"Россия — Родина моя". Внеклассное мероприятие для начальной школы

Разделы: Внеклассная работа


 

Ведущий:

Великий дар – единожды родиться,
Вдохнуть, раскрыть глаза –
И на века
Увиденному миру удивиться,
Где поле, роща и река.

(на сцене ведущий и ведущая в русских народных костюмах)

Ведущая:

Родился человек. У него есть родители – мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, недалеко друг от друга, на земле, которая называется Родиной. Родина - это то место, которое когда-то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет корни.

Ведущий:

Россия - страна многонациональная, а значит и многоязычная. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи даже самого малочисленного народа - это часть культуры общечеловеческой. Культуры народов населяющих великую Россию своеобразны и неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Изучение родной культуры заставляет задуматься о наших общечеловеческих корнях, побуждает к уважению культуры других народов и чутко относиться к ней. Чтобы понять другой народ, нужно знать свою национальную культуру.
И сегодня мы хотим начать большой и важный разговор о жизни и культуре русского народа.

Ведущая:

Прислушайтесь. Эта волшебная музыка приглашает нас на русскую землю. Лучше всего узнать душу народа можно по народной песне.
О чем только не поется в русских песнях!
(звучит попурри народных песен в исполнении хора)

1. «Валенки»
2. «Сени»
3. «Пряха»
4. «Коробейники»

Ведущий:

Сразу вспоминаются знакомые многим с детства пушкинские строки:
«Там русский дух... Там Русью пахнет».
Кто же они, эти русские люди, давшие имя стране, которая занимает почти шестую часть света?

Русские - один из самых многочисленных народов мира. Русские ведут свое начало от восточнославянских племен. Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписаным законам, «по совести и правде». В русском национальном характере практически отсутствовала ненависть к чужому, иноземному. Для русских была нехарактерна и мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая:

Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь. Они всегда стремились к объединенному, «всем миром», решению спорных вопросов. Сердцем русского народа были Новгородские земли, а так же междуречье Волги и Оки. Окончательное сплочение населения Руси произошло вокруг Москвы. (исполняется танец «Четыре двора»)

Ведущий:

Танец Ваш, ох, удался!
Притомился больно я!
Зазываю Вас, друзья,
На базар сегодня, я!
На славянский на базар,
Показать лицом товар!
Подходите к лавкам,
Удивитесь право!
Сколько здесь товару.
Увезёшь не сразу.

(на сцену выставляются столы с предметами декоративно – прикладного творчества. Звучит отрывок из произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе…»)

Ведущий:

А вот и первая лавка
Да, много товару в ней.
Откуда товар, девица?

Девица – мастерица 1:

А из разных мест.
Вот посуда хохлома.
Из неё испить воды
Сколько хочешь можно.

(показывает посуду с хохломской росписью)

В Нижегородской (Горьковской) области в городе Семенове и селе Семине находится центр создания хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. Туда свозили на ярмарку выточенные на токарном станке чаши, миски, ложки разной формы и размеров — они и теперь широко распространены, а также декоративные панно, детскую мебель, столы, стулья.
Хохломские изделия изготавливают из липы, березы, ольхи, осины. Сначала это белые предметы, их просушивают, подготавливают к росписи, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками. После росписи изделия покрывают лаком и ставят в печь, где серебря­ные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда и название хохломы — золотая, огненная.

Девица – мастерица 2:

А вот игрушка дымковская – ребятам утеха. (показывает дымковские игрушки)
Лепили эту игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, затем переименованного в Киров, где теперь и находится фабрика по производству дымковской игрушки. И называют ее люди по-разному — то дымковская, то вятская, то кировская.
По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья — гулянием на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки.
Лепили и фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц. Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Лепят эти фигурки из красной глины, они имеют обобщенную статичную форму, традиционную для дымковской игрушки, но у каждой мастерицы свое видение, свой почерк.

Девица – мастерица 3:

Вот для матушки платок
По серёдочке цветок.

(показывает Павло – Посадские платки и исполняется танец с платками)

Девица – мастерица 4:

Подходите к моему товару. Посмотрите, как хорош. Это - жостовские подносы.

(показывает подносы и ведёт рассказ)

В деревне Жостово Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квад­ратные, прямоугольные, треугольные, фигурные — фестончатые, гитарные. Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным ла­ком, однако подносы бывают и красного, зеленого, синего цветов.
Многоцветные букеты, венки, гирлянды украшают поднос. Это цветы — розы, мак, шиповник, астры, тюльпан, василек, реже натюрморт с фруктами.

Девица – мастерица 5:

Посмотрите и на мой товар. Это - гжель.

(показывает изделия и ведёт рассказ)

Гжель — это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла. Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда — чайники, кувшины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и пр.
Иногда сосуду придается форма животно­го — козла, барана, рыбы, солонка — курочка. Форма причудливая, сосуды с двумя носиками, кувшины с туловом в виде бублика.

Ведущий:

Вот и последняя лавка,
Да вход в неё не так гладок.
Скороговорку надо проговорить
Да ошибку не допустить.

А ну-ка, ребята, давайте покажем, как мы умеем чисто и правильно говорить.

(инсценировка сказки «Репка». Слова «дед за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку» говорятся хором со всем залом)

Ведущая:

Все мы лавки посмотрели,
И купили что хотели.
И узнаем мы о том,
Как устроен русский дом.

(на заднем плане сцены стоит макет русского дома с домашней утварью .В доме сидят девушки в русских народных костюмах и прядут пряжу. Звучит рассказ о доме)

В далёкие времена русский дом прежде всего должен был спасать хозяев от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. Строили его из дерева. Дома были небольшие, одноэтажные, состояли из одного большого помещения и сеней. Посередине дома стояла каменная печь, которая служила не только для приготовления пищи, но и для обогрева дома. Часто на печках устраивались лежанки.

Вся утварь в доме: стол, лавки, были изготовлены также из дерева. Вечером, с наступлением темноты, в доме зажигалась лучина, девушки пряли пряжу и пели песни.

(девушками исполняется русская народная песня «В темном лесе»)

Ведущий:

Поглядите что за диво?
Всё так мило и красиво!
Кто пошил одежду Вам?

Девушка:

Вышивала всё сама
Вот пришита бахрома.

(девушка рассказывает о русском народном костюме, а другие участницы демонстрируют одежду)

Внешний облик, красота русского народа всегда вызывали восторженные отклики купцов и путешественников. Они обязательно отмечали их высокий рост, особую статность.
Одежда русского народа имеет свои главные отличительные черты: свободный покрой, расширенные внизу подолы и рукава, напоминающие образ птицы. Лебединые рукава присутствуют почти у всех женщин в сказках. Именно женщина умела творить чудеса на земле, и именно она творила и одаривала, стоило ей только «рукой махнуть».
Неотъемлемая часть мужского костюма - пояс. Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса.
В женском костюме решает всю композицию и головной убор. Одежда предков не сковывала движений, была легкой, нежаркой и в то же время достаточно теплой и укрывала от непогоды.
Самой распространенной тканью был лен - растительное волокно. Грубое и толстое льняное именовалось «волотой», «толстиной».

Для зимы одежды шили из «цатры» - тканей из козьего пуха. Шерстяная ткань давала не только тепло, прикосновение её энергии лечило и оберегало организм человека.

(исполняется русский народный хоровод «Во поле берёза стояла»)

Ведущая:

Было много мастеров,
Что учились у отцов
Мастерству и песне,
Что певали вместе:
Про красивый сарафан,
Про узорчатый кафтан,
И про игры, и про смех,
Всё делили и а всех!

Ведущий:

Славься, славься, наша Русь!
Навсегда, на все века!