Цели и задачи:
- содействовать развитию у детей интереса к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать интеллект, творческое мышление и смекалку;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- развивать находчивость, сообразительность;
- создать праздничную атмосферу.
Форма: Игра “Поле чудес”
Оборудование:
- магнитофон,
- аудиокассеты с фонограммами песен о Ямале,
- барабан для игры “Поле чудес”.
- карточки с закрытыми буквами,
- веревка,
- рыбки из картона,
- удочка,
- призы.
Действующие лица: Ведущие, чтецы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на игре “Поле Чудес”, тема которой “Край ты мой, Ямал”, все, что связанно с ним – это природа нашего края, легенды и обычаи коренных жителей Ямала.
На рубеже нового тысячелетия перед нами стоят поистине великие задачи: сберечь уникальную природу Ямала, сохранить самобытную культуру коренных народов Севера. А культура их очень богата. Взять хотя бы прикладное искусство. С помощью вещей предсказывали будущее, излечивали болезни, воздействовали на погоду.
Время выбрало нас с вами. Мы должны сохранить многовековую культуру северных народов, сберечь неповторимую красоту Ямальской тундры.
Ведущий: В бескрайней тундре раскинул свои просторы Великий Север. Далёкий и суровый, этот край до сих пор считается неизведанным и загадочным. Непознанным остаётся для россиян и Ямал. Полуостров Ямал – это часть суши, окруженная с трёх сторон льдом и водой; на востоке это пресные воды Обской губы, на западе – солёные воды Карского моря, на севере и северо-западе – их “смесь”. Немногочисленные племена коренных народностей кочевали по необъятным просторам Ямала. Нелёгкой была их судьба. Суровый климат, зависимость от природных условий, болезни – всё это сформировало культуру и обычаи этих народов.
О Севере М. Пляцковский.
Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём.Север – это круг полярный.
И Полярная звезда.
Север – это самый крайний
Полуостров изо льда!Приглашаю вас в Олению –
В неоглядную страну,
В заполярную Снежению,
В чистоту и белизну.Песни зимние рождаются
В первозданной тишине.
А под утро отправляются
На ветрах по всей земле.
Викторина
Ведущий: Для того чтобы определить первых трёх участников игры, мы проведём викторину. Кто даст больше правильных ответов, тот становится участником игры.
Вопросы:
- Назовите национальности коренных жителей Ямала.
- Какие дикие животные встречаются в наших краях?
- Перечислите известные вам травы, ягоды, грибы, деревья, растущие на территории ЯНАО?
- Сколько месяцев длится северная зима?
- Назовите самое красивое природное явление на севере.
- Основные промыслы коренных жителей.
- Незаменимая вещь в быту ненцев, позволяющая вести кочевой образ жизни.
- Как звучит в переводе с ненецкого название полуострова “Ямал”?
Ответы:
- Ненцы, ханты, манси, селькупы, коми-зыряне.
- Песец, заяц, лиса, росомаха, белки, леменги, мышь-полевка.
- Морошка, брусника, голубика, клюква, костяника, княженика. Иван-чай, хвощ, ромашка, багульник. Белые грибы, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, сыроежки.
- Северная зима длится больше девяти месяцев.
- Северное сияние.
- Оленеводство, рыболовство, охота, собирательство.
- Нарты.
- Ямал это край земли.
За правильный ответ дети получают по фишке, набравшие большее количество фишек становятся участниками игры.
Игра “Зааркань оленя”
Ведущий: Правила игры: необходимо набросить аркан на “рога оленю”. Оленем у нас будет стул, аркан – это верёвка сложенная определённым способом. Вам нужно накинуть верёвку на спинку стула. Игра проводится до тех пор, пока не останется три игрока. Они становятся следующими участниками игры “Поле чудес”.
Игра “Рыболов”
Ведущий: Как вы знаете, в наших северных реках и озёрах водится много разной рыбы (муксун, щёкур, пыжьян, нельма, ряпушка и т.д.). И вот мы сейчас отправимся на рыбалку. Вам нужно поймать рыбку на крючок. Те ребята, поймавшие рыбок с буквами “А, О, М”, становятся игроками третей тройки.
Вот у нас и определились участники, можно начинать игру.
Но прежде, чем приступить к игре мы познакомимся с ее правилами. Так как наша игра проходит в Новом Уренгое, а не в Москве, то и правила у нее будут “уренгойские”:
На нашем барабане имеются сектора: “Плюс”, “Приз”, “Банкрот”, “Ноль”.
“Плюс” – если игроку выпадает этот сектор, то он имеет право открыть любую букву.
“Приз” – игрок, выигравший приз, остаётся в игре и продолжает ее.
“Банкрот” – игрок пропускает ход.
“Ноль” – переход хода к другому участнику.
1 тур
Ведущий: Начинаем нашу игру “Поле чудес”. С давних пор и до настоящего времени коренные жители ходят в меховой одежде и обуви. Основным материалом для изготовления одежды всегда служила шкура домашнего скота и лесного зверя.
Вот первый вопрос: Как называется женская национальная одежда у коренных народов крайнего севера?
Я Г У Ш К А
Дополнительная информация:
Ведущий: Ещё с начала XVIII века многие путешественники восхищались нарядными костюмами народов Крайнего Севера. Изделия мастериц северянок поражают технологией изготовления. Женщины украшают свою одежду и обувь орнаментом из сукна и бисера, а еще модными кольцами и серьгами. Во многих узорах, выполненных руками женщины севера, вся тундра как на ладони. Стоит назвать только несколько наименований разных видов орнамента: следы полозьев на спуске крутой горы, воссоздание рек, кустарников по их берегам, холмов, фантастических птиц, зверей и воинов, вооруженных луками. Так же, в орнаментах северных народов имеет отражение “космическая” тематика – солнце, луна, звёзды.
Говорят, самые старинные украшения, времён бронзового века, имеются у северного народа – нганасан. А ямальцы покупают их на ярмарках в обмен на пушнину и рыбу в Обдорске, Норильске и Тобольске.
По мнению модниц из тундры, металлические изделия на их одежде, помимо красоты, играют ещё две роли. Своей тяжестью, они как бы придавливают совик – меховой капюшон ягушки, и не дают ему сваливаться во время езды на нартах и в сильный ветер.
И, наконец, кольца и всевозможные медные бляшки имеют особое значение – отпугивают злых духов от человека.
Музыкальная пауза.
2 тур
Ведущий: Любовь к Родине начинается с любви к природе. Живя в этом суровом краю, мы понимаем, как нам иногда не хватает первой зелени, нежных запахов цветов. И это побуждает нас, бережнее относится к природе, находящейся вокруг нас.
Первое определение тундры дал еще русский энциклопедист В.М.Ломоносов: “Тундрами называются места, мхами зарослые, кроме болот и лесу, которыми заняты по большей части берега Северного океана”.
Ведущий: А теперь, задание второго тура: самый обильный из кустарников, произрастающих в тундре – это, несомненно, карликовая берёза, но она имеет ещё одно название, но вот какое – это мы и хотим узнать у наших игроков.
Е Р Н И К
Дополнительная информация:
Ведущий: Это действительно самая маленькая берёза. Местами она образует заросли метровой высоты. Нередко заросли настолько сплетены, что пробираешься через них с большим трудом.
Литературная пауза.
Ведущий: Сейчас вам девочки прочитают стихи о нашем любимом крае.
В тундре. Людмила Собьянина.
Издалека молоденький камыш
Напомнит подзабытую пшеницу,
И разговор мгновенно прекратишь…
Ах, не вспугнуть бы маленькую птицу.
Расцвёл багульник, входит в сок морошка,
Брусничный кустик набирает цвет,
Нудит комар, назойливая мошка
Всё норовит забраться под берет.
Я благодать вдыхаю полной грудью,
Надеюсь с жадностью впитать всю эту цветь…
О боже мой, как жизнь прекрасна, люди,
Что мне от счастья хочется запеть!
В северном сердце. Нина Березан
В снегах Ямала вой метелей
И в снежных шапках все дома,
Зелёный взгляд мохнатых елей
И девять месяцев зима.
Там вечный снег! Там минус сорок!
И ветром давишься подчас.
Но этот край мне очень дорог –
В моём он сердце и сейчас.
Нина Березан
Северная осень ненароком
Лето по дороге догнала
И окинув тундру хитрым оком,
Что имела – щедро раздала.
Дождь грибной рассыпала с небес,
Сделала всё так, как захотела –
И предстал завороженный лес.
А потом играла с ветром в прятки,
Кроясь средь берёзовых ветвей.
Осень в тундре навела порядки
С торопливой лёгкостью своей.
3 тур
Ведущий: Как мы уже знаем, культура северных народностей очень богата и разнообразна. Как и у всех народов, у них есть свои обычаи и традиции. Например, если в дом приходят гости, то хозяева непременно должны накрыть стол. Посредине стола сидит глава семьи. Гости располагаются по обе стороны от него. Хозяйке запрещено сидеть с ними за одним столом. Она садится на скамейку прямо у входа в чум, готовая в любой момент вскочить. У ненцев существует поверье: если гость покидает чум, не попив чая, то он непременно будет несчастлив. Это считается великим грехом. А так же они угощают гостей своей любимой едой.
Ведущий: И так вопрос: Назовите любимую еду ненцев, которая обычно готовилась из оленины.
С Т Р О Г А Н И Н А
Да, любимая еда ненцев – это строганина, готовиться она из оленины. Вот мы узнали о гостеприимстве хозяев чума. А я вам сейчас немного расскажу об их жилище. Если заглянуть в чум, то можно там увидеть печку, труба которой выходит в верхнее отверстие жилища. Несмотря на мороз и сильные ветры, в нём довольно тепло. Для того чтобы установить свой дом, ненцы вначале расчищают снег, затем кладут деревянные полы, а уж потом всё остальное. Спят они прямо на полу.
Игра со зрителями.
Задание для игры со зрителями такое: У ханты, это животное считается священным. В мифологии этого лесного народа этот зверь предстает как маленький “братец” человека. Назовите этого животного.
М Е Д В Е Д Ь
В научной литературе собраны данные о множестве обрядов, связанных с медведем. Остановимся на одном из них.
Медвежью вечёрку – поминки – ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся оленеводами, но только в том случае, если “братец” не оказался “нечистым”, то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.
Тотчас после того, как медведя убьют, его везут в селенье, прихватив тушу, останавливаются с правой стороны дома и три раза громко кричат в сторону Высокого Неба и густой тайги. На этот крик все без исключения идут к убитому медведю, отвешивают ему земной поклон и целуют в морду, приговаривая: “Царь леса. Здравствуй!” После этого обязательно обмывают своё лицо водой. Сделавший это, может считать себя получившим медвежье прощение.
Привезенного медведя кладут на невысокие нары в том доме, где предполагается вечёрка. На шею ему повязывают шарф, а на голову надевают шапку. Если убита медведица, то ее голову украшают платком. Перед медведем в маленьких берестяных плошках ставят сушеную рыбу, жирную варку, орехи, хлеб.
Затем собравшиеся начинают петь и рассказывать разные истории. Пение сопровождается богатой мимикой и жестикуляцией. После того, как будет спето положенное число песен, каждый из присутствующих пытается узнать, каким у него в этом году будет промысел. Для этого поднимают медвежью голову. Кто поднимет ее легко, у того и промысел будет хорошим, а кто с трудом – у того плохим. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят, чем, рано или поздно, и заканчивается вечёрка
На медвежью вечёрку многие из собравшихся надевают особые, сшитые именно на тот случай сюртуки из хорошего сукна со светлыми медными пуговицами.
На медвежьей вечёрке по большей части звучат песни и сказы сатирико-юмористического содержания.
Финальная игра.
Ведущий: Вопрос: как в XVI-XVII веках называли крупный центр традиционного проживания сибирских ненцев, торговавших через моря Ледовитого океана со странами Западной Европы?
М А Н Г А З Е Я
Дополнительная информация:
Ведущий: Во второй половине XVI века промысловые охотники-поморы открыли богатую пушниной область к востоку от реки Обь. Поморы строили небольшие зимовья – “земляные городки”. От местного населения – хантов и манси узнали о существовании еще одной крупной реки. Так, в 1601-м году посланный из Тобольска отряд под командой воеводы князя Мирона Шаховского и письменного головы Даниила Хрипунова ставит в нижнем течении реки Таз острог. На том самом месте, где уже стоял десяток избушек и амбаров поморов, охотившихся здесь на соболя. И уже через несколько лет возникает Мангазея – величественный, красивый город-крепость, поражающий воображение путешественников или торговцев, подплывающих к нему по Тазу.
Мангазея не раз переживала подъемы и спады. Но самый расцвет города приходится на 20-е годы XVII столетия. За один 1621 год через Мангазею в царскую казну поступило около 13 тысяч соболей. Это результат сбора дани с местного населения и пошлины с промышленников.
Роковую роль в судьбе Мангазеи сыграли воеводские смуты, т.е. борьба за власть между воеводами. В результате одного из таких столкновения, 1631 году часть города была разрушена. С этого момента начался закат Мангазеи. А тут еще и пожары – ведь город-то был деревянный. После самого грандиозного в 1642 году, когда выгорел почти весь город, здесь едва теплилась жизнь.
И когда в окрестных лесах был истреблён почти полностью весь соболь, судьба города была решена: в 1672 году все оставшиеся жители по специальному царскому указу были переселены на берега Енисея в острог Новая Мангазея. Дома в Мангазеи разрушились, место заросло лесом и травой. Уж через сотню лет были забыты и пути к бывшей “златокипящей” вольнице. Только местные жители стали называть это место “тогаревы хард” – “разломанный город”.
P.S. Можно вместо длинного сообщения о Мангазеи можно дать такую информацию:
Ведущий: Город Новый Уренгой расположен в предполярной части Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, на левом берегу реки Пур, на землях “Златокипящей Мангазеи”.
А первым воеводой Мангазеи был прадедушка Пушкина, и все сказки, которые Александр Сергеевич написал – они о наших местах. Судите сами. Изгиб Обской губы во всех старославянских книгах – лука, Лукоморье, а Баба-Яга – это баба, одетая в ягушку, – божок местного населения. Сидит она в избушке на курьих ножках. А это не что иное, как лабаз – постройка, не имеющая ни окон, ни дверей, которая ставится на краю поляны. К лесу передом, к поляне задом. Там обязательно находится баба в ягушке, а перед лабазом – место жертвоприношения. Головы убитых животных развешиваются вокруг – всё как в сказке.
Кроме того, здесь хранятся драгоценности – пушнина. Когда казаки пришли в эти места и начали их разграблять, местное население, естественно, стало защищаться – ставить капканы, ловушки, ореол страха вокруг Бабы-Яги остался. Но это совсем другая история.
Литература:
- В.П.Евладова “Земля Ямала”. Альбом ямальских экспедиций. Москва 1998 г.
- “Ойкумена” - историко-краеведческое приложение к газете “Правда Севера”. №2 (6) 2004г
- “Ойкумена” - историко-краеведческое приложение к газете “Правда Севера”. №3(7) 2004 г.
- “Ойкумена” - историко-краеведческое приложение к газете “Правда Севера”. №4(8) 2004 г.