Тема: «Глагол. Формы глагола.»
Цели урока:
1.Образовательные:
- закрепить знания детей о глаголе, как о части речи,
- повторить прямое и переносное значение глагола,
- закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы,
- учить детей определять время глаголов , устанавливать место глаголов в предложении.
2. Развивающие:
- развивать интерес у детей к русскому языку,
- развивать внимание, зрительную и слуховую память,
- развивать интерес к миру животных на примере самых больших и самых маленьких животных в мире.
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность,
- воспитывать любовь к русскому языку и к окружающему миру.
Оборудование: схема-алгоритм «Глагол. Формы глагола», карточки с заданиями для детей, иллюстрации животных, карточки со словарными словами.
План урока.
- Организационный момент.
- Сообщение плана урока и психологический настрой на урок.
- Дыхательные упражнения и разминка для пальцев.
- минутка каллиграфии.
- Словарная работа.
- Глаголы – синонимы и антонимы.
- Прямое и переносное значение глаголов.
- Физминутка,
- Знакомство с одним из самых уникальных животных - гигантской бабочкой Атлас.
- Роль глаголов в предложении.
- Физминутка.
- Особенности самой маленькой рыбки – Карликовой пандаки.
- Определение времени глаголов.
- Проверка выполнения самостоятельного задания по определению времени глаголов.
- Итог урока. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Прозвенел звонок. Начинается урок.
-Встаньте ровненько, расправьте плечи, улыбнитесь друг другу.
-Садитесь.
2. Сообщение плана урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы закрепляем те знания о глаголе, которые уже успели получить. Мы обязательно успеем:
*провести каллиграфическую минутку,
*поработать над словарными словами,
*вспомнить и еще раз повторить все, что мы знаем о глаголе,
*составить схему «глагол и его формы»,
а также вас ждет очень много интересного на уроке.
3. Выполнение дыхательных упражнений и гимнастики для пальцев.
- сделайте медленно глубокий вдох, выдох (20 секунд)
- Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, считая мысленно до десяти, затем - выдох ( повторить 5 раз).
- Изображаем маленький насос: короткие вдохи и выдохи (20с.)
А теперь приготовим пальчики к письму:
- В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
И мизинчик- малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья!
Друг без друга им нельзя!
4. Каллиграфическая минутка.
ОоОоОо
ММммММммММмм
С//а//м//ы//й//-//с//а//м//ы//й//
- Какие слова спрятались в узоре?
Д: Это слова «самый-самый».
У:О чем они вам напоминают?
Д: Мы уже знакомились с животными самыми маленькими и самыми большими.
5. Словарная работа.
На парте детей с визуальным ведущим каналом восприятия лежат карточки со словами. Дети по очереди орфографически четко комментируют слова. Учащиеся с аудиальным каналом восприятия записывают исключительно под диктовку. /Приложение 1./
У: Что объединяет эти слова?
Д: Все эти слова - глаголы.
У: Докажите это.
Д: Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
/учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол» и «действие предмета». Это первые элементы схемы./
У: Для кого характерны эти действия?
Д: Эти действия подходят животным.
У: Действительно, речь сегодня на уроке пойдет о животных необычных: самых больших и самых маленьких. Информация, которую вы сегодня получите в процессе урока, будет пополнением в вашу «копилочку знаний».
6. Глаголы-синонимы и глаголы- антонимы.
У: Из уже записанных вами глаголов выпишите глаголы, имеющие одинаковое значение.
Как такие глаголы называются?
Д: Глаголы- синонимы.
У: Прочитайте, какие глаголы вы выбрали.
-А теперь выпишите глаголы с противоположным значением.
-Что знаете о этих глаголах?
/схема на доске пополняется новыми табличками «синонимы» и «антонимы»/
7. Прямое и переносное значение глаголов.
У: Составьте два предложения устно так, чтобы в 1-ом глагол «рычит» использовался в прямом значении, а во 2-ом – в переносном.
-Прочитайте ваши предложения и докажите, что вы правы.
/ на доске появляется табличка со словами «прямое и переносное значение»./
8. Физминутка с использованием гимнастики для глаз и веселых разминок с речитативом.
9. Знакомство с одним из «самых- самых» животных.
У: Нам с вами уже известны представители самых маленьких и самых больших животных. Назовите их.
Д: Маленький древолаз ( лягушка-древолаз)
Свиноносая летучая мышь
Странствующий альбатрос.
У: Сегодня мы приглашаем для знакомства гигантскую бабочку Атлас.
/учитель демонстрирует изображение бабочки и сообщает детям сведения о ней.
Эта бабочка самая большая в мире. Размах ее крыльев составляет 30 см. Она размером с книжку. Она летает по лесу обычно днем или в сумерках. Эта бабочка настоящая сластена. Она очень любит цветочный нектар и достает его из любого цветка. Крылья у бабочки Атлас украшены яркими голубыми пятнами в форме глаза. Хищники часто думают, что перед ними живое существо с огромными глазами. Они бросаются на добычу, метя ей клювом в глаз, а попадают в крыло, но бабочка успевает вывернуться и улететь. Живет эта бабочка в теплых странах Азии, в лесах.
10. Роль глаголов в предложении.
У: Вам понравилась самая большая бабочка в мире?
- Составьте одно предложение о этой бабочке. Главным условием является: использование в предложении глаголов.
- Запишите предложение самостоятельно и разберите его по членам предложения.
- Проверяем, что у вас получилось.
- Каким членом предложения является глагол?
Д: Глагол в предложении является сказуемым и подчеркивается двумя чертами.
/ тем временем на доске учитель помещает очередной блок схемы «сказуемое»/
11. Физминутка с взаимным массажем ладони, направленная на расслабление
«Сорока, сорока»
12. Знакомство с самой маленькой рыбкой – карликовой пандакой.
У: Как приятно узнавать в мире все новое и новое. И наше расследование в сфере «самых- самых» продолжается. Позвольте познакомить вас с карликовой пандакой.
/учитель демонстрирует изображение рыбки/.
Карликовая пандака не только самая маленькая рыбка на земле, но и самое маленькое животное среди животных с позвоночником. Пандака не весит и грамма, длина ее тела 6 мм.. Она очень крохотная и прозрачная, поэтому совершенно невидима в воде. Рыбка просто сливается с песком.
Хищники ее не замечают. Два плавника на брюшке срослись и образовали присосочку, которая позволяет пандаке присасываться к камешкам и дну водоема и удерживаться на одном месте. Продолжительность жизни пандаки от 1 года до 3-х лет.
Вот такая удивительная рыбка есть на земле.
13. Определение времени глаголов.
У: А теперь снова о глаголах.
Какие формы глагола вам уже хорошо известны по предыдущим урокам?
Д: Изменение глаголов по временам.
У: Возьмите, пожалуйста, карточки, лежащие на партах и соедините линиями глаголы с соответствующим временем.
/Приложение 2./
14. Проверка выполнения заданий на карточках.
У: Что вы заметили?
Д: Глаголы напоминают нам о карликовой пандаке.
У: Назовите глаголы:
- настоящего времени.
- Прошедшего.
- Будущего.
/на доске учитель закрепляет табличку с надписью «время»/
15. Итог урока.
У: Обратите внимание на схему на доске!
-Составьте по схеме ответ на вопрос «Что мы знаем о глаголе?»
/дети, обращаясь к схеме, дают полный ответ/
- Какие «самые- самые» животные нам на уроке помогали?
- Как бы вы оценили сегодня свою работу на уроке?
- Запишите домашнее задание.
- Урок окончен.
Резерв
- Прочитайте стихотворение, найдите в нем глаголы и определите время глаголов.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле - с плугом,
Как ветер - с морем,
Трава - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица,
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету -
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Только одна,
Для жизни и дружбы
Она нам дана!