Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.
В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.
В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.
Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности.
Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет наиболее тесное взаимодействие в блоках “педагог – педагоги”, “педагог – родители”, “педагог – учащиеся” (схема 1).
Схема 1 – Модель взаимодействия классного руководителя
Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо для успешного протекания вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка.
- Блок “Педагог (классный руководитель) - педагоги”
Успешность воспитательного процесса в школе зависит от сотрудничества классного руководителя с:
- Администрацией школы;
- Педагогами-предметниками, работающими в классе;
- Психологом школы;
- Социальным педагогом;
- Старшей вожатой;
- Педагогами дополнительного образования;
- Школьным библиотекарем.
Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, происходит через проверку дневников, контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учет пропусков уроков, занятость во внеурочное время и др.), собеседование, оказание методической помощи, проведение семинаров.
Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе. Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи. Оно необходимо для:
- Помощи в работе по развитию познавательных интересов;
- Содействия при контакте с родителями учащихся;
- Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;
При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:
- Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия);
- Отслеживание выполнения классом контрольных работ;
- Организация малых педсоветов;
- Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом;
- Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение);
- Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися;
- Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.
Взаимодействие с психологом школы. Классные руководители школы в своей работе используют помощь школьного психолога. Традиционно применяются следующие направления в работе психолога:
- Психологическое просвещение (выступление на педсоветах, родительских собраниях, классных часах);
- Психологическая диагностика (индивидуальные личностные особенности учащихся);
- Психологическая коррекция (решение проблем обучения, поведения, психологического самочувствия, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, работающими в классе, индивидуальная и групповая работа с классом и родителями (психологические тренинги);
- Консультативная деятельность (оказание психологической помощи в вопросах развития и воспитания).
Взаимодействие с социальным педагогом. Социальный педагог – помощник классного руководителя в решении социальных проблем учащихся.
Работа классных руководителей с социальным педагогом ведется по следующим направлениям:
- Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах, встречи с врачами ЦРБ);
- Работа с опекаемыми детьми (социальные гарантии);
- Профилактика пропусков уроков без уважительных причин;
- Работа с семьей (посещение квартир детей “группы риска);
- Связь с социумом (КДН, ПДН, библиотеки города, ДТЮ, спортивная школа).
Взаимодействие со старшей вожатой
Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия.
Взаимодействие с педагогами дополнительного образования
Большинство происшествий происходит с учащимися во внеурочное время. Формы работы, используемые классными руководителями с педагогами дополнительного образования:
- Вовлечение учащихся в кружки по интересам (реклама кружков, встреча с руководителями, экскурсия в учреждения ДО);
- Посещение кружков, в которых занимаются учащиеся класса;
- Встреча с руководителями кружков;
- Приглашение на классные часы.
Взаимодействие со школьным библиотекарем
Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге.
Формы сотрудничества библиотекаря и классного руководителя, используемые в школе:
- Тематические беседы;
- Беседы по произведениям различных писателей;
- Экскурсии;
- Викторины;
- Книжные выставки;
- Библиотечные уроки;
- Библиотечные классные часы.
Наиболее активно используют систему взаимодействия с библиотекарем учителя начальной школы. Совсем мало старшие классы.
- Блок “Педагог – родители”
Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в школе.
Для многих классных руководителей проблема отношения с родителями самая сложная. Чаще всего классные руководители выражают недовольство:
- нежеланием родителей выполнять свои обязанности;
- низким уровнем семейного воспитания;
- несоответствие требований родителей возможностям их детей;
- пренебрежительное отношение родителей к педагогам школы.
Чтобы добиться взаимопонимания с родителями и эффективности воспитательного процесса необходимо правильно построить взаимоотношения педагогов и родителей. Успешное взаимодействие в блоке “учитель – родитель” зависит от того, какой стиль работы выбирает классный руководитель. Наиболее продуктивны два варианта:
- классный руководитель-педагог-консультант, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы;
- классный руководитель-друг родителей, он вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы.
В воспитании школьника очень важно, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству.
В своей работе классные руководители применяют следующие формы работы с родителями:
- Родительское собрание (1 раз в четверть);
- Индивидуальные беседы (по мере необходимости);
- Консультации по вопросам воспитания и обучения(по мере необходимости);
- Работа родительского комитета
- Посещение семей (по мере необходимости)
- Организация досуговой деятельности (походы, поездки, классные вечера, экскурсии)
- Блок “Педагог – ученики”
Совместная деятельность классного руководителя с учащимися также направлена на достижения основной цели воспитания школы: содействовать развитию неповторяемой индивидуальности учащихся посредством обеспечения и поддержки процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности.
В соответствии с целью воспитания, своими функциональными обязанностями классными руководителями выбраны следующие формы работы с обучающимися:
- Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.).
- Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- Коллективные (беседы, встречи, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).