Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обстоятельства образа действия" (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать умения работать с текстом для формирования навыков читательской деятельности;
  • расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Дидактические:

  • формировать орфографическую зоркость детей;
  • расширять знания о родном языке;
  • активно формировать речевые умения детей.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах, в группах);
  • воспитание интереса к родному языку, к изучаемому предмету;
  • воспитание аккуратности, точности, связности и лаконичности в ответах;
  • воспитание у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: учебник А. В. Поляковой “Русский язык” - 4 класс; карточки со словами (на стенах); таблица с пословицей (на доске); карточки с загадками (для индивидуальной работы).

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап:

1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности:

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.

- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.

- А теперь посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.

- Тихо садитесь, мы начинаем урок русского языка. У нас много разнообразной работы: сегодня мы продолжим работу по формированию орфографической зоркости, расширим ваши знания о родном языке, продолжим развивать умения работать с текстом, продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Мы будем воспитывать аккуратность, точность и лаконичность в ответах.

Операционно-исполнительский этап:

1. Чистописание с орфографическим заданием:

- Отгадайте задуманное мной слово. Для этого вам нужно из моего слова каллиграфически записать заглавную и строчную буквы, соответствующие орфограмме.

- Гена. (Имя собственное, пишем с большой буквы – пишу буквы Г, г.)

- Мосты. (Безударная гласная, пишем буквы О, о, т. к. проверочное слово мост.)

- Удав. (Парная согласная в конце слова, пишем буквы В, в, т. к. проверочное слово – удавы.)

- Моря. (Безударная гласная, пишем буквы О, о, т. к. проверочное слово – море.)

- Рига. (Имя собственное, пишем с заглавной буквы – пишу буквы Р, р.)

- Лицо. (Безударная гласная , пишу буквы И, и, т. к. проверочное слово – лица.)

- Местный. (Непроизносимая согласная - пишу буквы Т, т, т. к. проверочное слово – место.)

- День. (Мягкий знак показатель мягкости, пишу ь.)

- Что вы можете рассказать об этих буквах? (Их можно разделить на 2 группы – гласные и согласные или заглавные и строчные; лишняя буква ь т. к. не обозначает звука; лишняя буква о т. к. записана дважды и т. п.)

2. Словарная работа.

- Я думаю, вы, конечно, догадались, какое слово я задумала. (Говорить.)

- Запишите это слово на следующей строке и выполните его морфологический разбор. (Говорить - = глагол, т. к. отвечает на вопрос что делать и обозначает действие предмета; н. ф – говорить; несов. вид, 2 спр.)

- Запишите это слово ещё раз и разберите его по составу. (Говорить —> формообразование).

- Объясните смысл этого слова синонимами. (Болтать, разговаривать, беседовать.)

- А оказывается, слово говорить может звучать так… Посмотрите по сторонам. Кто что заметил? (В классе развешены карточки со словами: бахорить, калякать, гуторить, баять. Дети называют найденные слова.)

- Объясните, что означают эти слова? (Дети объясняют значение этих слов.

  • Бахорить – болтать, беседовать, разговаривать.
  • Калякать – рисовать;
  • Гуторить – говорить, калякать;
  • Баять – болтать, беседовать, говорить.)

- Посмотрите, как богат наш русский язык. Сколько мы нашли синонимов к слову “говорить”, и это ещё не все слова. Вы можете продолжить список слов близких по значению, если обратитесь к словарю синонимов. Слова, которые мы нашли на карточках, это исконно русские слова, но сейчас мы их не используем в своей речи.

- Запишите себе любое слово, которое вам особенно понравилось.

- А теперь устно составьте предложение со словом говорить.

- А я для вас приготовила вот такое предложение. (Предложение записано на таблице. Говорить – не устать, было бы что сказать.)

- Как вы понимаете эту пословицу? (Должен быть дельный разговор, не говори попусту.)

- Прочитайте пословицу внимательно и запишите её по памяти. (Учащиеся записывают пословицу и самостоятельно проверяют по таблице на доске.)

3. Актуализация знаний:

- Сегодня мы продолжим работу над темой: “Обстоятельства образа действия”.

- В связи, с чем мы уже упоминали об обстоятельствах образа действия? (Мы говорили о них изучая: 1) тему “Наречия” - т. к. в предложениях наречия чаще всего являются обстоятельствами; 2) в теме “Второстепенные члены предложения”, когда учились отличать обстоятельства от дополнений; 3) изучая существительные в косвенных падежах, т. к. в предложении они могут быть обстоятельствами).

4. Проверка домашнего задания:

- Откройте учебник на с.90 № 247.

- Дома вы должны были из данных скороговорок выписать 3 предложения, в которых есть обстоятельства образа действия. (№ 3, 4, 11, 12.)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания. (Взаимопроверка.)

- Какие вопросы у вас возникли, сомнения?

5. Повторение изученного:

- Спишите предложение № 12 и выполните его синтаксический разбор. (Это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. Предложение простое, распространённое и т. д.)

6. Физкультминутка.

7. Исследовательская работа:

- Спишите текст с доски, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Исследуйте этот текст.

(На доске: Мальчик з. св.стел иволгой. Мы любовались с. девшей (на) ветк. иволгой.) (Это не текст, т. к. предложения не связаны между собой по смыслу. В предложениях есть слово иволгой, но в 1 предложении оно является обстоятельством образа действия и выражено наречием, т. к. обозначает способ действия. А во втором – дополнением и выражено существительным, т. к. имеет значение предметности т. е. название птицы.)

- Как вы понимаете “засвистел иволгой”? (Мальчик засвистел как иволга.)

- Как в художественной литературе называется такой приём? (Это скрытое сравнение – метафора.)

- А какие произведения основаны на сравнении, метафорах? (Произведения устного народного творчества – загадки).

8. Самостоятельная работа

А) в парах:

(Текст записан на доске.)

(В) открытые окна

Нежданно (в) л . тит,

То что – то (про) шепч.т,

То вдруг (за) гудит.

Притихн.т,

Умчится,

Примчится опять,

То вздума.т (по) морю

Волны г. нять.

- Прочитайте загадку.

- Спишите текст, вставив пропущенные орфограммы и раскрыв скобки. Напишите отгадку. (Ветер.)

- Подчеркните обстоятельства образа действия. Укажите, какой частью речи они выражены. Работайте в парах, советуясь друг с другом. (Проверка устно.)

- Что помогло вам разгадать загадку? (Сходство признаков и действий.)

Б) Индивидуальная:

- А теперь останьтесь наедине со своими загадками на карточках. Приложение 1.

- Прочитайте загадку. Отгадайте её. Найдите обстоятельства образа действия. Выпишите словосочетания с ними. Укажите главное слово и обозначьте части речи. (Проверка – устно.)

- Какую роль выполняют обстоятельства образа действия в загадках? (Они помогают ярче представить предмет и отгадать загадку.)

9. Домашнее задание:

- Сочините свою загадку или запишите 2 народные, в которых есть обстоятельства образа действия, подчеркните их, укажите, какой частью речи они выражены.

10. Самостоятельная работа в парах по карточкам:

(Звёзды ещё сверкали остро и хол . дно, но небо на восток. Уже св . тлело.

Д . рев . я понемногу выступали из тьмы. Вдруг по в . ршинам их проб . жал сильный, свежий вет . р.)

- Прочитайте текст.

- Какие слова вам непонятны?

- Определите стиль текста. Докажите. (Художественный, т. к. автор рисует конкретную картину.)

- А теперь я предлагаю вам задание на выбор, работайте в парах.

1 вариант – Выписать слова, которые склоняются. Определите склонение.

(Звёзды – 1 скл, небо – 2 скл., востоке – 2 скл, деревья – 2 скл., тьма – 1 скл., вершины – 1 скл., ветер – 2 скл.)

2 вариант – Выписать слова которые спрягаются. Укажите спряжение.

(Сверкали – 1, светлело – 1, выступали – 1, пробежал – 1.)

3 вариант – Найти в тексте слова, которые не склоняются и не спрягаются. Запишите их вместе с главным словом. (Сверкали остро и холодно; выступали понемногу.)

(Учащиеся отвечают и доказывают.)

- Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельствами.)

- Докажите, что это обстоятельства. (- т. к. они зависят от глаголов, являются второстепенными членами и отвечают на вопросы как? Каким образом?)

- Определите разряд наречий. (Образ действия.)

- Какую роль они выполняют? (Они обозначают способ совершения действия, помогают лучше представить предмет.)

11. Работа по развитию речи:

- Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Вспомните пословицу, с которой мы сегодня работали.

- Да говорить нужно всегда по делу. Но кроме этого говорить нужно красиво и правильно. Сегодня я для вас в качестве “Соображалок” приготовила предложения, в которых допущены речевые ошибки. Найдите ошибки, исправьте их, заменив некоторые слова.

(Предложения записаны на карточках.)

1. Друзья остались друг с другом наедине. (Друзья остались наедине.)

2. Мы поднялись рано чем свет. (Мы поднялись чуть свет.)

3. Я работаю аккуратно со дня на день. (Я работаю аккуратно изо дня в день.)

4. Ученик растерял карандаши все как один. (Ученик растерял карандаши все до одного.)

5. Я стараюсь учиться во весь дух. (Я стараюсь учиться изо всех сил.)

Рефлексивно-оценочный этап:

- Что вам хочется сказать о сегодняшнем уроке русского языка?

- Что вам особенно понравилось?

- Чему же мы с вами учились?

- Какие замечания по нашей работе можете сделать?

- Запишите предложение под диктовку: Сегодня на уроке русского языка я …

- Закончите запись самостоятельно.

- Кто хочет поделиться с нами своими размышлениями?