Цели урока:
Обучающая - знать формулы дифференцирования; правила дифференцирования;
дифференцирование сложной функции; физический и геометрический смысл производной;
уравнение касательной к графику функции.
Развивающая - уметь находить производные функции; решать задачи с применением физического смысла, геометрического смысла; находить значение производной функции в точке; математически грамотно объяснять и обосновывать выполняемые действия.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность, ответственность, рефлексию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
(во время перемены проверяют консультанты (учащихся),с выставлением оценок).
III. Постановка цели и мотивация
Учитель сообщает учащимся о том, что данный урок является заключительным уроком по теме “Вычисление производных” и предлагает им самостоятельно сформулировать цели.
Учитель: - “Великий философ Конфуций однажды сказал: “Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький”. Так вот сегодня на уроке каждый из вас определит на каком пути к знанию данной темы он находится”.
Перед учащимися ставится задача - показать свои знания и умения по вычислению производных и сообщается план урока.
I этап: Выполнение задания по карточке “Вспомни”.
(проверка знаний формул и правил дифференцирования).
II этап: Устная фронтальная работа на повторение и обобщение знаний.
III этап: «Тест-прогноз» (при выполнении данного задания допустима помощь консультантов).
IV этап: Решение практической задачи.
V этап: Самостоятельная работа
Оцениваются I, III, V этапы работы и домашнее задание. Проверяют и вносят результаты в оценочную таблицу консультанты.
Критерии оценок: «5» - 19-20 баллов;
«4» - 15-18 баллов;
«3» - 10-14 баллов.
Пути к знанию
- Воспроизведение и коррекция опорных знаний
I этап.
Цель: контроль, самоконтроль знаний формул и правил дифференцирования
Вспомни! Ф.И. __________________________________________________ |
|
Функция |
Производная |
kx+m |
|
|
2x |
c,c - const |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sin x |
|
|
1 |
ctg x |
|
|
- sin x |
k*f(x) |
|
|
f'(x)+g'(x) |
f(x)*g(x) |
|
|
|
f(kx+m) |
|
По окончанию данного задания выполняется самопроверка по “Таблице производных”. Карточки сдаются консультантам на проверку (исправление в карточках не допускаются).
V. Обобщение и систематизация знаний
II этап.
1.Устная фронтальная работа.
А. Сформировать задание к данному условию и решить его.
Решение:
1. Найти значение производной функции в точке t = 3. (Ответ: 21.)
2. Составить уравнение касательной к графику функции в точке t = 3. (Ответ: у = 21х-45.).
3. Найти скорость движения тела и ускорение в момент времени t=3c , если закон движения задан формулой . (Ответ: 21м/c, 16 м/с²).
4. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке t = 3. (Ответ: 21.).
5. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. (Ответ: tgα, угол α - острый)
В. Найдите производные функций
2. III этап “Тест-прогноз”
По окончанию данного задания выполняется самопроверка по итоговым ответам и тесты сдаются консультантам. (исправление в карточках не допускаются).
Ответы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 вариант |
б |
в |
а |
г |
2 вариант |
в |
г |
б |
а |
- Решение задачи
IV этап
Фронтальное решение задачи повышенного уровня (решение выполняют консультанты совместно с классом).
Задача
При каких значения параметра a касательные к графику функциипроведенные в точках его пересечения с осью X, образуют между собой угол 60°?
Графиком является парабола с ветвями вверх, пересекающие ось X в двух точках (случай a=0 не удовлетворяет смыслу задачи):
Касательные АМ и ВМ пересекаются под углом 60° в точке М, лежащей на оси параболы, причем возможные два случая: либо ∠AMB=60°, либо смежный угол равен 60°. (т.е.∠AMB=120°).
Если ∠AMB=60°, то угол между касательной АО и осью X равен 120°, значит
Имеем
Если ∠AMB=120°, то угол между касательной АО и осью X равен 150°, значит
VII. Дифференцированная самостоятельная работа
V этап
Учащимся на выбор предлагается одно из трех заданий А, В или С.,
По окончанию данной работы карточки сдаются на проверку консультантам.
Ответы:
VIII. Постановка домашнего задания
Задача (случай; )
Домашняя контрольная работа .
IX. Подведение итогов и выставление оценок
1. Вопросы: а) Выполнена ли цель урока?
б) Какой этап показался наиболее сложным?
в) Что было наиболее интересным?
2. Консультанты озвучивают результаты (количество и фамилия учащихся на пути
подражания, пути размышления и пути опыта).
X. Рефлексия
Лист рефлексии Подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые ты испытывал(ла) в процессе сегодняшнего занятия: |
|
интерес беспокойство эмоциональный подъем |
скука удовольствие раздражение |