Тема СѓСЂРѕРєР°: В«Рлектрические явления»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся СЃ простейС?РёРјРё электрическими явлениями;
- Актуализировать знания об электричестве, полученные на уроках естествознания;
- Формирование представлений о единой научной картине мира;
- Формирование исследовательских умений при работе с натурными  экспериментами;
- Развитие умений обобщать, делать выводы и представлять результаты своей работы;
- Развивать самостоятельность, умение работать в группе, в парах;
- Продолжить работу РїРѕ развитию творческого РјС‹С?ления учащихся;
- Продолжить формирование умений работать СЃ различными источниками информации (учебник, дополнительная литература, РЎР”, Р?нтернет);
- Способствовать развитию коммуникативных навыков;
- Повысить мотивацию учения через эксперимент и работу на компьютере;
- Показать практическую значимость материала;
Средства обучения:
Традиционные:
Амперметр, вольтметр, реостат, электрометр, ключ, соединительные РїСЂРѕРІРѕРґР°, электрическая лампочка, РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє – резистор, гальванометр, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, электрофорная РјР°С?РёРЅР°, железный РіРІРѕР·РґСЊ, медный РїСЂРѕРІРѕРґ, эбонитовая палочка, стеклянная палочка, деревянная палочка, металлическая палочка, С?ерсть, С?ёлк, бумага, полиэтилен, яблоко или солёный огурец, С?татив, капроновая нить, детский РІРѕР·РґСѓС?ный С?арик, пластмассовая линейка.
Р?нновационные:
компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, презентация учительская, использование Р?нтернета.
Печатные:
учебник физики, химии, тетрадь, рабочий лист, дополнительная литература по физике и химии.
План урока:
1.Организационный момент
2.Ввод в тему урока
3.Р?зучение  материалаРабота РІ группах Рё парах;
Отчёт групп и пар;
Практическое значение материала (изучение учительской презентации,  её обсуждение)4. Выводы по уроку
5.ДомаС?нее задание
РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР°
1. Организационный момент:
Приветствие класса
Слова учителя: «Здравствуйте ребята, садитесь».
2. Ввод в тему урока
Слова учителя:
«Ребята, сейчас мы для вас продемонстрируем опыт, результаты которого вы попытаетесь объяснить.
РџСЂРёР±РѕСЂ для демонстрации опыта состоит РёР· стакана,В РІ который помещён твёрдый хлорид натрия. Р?меется С?татив СЃ РґРІСѓРјСЏ электродами, Рє клеммам которых присоединены РїСЂРѕРІРѕРґР°. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… соединён СЃ лампочкой. Выходной контакт РѕС‚ лампочки Рё РїСЂРѕРІРѕРґ РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕР№ клеммы РёРґСѓС‚ Рє источнику тока.
А теперь смотрите внимательно»!
Опыт. Учитель помещает электроды в стакан с твёрдым хлоридом натрия.
Учитель задаёт вопрос: «Что вы наблюдаете»?
Слова учителя:
«А теперь приготовим раствор хлорида натрия, для этого добавим в стакан дистиллированную воду».
Опыт. Учитель помещает электроды в стакан с раствором хлорида натрия.
Слова учителя:
«Попробуйте объяснить наблюдаемое явление».
Учащиеся высказывают свои предположения.
Слова учителя:
В«Р?так, РјС‹ наблюдали электрическое явление. РќРѕ объяснить, почему так РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, РІС‹ РЅРµ можете, так как ваС?РёС… знаний, полученных РёР· РєСѓСЂСЃР° «Естествознание» недостаточно.
Раздел В«Рлектричество» Рё РІСЃС‘, что СЃ РЅРёРј связано РјС‹ будем изучать РЅР° уроках физики Рё С…РёРјРёРё. Сегодня Сѓ нас вводный СѓСЂРѕРє РїРѕ теме: В«Рлектрические явления»».
3. Р?зучение материала
1.Класс делится на группы и пары, каждая группа и пара получает рабочий лист и приступает к работе
(формирование РіСЂСѓРїРї Рё пар осуществлено перед СѓСЂРѕРєРѕРј (РїРѕ симпатиям), старС?РёР№ РІ РіСЂСѓРїРїРµ СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёС‚ работой Рё даёт оценку работы  каждого)
Рабочий лист № 1
Получение и обнаружение электрических зарядов
Оборудование: С?татив, пластмассовая линейка, газета, маленькие кусочки бумаги, детский РІРѕР·РґСѓС?ный С?арик, С?ерсть, мех, карандаС?, металлическая фольга, нить капроновая,В С?татив, стеклянный стакан, эбонитовая палочка, пластмассовая ручка.
Опыт 1.
Потрите пластмассовую линейку о газету.
Поднесите её к маленьким кусочкам бумаги.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Отличается ли эта линейка чем – нибудь от той, которую не натирали?
_____________________________________________________________________________
Опыт 2.
Надуйте детский РІРѕР·РґСѓС?ный С?арик.
Поднесите его к стене. Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Потрите его Рѕ С?ерсть, мех или СЃРІРѕРё волосы.
Поднесите его к стене. Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Опыт 3.
Оберните карандаС? металлической фольгой Рё осторожно снимите СЃ карандаС?Р° образовавС?СѓСЋСЃСЏ гильзу.
Подвесьте её РЅР° С?ёлковой или капроновой нити Рє С?тативу.
Коснитесь гильзы наэлектризованным телом, знак заряда которого известен.
Наэлектризуйте стеклянный стакан, эбонитовую палочку, пластмассовую ручку и подносите их к гильзе, не касаясь гильзы.
Что вы наблюдаете?
Результат опыта занесите в таблицу
|
Стеклянный стакан |
Пластмассовая ручка |
Рбонитовая палочка |
Гильза из фольги |
|
|
|
Какой вывод можно сделать из опыта?
_____________________________________________________________________________
Опыт 4.
Два куска гладкой полиэтиленовой плёнки положите на деревянный стол.
Протрите плёнки С?ёлковым или С?ерстяным платком.
Поднимите куски плёнки и приближайте их друг к другу.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
РћРґРЅСѓ полиэтиленовую плёнку потрите С?ёлковым, Р° РґСЂСѓРіСѓСЋ С?ерстяным платком.
Приблизьте плёнки друг к другу.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Какой вывод можно сделать из опыта?
_____________________________________________________________________________
Литература: физика 8 класс, стр. 59 – 60
Рабочий лист 2
Р?сточники тока
I. Р?зготовление самодельного источника тока
Оборудование:  лимон, яблоко, солёный огурец, медный провод, железный гвоздь, провода соединительные, гальванометр.
Опыт
Возьмите лимон, яблоко или солёный огурец и воткните в него два проводника. Одним из них может быть медный провод, а другим – железный гвоздь.
Подсоедините его проводами к гальванометру (гальванометром называют прибор для регистрации и измерения слабого тока).
Убедитесь, что источник работает.
II. Демонстрация действия источников тока
Оборудование: гальванические элементы, батареи гальванических элементов, электростатическая РјР°С?РёРЅР°, соединительные РїСЂРѕРІРѕРґР°, электрическая лампочка, ключ.
Литература: С?кольный иллюстрированный справочник (стр.68), учебник физики 8 класс В§ 32; «Чудеса техники» автор – составитель Р•.Рљ.Бойков стр.130 – 131; РєРЅРёРіР° для чтения составитель Р?.Р“.Кириллова стр. 110 – 112, учебник биологии 7 класс стр. 112.
Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹:
Какие вы знаете источники электрического тока?
Заполните таблицу
Продемонстрируйте действия некоторых из них.
в„– Рї/Рї |
Название |
Описание источника тока |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Рабочий лист 3
Продемонстрировать действия тока: тепловое, световое, магнитное, химическое, физиологическое.
Оборудование: соединительные РїСЂРѕРІРѕРґР°, источник тока, ключ, электрическая лампочка, РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРє – резистор, железный РіРІРѕР·РґСЊ, небольС?РёРµ железные предметы ( РіРІРѕР·РґРёРєРё, железные опилки), компьютер, РЎР”.
Литература: С.В.Громов, Н.А.Родина учебник физики 9 класс, стр.23 – 24;
Рђ.Р’. ПёрыС?РєРёРЅ учебник физики 8 класс, стр.81 – 82
Опыт 1.
Собрать цепь из источника тока, ключа, электрической лампочки, соединительных проводов.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Опыт 2.
Собрать цепь из источника тока, ключа, соединительных проводов, проводника – резистора.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Опыт 3.
Медный провод, покрытый изоляционным материалом, намотайте на железный гвоздь.
Концы провода соедините с источником тока и замкните цепь.
Поднесите гвоздь к мелким железным предметам
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Опыт 4 (компьютерный эксперимент).
Откройте:  «Виртуальная лаборатория»
Раздел 4. Химические реакции
7. Рлектролиз
Собрать цепь из источника тока, ключа, соединительных проводов, двух электродов, опущенных в раствор медного купороса. Замкните цепь.
Что вы наблюдаете?
_____________________________________________________________________________
Рабочий лист 4
I. Физические приборы
Задание
Продемонстрировать Рё дать краткую характеристику физическим приборам, которые Р±СѓРґСѓС‚ использоваться РїСЂРё изучении темы: В«Рлектричество».
Приборы: амперметр, вольтметр, реостат, электрометр, ключ
Литература: учебник физики 8 класс (стр.60 – 62, стр.87 – 88, стр.93 – 95, стр.108 – 110)
Заполните таблицу
в„–Рї/Рї |
Название прибора |
Назначение прибора |
Краткое описание прибора |
1. |
Ключ |
|
|
2. |
Рлектрометр |
|
|
3. |
Амперметр |
|
|
4. |
Вольтметр |
|
|
II. Проводники и непроводники заряда
Задание
Располагая заряженным электрометром и предметами из различных веществ, определите, какие из них являются проводниками, а какие непроводниками (диэлектриками).
Оборудование: электрометр, эбонитовая палочка, С?ерсть или мех, стеклянная палочка, деревянная палочка, металлическая палочка,В СЂСѓРєР° человека.
Литература: учебник физики 8 класс, стр. 62 – 63
Продолжи фразы:
Проводниками называют_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Непроводниками называют_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III. Рлектролиты Рё неэлектролиты
Задание 1.
(глюкоза);  KF
_____________________________________________________________________________
Задание 2.
Продолжи фразы:
Рлектролитами называют_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Дополнительно: это вещества с ионной и сильнополярной ковалентной связью)
Неэлектролитами называют______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Дополнительно: это вещества с неполярной или слабополярной связью)
Задание 3.
Подразделите вещества (глюкоза);  KF
на электролиты и неэлектролиты
Литература: учебник химии 8 класс, стр.143
Рабочий лист 5
Задание
Подготовьте небольС?РёРµ сообщения РѕР± учёных, которые внесли больС?РѕР№ вклад РІ развитие электрических явлений.
Заполните таблицу
в„– Рї/Рї |
Фамилия |
Годы жизни |
Открытия |
1. |
Александро Вольта
|
|
|
2. |
Ханс Христиан Ррстед |
|
|
3. |
Андре Мари Ампер
|
|
|
4. |
М.Фарадей
|
|
|
5. |
Д.Максвелл
|
|
|
6. |
Ш.Кулон
|
|
|
7. |
Аррениус
|
|
|
8. |
Каблуков
|
|
|
9. |
Кистяковский
|
|
|
В
Р?сточник информации: хрестоматия РїРѕ физике; компьютер, РЎР” «БольС?ая энциклопедия Кирилла Рё Мефодия».
Рабочий лист 6
Работа в Internet Explorer
Задание:
Откройте программу  Internet Explorer
Найдите информацию об электростанциях Ярославской области (осуществите поиск по ключевому слову).
Подготовьте отчёт
_____________________________________________________________________________
2.Отчёт групп и пар
(группы и пары  представляют отчёт о проделанной работе, идёт совместное обсуждение)
3.Практическое значение материала
Р?зучение учительской презентации (работа РЅР° РџРљ) В«Рлектричество РІРѕРєСЂСѓРі нас». Обсуждение материала (учителя задают РІРѕРїСЂРѕСЃС‹).
(Приложение 1)
Вопросы по презентации:
1.Приведите примеры проявления электрических явлений в жизни человека.
2.Как правильно вести себя во время грозы?
3.Как можно бороться СЃРѕ статическим электричеством РІ РґРѕРјР°С?РЅРёС… условиях?
4.Перечислите меры безопасности при пользовании электрическими приборами.
4. Выводы по уроку
Слова учителя:
«Мы РїСЂРёС?ли Рє выводу, что знать законы электричества необходимо, без РЅРёС… РјС‹ РЅРµ можем объяснить РЅРё РѕРґРЅРѕ электрическое явление, Р° эти явления окружают нас РїРѕРІСЃСЋРґСѓ. Знания этих законов нужны Рё С…РёРјРёРё, Рё биологии, Рё географии, Рё технологии,В Рё РЅРѕСЃСЏС‚ практическую направленность».
Оценка деятельности каждого учащегося на уроке (данная таблица находится в рабочих листах)
Р¤.Р?. учащегося |
Оценка |
Обоснование оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ДомаС?нее задание. Получение обратной СЃРІСЏР·Рё.
1.Творческое задание:  выполнить СЂРёСЃСѓРЅРѕРє РїРѕ теме В«Рлектрические явления».
2.Слова учителя:
«Ребята, СѓС…РѕРґСЏ РёР· класса, выразите СЃРІРѕС‘ отноС?ение Рє СѓСЂРѕРєСѓ. Если вам СѓСЂРѕРє понравился, было интересно, то положите красный С?арик. Если вам было РЅРµ интересно, скучно, то положите чёрный С?арик.
Всем спасибо за урок».