I. Предварительная подготовка педагогического совета .
Педагогический совет на заданную тему предполагает большой объём предварительной исследовательской работы по оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. Для этого необходимо проанализировать несколько модулей информации : соблюдение норм и требований СанПина; состояние физической активности школьников в период их пребывания в школе; оценка здоровьесбережения при проведении урока; соответствие организации образовательного процесса принципам здоровьесбережения; психологического климата в школе; уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья ; результаты диспансеризации педагогов и учащихся. На основе такого комплексного исследования представляется интегральное комплексное заключение.
Далее приводим название использованных нами диагностических методик, социологических опросов для оценки деятельности школы по вопросам здоровьесбережения. С этой целью мы использовали: тест-анкету для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья, анкету «Оценка напряжённости», шкалу тревожности Сирса, методику самооценки школьных ситуаций Кондаша, карту наблюдений за состоянием и поведением школьников 2 и 3 ступеней, комплексную анонимную анкету школьника-старшеклассника, валеологическую анкету для родителей , анкету валеологической устойчивости к педагогическому труду, анкету «Валеологический самоанализ» для педагогов, валеологическую анкету для родителей, диагностику готовности педагога к валеологическому воспитанию, анкету «Валеологическая экспертиза образовательных программ». Другие материалы, посвящённые оценке работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов, можно найти в книге Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» и учебно-методическом пособии Н.М. Полетаевой «Педагогика и здоровье».
На этапе предварительной подготовки определяются проблема, тема, цель, задачи педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.
Направленность педагогического совета:
Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и сохранением и укреплением здоровья участников образовательного процесса.
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
Задачи педагогического совета:
- Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережени.
- Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
- Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
- Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
Ожидаемый результат.
- Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
- Создание собственного проекта школы, содействующей здоровью.
- Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Форма педагогического совета: работа проблемных групп.
Функции: проектировочная, организационно-управленческая.
За две недели до заседания педагогического совета необходимо разделить педагогов на группы по 8-9 человек по желанию.
Каждая группа выбирает своего руководителя на заседании педагогического совета.
II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета.
- Эпиграф к педагогическому совету
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше , чем врач»
Н.К. Смирнов
Аудиторию необходимо оборудовать мультимедийным оборудованием для демонстрации презентации педагогического совета, в которой представлены тема педсовета, цели, задачи, результаты комплексного исследования работы школы по вопросам здоровьесбережения, технические задания для проблемных групп, проект решение педагогического совета.
III. Ход заседания педагогического совета
1. Краткое сообщение заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе по теме педсовета.
Объявляется тема педсовета, его цели и задачи, ожидаемые результаты. Педагогический коллектив информируется о результатах комплексного исследования по оценке работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов. Выявляется основное противоречие, выявленное в ходе комплексного исследования.
После этого участники договариваются об основных понятиях, которые используются в ходе заседания педагогического совета по данной проблеме (см. Приложение).
2. Работа проблемных групп.
Работа проблемных групп определяется специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.
Групповая работа продолжается 40 минут.
Ориентируясь на полученные результаты исследования, цель педагогического совета, группа разработчиков выделила следующие пять основных проблем, содержание которых будет проработано на заседании:
Проблемная группа № 1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
Проблемная группа №2 «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса».
Проблемная группа №3 «Формирование культуры здоровья ученика»
Проблемная группа №4 «Здоровье учителя»
Проблемная группа № 5 «Социальное здоровье ученика»
Аналитическая группа «Уклад школы , необходимый для сохранения и укрепления здоровья»
Проблемная группа №1 «Школьный урок и здоровье учащихся»
Уважаемые коллеги!
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые имеют непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :
- Связь своих задач и задач самого учащегося.
- Творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся.
- Предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
- Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся.
- Психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока.
- Преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
- Представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящён урок.
- Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.
Для решения этих задач учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.
Техническое задание:
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
- Как Вы оцениваете обычные уроки в нашей школе с точки зрения здоровьесбережения?
- Почему педагоги часто не соблюдают валеологические требованиями к уроку.
- Каково проблемное поле урока в нашей школе с позиции здоровьесбережения?
- Какое внимание уделяете Вы этим проблемам?
- Что необходимо предпринять для решения проблем?
- Что мешает приближению к идеалу?
2. Обсудите предложенный проект анализа урока с позиции здоровьесбережения. Оцените его комплексность , оптимальность . Сделайте замечания и предложения. Анализ урока с позиции здоровьесбережения представлен в Приложении.
Проблемная группа №2«Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
Уважаемые коллеги!
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья , т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условие образовательного процесса.
На основе проведённой ориентировочной оценке состояния деятельности школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов можно определить её стратегию как стратегию вынужденных мер.
Техническое задание:
1. Проанализируйте проблемное поле организации образовательного процесса в нашей школе, выявленное в ходе ориентировочной оценки с точки зрения здоровьесбережения, ранжируйте проблемы в порядки остроты, внесите свои поправки (см. Приложение).
2. Ответьте на следующие вопросы:
- Что необходимо предпринять в первую очередь для решения этих проблем в комплексе?
- Что мешает приближению к идеалу?
Проблемная группа № 3«Формирование культуры здоровья ученика»
Уважаемые коллеги!
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнить свою задачу по охране их здоровья. Ребёнок, подросток, не заботящейся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение и укреплении, на ведение здорового образа жизни, при всём старании учителей остаться здоровым в современных условиях не сможет.
Методология воспитания культуры здоровья школьников основана:
- Обеспечение грамотности в вопросах здоровья.
- Формировании мотивации на ведение здорового образа жизни.
- Воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье близких.
Техническое задание.
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
- Как вы ощущаете, достаточно ли компетентны педагоги нашей школы в вопросах формирования культуры здоровья школьников?
- Формирование культуры здоровья - это проблема только воспитательной системы или она должна решаться и через базисный учебный план?
- Исходя из методологических составляющих воспитания культуры здоровья человека, определите пути обучения здоровью, повышения мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитания ответственности за собственное здоровье.
2. Предложите:
- Пути обучения здоровью учащихся:
- Пути повышения мотивации на ведение здорового образа жизни:
- Воспитание ответственности за собственное здоровье:
Проблемная группа № 4 «Здоровье учителя»
Уважаемые коллеги !
Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным напряжением, дистрессами.
Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?
Нездоровый учитель не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.
Техническое задание.
1. Обсудите в группе следующие вопросы:
- Насколько актуальны проблемы деформации личности, проявления синдрома выгорания, хронического стресса для педагогов нашей школы?
- С какими трудностями при взаимодействии с учащимися в нашей школе вы сталкиваетесь?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в ролевых отношениях с коллегами по работе?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при взаимодействии с родителями?
- Какие корпоративные меры, на Ваш взгляд, можно предпринять для улучшения физического, психического и социального здоровья учителя.
2.Обсудите в группе Добрые советы , предложенные учёными психологами для борьбы с психологическими перегрузками, деформацией личности, проявлениями синдрома выгорания.(см Приложение )
Проблемная группа №5 «Социальное здоровье ученика».
Уважаемые коллеги !
Социально здоровый человек – социально адаптированный человек.
Критерии , которыми пользуются для определения социального здоровья - адекватное восприятие социальной действительности , интерес к окружающему миру , адаптация к физической и общественной среде , культура потребления , альтруизм , эмпатия , ответственность перед другими , бескорыстие , демократизм в поведении.
Социальное здоровье – это активная адаптация и самореализация человека в сложных условиях общества , его социальная роль и социальная активность.
Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Критерии социальной зрелости:
- Системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования.
- Устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха.
- Способность к саморегуляции, адаптации и самореализации в социуме.
- Готовность к сохранению своего здоровья и к семейной жизни.
- Устойчивость социально – нравственных ориентаций, гражданская позиция.
Техническое задание:
Обсудите в группе следующие вопросы:
- Что уже сделано по каждой ступени образования для укрепления социального здоровья учащихся?
- Определите основные условия, которые должны быть созданы в школе для развития социальной зрелости и формирования социально здоровой личности?
3. Презентация результатов обсуждения вопроса.
По окончании работы творческие группы продолжают совместное заседание педсовета. Каждая из групп представляет свои разработки и аргументирует выработанную позицию. После выступления каждой из групп завязывается дискуссия выступающих со слушателями по тем или иным актуальным вопросам представленной темы.
Аналитическая группа «Уклад школы, необходимый для сохранения и укрепления здоровья».
Аналитическая группа выделяет достоинства школы, которые способствуют укреплению и сохранению участников образовательного процесса и на основе представленных материалов проблемных групп предлагают новые формы уклада жизни школы, которые необходимо ввести в практику.
4. Формулировка проекта решение педагогического совета.
Аналитическая группа формулирует проект решения педсовета , в основу которого положены предложения проблемных групп:
-
- Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся , создание оптимальных условий работы педагогов.
- Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья .
- В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты , касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
- Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии в решении приоритетной задачи здоровьесбережения.
- Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
- Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
- Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
- Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
- Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
- Организовать семинары для учителей по проблеме здоровье сбережения.
- Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Спланировать систему родительских собраний , включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
- Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
- Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
- Разработать и включить в учебный план на 2008 – 2009 учебный год элективные курсы , направленные на формирование культуры здоровья.