом, устанавливать среди них определенный порядок, давать характеристику пространственным отношением данных предметов.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины «тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. При восприятии цвета можно пользоваться зрительной перцептивной ориентировкой.
На основании данной теории можно выделить следующие нарушения в восприятии свойств предметов у учащихся с ЗПР:
- не замечают «на глаз» который предмет по размеру ближе к данному;
- не знают приема сравнения наложением;
- при составлении пирамидки не умеют находить следующее кольцо, берут первое попавшееся;
- у них отсутствует этап обдумывания;
- им трудно переключиться с только что сделанного вывода на другой;
- не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;
- не умеют размещать предметы удобным для себя способом;
- не умеют устанавливать среди них определенный порядок;
- не умеют давать характеристику пространственным отношениям данных предметов.
Данные нарушения необходимо исправлять и корректировать.
Приложение 1 «Сборник упражнений, направленных на формирование представлений об общих свойствах предметов у учащихся с ЗПР на уроках математики»