Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Задачи:
Развивающие:
- развивать умения работать с текстом для формирования навыков читательской деятельности;
- расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Дидактические:
- формировать орфографическую зоркость детей;
- расширять знания о родном языке;
- активно формировать речевые умения детей.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах);
- воспитание интереса к родному языку, к изучаемому предмету;
- воспитание аккуратности, точности, связности и лаконичности в ответах;
- воспитание у детей чувства ответственности и взаимопомощи.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой “Русский язык” - 4 класс; карточки со словами (на стенах); таблица с пословицей (на доске); карточки с загадками (для индивидуальной работы).
Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап:
1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности:
- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.
- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.
- А теперь посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.
- Тихо садитесь, мы начинаем урок русского языка. У нас много разнообразной работы: сегодня мы продолжим работу по формированию орфографической зоркости, расширим ваши знания о родном языке, продолжим развивать умения работать с текстом, продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Мы будем воспитывать аккуратность, точность и лаконичность в ответах.
Операционно-исполнительский этап:
1. Чистописание с орфографическим заданием:
- Отгадайте задуманное мной слово. Для этого вам нужно из моего слова каллиграфически записать заглавную и строчную буквы, соответствующие орфограмме.
- Гена. (Имя собственное, пишем с большой буквы – пишу буквы Г, г.)
- Мосты. (Безударная гласная, пишем буквы О, о, т. к. проверочное слово мост.)
- Удав. (Парная согласная в конце слова, пишем буквы В, в, т. к. проверочное слово – удавы.)
- Моря. (Безударная гласная, пишем буквы О, о, т. к. проверочное слово – море.)
- Рига. (Имя собственное, пишем с заглавной буквы – пишу буквы Р, р.)
- Лицо. (Безударная гласная , пишу буквы И, и, т. к. проверочное слово – лица.)
- Местный. (Непроизносимая согласная - пишу буквы Т, т, т. к. проверочное слово – место.)
- День. (Мягкий знак показатель мягкости, пишу ь.)
- Что вы можете рассказать об этих буквах? (Их можно разделить на 2 группы – гласные и согласные или заглавные и строчные; лишняя буква ь т. к. не обозначает звука; лишняя буква о т. к. записана дважды и т. п.)
2. Словарная работа.
- Я думаю, вы, конечно, догадались, какое слово я задумала. (Говорить.)
- Запишите это слово на следующей строке и выполните его морфологический разбор. (Говорить - = глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать и обозначает действие предмета; н. ф – говорить; несов. вид, 2 спр.)
- Запишите это слово ещё раз и разберите его по составу. (Говорить —> формообразование).
- Объясните смысл этого слова синонимами. (Болтать, разговаривать, беседовать.)
- А оказывается, слово говорить может звучать так… Посмотрите по сторонам. Кто что заметил? (В классе развешены карточки со словами: бахорить, калякать, гуторить, баять. Дети называют найденные слова.)
- Объясните, что означают эти слова? (Дети объясняют значение этих слов.
- Бахорить – болтать, беседовать, разговаривать.
- Калякать – рисовать;
- Гуторить – говорить, калякать;
- Баять – болтать, беседовать, говорить.)
- Посмотрите, как богат наш русский язык. Сколько мы нашли синонимов к слову “говорить”, и это ещё не все слова. Вы можете продолжить список слов близких по значению, если обратитесь к словарю синонимов. Слова, которые мы нашли на карточках, это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в своей речи.
- Запишите себе любое слово, которое вам особенно понравилось.
- А теперь устно составьте предложение со словом говорить.
- А я для вас приготовила вот такое предложение. (Предложение записано на таблице. Говорить – не устать, было бы что сказать.)
- Как вы понимаете эту пословицу? (Должен быть дельный разговор, не говори попусту.)
- Прочитайте пословицу внимательно и запишите её по памяти. (Учащиеся записывают пословицу и самостоятельно проверяют по таблице на доске.)
3. Актуализация знаний:
- Сегодня мы продолжим работу над темой: “Обстоятельства образа действия”.
- В связи, с чем мы уже упоминали об обстоятельствах образа действия? (Мы говорили о них изучая: 1) тему “Наречия” - т. к. в предложениях наречия чаще всего являются обстоятельствами; 2) в теме “Второстепенные члены предложения”, когда учились отличать обстоятельства от дополнений; 3) изучая существительные в косвенных падежах, т. к. в предложении они могут быть обстоятельствами).
4. Проверка домашнего задания:
- Откройте учебник на с.90 № 247.
- Дома вы должны были из данных скороговорок выписать 3 предложения, в которых есть обстоятельства образа действия. (№ 3, 4, 11, 12.)
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания. (Взаимопроверка.)
- Какие вопросы у вас возникли, сомнения?
5. Повторение изученного:
- Спишите предложение № 12 и выполните его синтаксический разбор. (Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. Предложение простое, распространённое и т. д.)
6. Физкультминутка.
7. Исследовательская работа:
- Спишите текст с доски, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Исследуйте этот текст.
(На доске: Мальчик з. св.стел иволгой. Мы любовались с. девшей (на) ветк. иволгой.) (Это не текст, т. к. предложения не связаны между собой по смыслу. В предложениях есть слово иволгой, но в 1 предложении оно является обстоятельством образа действия и выражено наречием, т. к. обозначает способ действия. А во втором – дополнением и выражено существительным, т. к. имеет значение предметности т. е. название птицы.)
- Как вы понимаете “засвистел иволгой”? (Мальчик засвистел как иволга.)
- Как в художественной литературе называется такой приём? (Это скрытое сравнение – метафора.)
- А какие произведения основаны на сравнении, метафорах? (Произведения устного народного творчества – загадки).
8. Самостоятельная работа
А) в парах:
(Текст записан на доске.)
(В) открытые окна
Нежданно (в) л . тит,
То что – то (про) шепч.т,
То вдруг (за) гудит.
Притихн.т,
Умчится,
Примчится опять,
То вздума.т (по) морю
Волны г. нять.
- Прочитайте загадку.
- Спишите текст, вставив пропущенные орфограммы и раскрыв скобки. Напишите отгадку. (Ветер.)
- Подчеркните обстоятельства образа действия. Укажите, какой частью речи они выражены. Работайте в парах, советуясь друг с другом. (Проверка устно.)
- Что помогло вам разгадать загадку? (Сходство признаков и действий.)
Б) Индивидуальная:
- А теперь останьтесь наедине со своими загадками на карточках. Приложение 1.
- Прочитайте загадку. Отгадайте её. Найдите обстоятельства образа действия. Выпишите словосочетания с ними. Укажите главное слово и обозначьте части речи. (Проверка – устно.)
- Какую роль выполняют обстоятельства образа действия в загадках? (Они помогают ярче представить предмет и отгадать загадку.)
9. Домашнее задание:
- Сочините свою загадку или запишите 2 народные, в которых есть обстоятельства образа действия, подчеркните их, укажите, какой частью речи они выражены.
10. Самостоятельная работа в парах по карточкам:
(Звёзды ещё сверкали остро и хол . дно, но небо на восток. Уже св . тлело.
Д . рев . я понемногу выступали из тьмы. Вдруг по в . ршинам их проб . жал сильный, свежий вет . р.)
- Прочитайте текст.
- Какие слова вам непонятны?
- Определите стиль текста. Докажите. (Художественный, т. к. автор рисует конкретную картину.)
- А теперь я предлагаю вам задание на выбор, работайте в парах.
1 вариант – Выписать слова, которые склоняются. Определите склонение.
(Звёзды – 1 скл, небо – 2 скл., востоке – 2 скл, деревья – 2 скл., тьма – 1 скл., вершины – 1 скл., ветер – 2 скл.)
2 вариант – Выписать слова которые спрягаются. Укажите спряжение.
(Сверкали – 1, светлело – 1, выступали – 1, пробежал – 1.)
3 вариант – Найти в тексте слова, которые не склоняются и не спрягаются. Запишите их вместе с главным словом. (Сверкали остро и холодно; выступали понемногу.)
(Учащиеся отвечают и доказывают.)
- Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельствами.)
- Докажите, что это обстоятельства. (- т. к. они зависят от глаголов, являются второстепенными членами и отвечают на вопросы как? Каким образом?)
- Определите разряд наречий. (Образ действия.)
- Какую роль они выполняют? (Они обозначают способ совершения действия, помогают лучше представить предмет.)
11. Работа по развитию речи:
- Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Вспомните пословицу, с которой мы сегодня работали.
- Да говорить нужно всегда по делу. Но кроме этого говорить нужно красиво и правильно. Сегодня я для вас в качестве “Соображалок” приготовила предложения, в которых допущены речевые ошибки. Найдите ошибки, исправьте их, заменив некоторые слова.
(Предложения записаны на карточках.)
1. Друзья остались друг с другом наедине. (Друзья остались наедине.)
2. Мы поднялись рано чем свет. (Мы поднялись чуть свет.)
3. Я работаю аккуратно со дня на день. (Я работаю аккуратно изо дня в день.)
4. Ученик растерял карандаши все как один. (Ученик растерял карандаши все до одного.)
5. Я стараюсь учиться во весь дух. (Я стараюсь учиться изо всех сил.)
Рефлексивно-оценочный этап:
- Что вам хочется сказать о сегодняшнем уроке русского языка?
- Что вам особенно понравилось?
- Чему же мы с вами учились?
- Какие замечания по нашей работе можете сделать?
- Запишите предложение под диктовку: Сегодня на уроке русского языка я …
- Закончите запись самостоятельно.
- Кто хочет поделиться с нами своими размышлениями?