Цели:
- Систематизировать знания учащихся о своей стране, её символах: флаге, гимне, гербе; “малой родине”, природе родного края, хозяйствовании человека нашей местности и его влиянии на экологию тундры.
- Повторить важнейшие географические названия на карте России. Познакомить с животным и растительным миром тундры. Закреплять знания о животных.
- Развивать связную устную речь учащихся, способствовать развитию памяти, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой город, любви и уважения к Родине, её символам; бережному отношению к природе; уважительному отношению к тяжёлому труду норильчан.
Оборудование:
I. Для изучения нового материала:
- Карта России
- Учебник
- Запись Государственного гимна РФ
- Фотографии с изображением Норильска
- Книги о Норильске
- Плакаты с пословицами
- Напечатанные слова: Россия, Москва, гимн, флаг, герб, Норильск, горняки, металлурги, ненцы, долганы, нганасаны, эвенки.
- Унтайки.
- Прямоугольники белого, синего, красного цветов.
II. Для повторения:
- Картинки: пчела, собака, рыба, голубь, шерсть, чешуя, перо, схема насекомого.
- Напечатанное слово: животные.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение знаний о животных.
У. - На какие группы можно разделить животных, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?
Д. - Птицы, рыбы, насекомые, звери.
(картинки с изображением животных помещаются под словом “животные”)
У. - Что объединяет всех птиц?
Д. - Тела всех птиц покрыты перьями.
У. - Что объединяет всех рыб?
Д. - Тела почти всех рыб покрыто чешуёй.
У. - Что объединяет всех насекомых?
Д. - Все насекомые имеют 6 лап.
У. - Что объединяет всех зверей?
Д. - Тело всех зверей покрыто шерстью.
(по ходу ответов под картинками животных вывешиваются картинки с изображением того, что их объединяет, например, под картинкой собаки вывешивается картинка с изображением шерсти)
У. - Сейчас мы будем отгадывать загадки о животных, а ответ записывать в кроссворд, по вертикали получится слово, которое и будет являться темой нашего урока.
У. -
Колюч, да не ёж.
Кто это? (ёрш)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна. (медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…(лиса)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
А зовут её … (ворона)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)
III. Сообщение темы урока.
У. - Какое слово получилось в кроссворде?
Д. - Родина.
У. - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Родине, вспомним то, что уже знаем, а также узнаем много нового.
IV. Систематизация знаний о своей стране, её символах.
(уч. читает ст-ие)
О РОДИНЕ.
Солнце золотое
светит над страной:
это край Российский
это край родной...
Хорошо ребятам
жить в родном краю.
Всей душой мы любим
Родину свою.
У. – У каждого человека на Земле есть своя Родина. Американец живёт в Америке, поляк в Польше и т.д., наша страна самая большая страна мира. В какой стране мы живём?
Д. - В России.
(на доске вывешивается слово “Россия” показать на карте территорию России)
У. - Итак, наша страна — Россия, а мы её жители - ...
Д. - Россияне.
У. - В каждой стране есть главный город, который называют столицей.
- Какой город является столицей нашего государства?
Д. - Москва.
(на карту прикрепляется слово “Москва”)
У. - Кто является президентом нашего государства?
Д.- В.В.Путин.
У. – Кроме столицы Россия, как и всякое другое государство, имеет другие государственные символы. Какие?
Д. - Флаг, герб, гимн.
(слова “флаг”, “герб”, “гимн” вывешиваются под словом “Россия”)
У. - Что такое гимн?
Д. - Главная песня страны, торжественная песня, славящая что-либо. Государственный гимн Россия славит нашу страну, наш народ, исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При его исполнении люди любой страны, слушащие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
У.- Сейчас мы послушаем символ России – гимн, а слушать его мы будем стоя. Прошу всех встать.
(учитель включает гимн I куплет и припев)
Работа по учебнику.
У. – Откройте учебник на странице 36, на этой странице мы сможем рассмотреть другие символы государства.
- Какие цвета у флага России? Назовите по-порядку.
Д. - Белый, синий, красный.
У. - Что обозначают цвета флага?
Д.
- Белый - благородство, откровенность, мир и чистота совести.
- Синий - верность, честность, небо.
- Красный – мужество, смелость, любовь, огонь.
У. - Что представляет собой герб?
Д. – Изображение золотого двуглавого орла на красном щите.
У. - Орёл смотрит в разные стороны, как бы осматривает всю огромную территорию нашей страны. Короны над его головами - символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) в лапах орла означают сильную власть и защиту государства, его единство. На груди орла на красном щите изображён всадник, убивающий копьём змея - эмблема нашей столицы - Москвы, символ победы добра над злом, говорит о том, что наша страна сильна и всегда встанет на защиту своей территории, своего народа, уничтожит врага, добро победит.
(на доске; Родина — мать, умей за неё постоятъ)
У. - Прочитайте пословицу. Как называют Родину в этой пословице?
Д. - Мать.
У. - Почему?
Д. - Родина - это родная земля, которая так же, как и мать, нас кормит и охраняет.
Ц - Какие ещё вы знаете пословице о Родине?
Д. - Береги землю родимую, как мать любимую.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Всякому мила своя сторона.
За родной край и жизнь отдай.
(на доске: Нет в мире краше Родины нашей)
У. – Действительно, ребята, наша страна, наша Родина – Россия, очень велика. Её поверхность покрыта лесами, горами, степями, равнинами. Животные, о которых мы говорили и ещё очень много других животных и растений, живут у нас, в России. Природа нашей Родины очень красива и интересна.
(учитель ещё раз показывает территорию России по карте)
(уч. читает ст-ие)
Наша Родина.
1)
Как велика моя земля,
как широки просторы!
Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
от севера до юга: когда в одном краю весна, в другом - снега и вьюга.
И поезд по стране моей к границе от границы не меньше, чем за десять дней и то едва домчится
2)
И в городах, и средь морей, и средь колхозных пашен -
везде вы встретите людей
родных, российских, наших.
Живём мы в радостном краю,
и знать его должны мы -
Страну Российскую свою,
свой светлый край любимый.
У. – Посмотрите на рисунок, на котором художник изобразил Родину.
- Как художник нарисовал Россию?
(дети перечисляют то, что нарисовал художник)
У. - Среди россиян очень много людей различных национальностей. Давайте прочитаем о некоторых из них.
(дети читают текст на 37 странице)
У. - В книге указаны не все национальности, потому что их очень-очень много и все мы должны жить в мире.
(на доске: Если дружба велика — будет Родина крепка)
У. - Мы все должны дружить, чтобы не было войн, горя и слёз; чтобы над нами всегда было небо голубое, светило солнце; чтобы мы радовались, могли учиться и работать. А в случае, если на нас нападёт враг, смогли бы все вместе, дружно, дать отпор врагу.
V. Физминутка.
(Конкурс между рядами: учащиеся по цепочке располагают на доске фрагменты флага)
VI. Систематизация знаний о “малой родине”.
У. - На территории нашей огромной страны находится и город, в котором мы живём. Как он называется?
Д. - Норильск.
(на карту помещается слово “Норильск”)
У. - Как называют жителей Норильска?
Д. - Норильчане.
У. – Поднимите руки, кто родился в Норильске. Посмотрите, как много ребят, родившихся здесь, есть детки, родившиеся в другом городе, каждый из вас помнит место, где родился. Каждый человек помнит, где прошло его детство. Это такая “маленькая родина”, которая навсегда остаётся в сердце человека. Вы живёте в Норильске и для вас этот город и будет той самой “малой родиной”. В вашей памяти навсегда останутся: дом, в котором вы живёте, двор, в котором играете, школа, в которой учитесь, друзья и знакомые.
- Посмотрите открытки, на которых изображён наш город. Как он красив, уютен. Какие красивые улицы и дома.
(дети рассматривают открытки, выставка книг о Норильске)
- Наш город необычен тем, что он построен на Крайнем Севере, в тундре, на вечной мерзлоте. Кроме нас, норильчан, на Крайнем Севере живёт и коренное население - ненцы, нганасаны, долганы. Эти народы очень малочисленны. Сейчас стоит вопрос о сохранении национального языка и культуры народов Севера, улучшения их жизни.
- Посмотрите, в учебнике художник изобразил
такого жителя. Жильё, в котором они живут
называется - чумом. Он сооружён из шкуры оленей.
Также из шкуры оленей они шьют
одежду и расшивают её бисером.
(учитель показывает унтайки)
- Узоры символизируют солнце, оленьи рога, снежинки.
Как вы думаете, чем занимаются малочисленные народы среди снежной пустыни?
Д. - Ловят рыбу, оленеводством - выращивают и пасут стада оленей, шьют одежду, охотятся ради шкур на диких животных - песцов.
У. - Жизнь норильчан также тяжела, мы вынуждены учиться и работать в тяжёлых северных условиях, и поэтому норильчане - люди сильные, мужественные, выносливые. У нас работают люди мужественных профессий: горняки, металлурги.
- Чем занимаются горняки?
Д. — Добывают руду.
У. - Чем занимаются металлурги?
Д. – Плавят металл.
(рассматривание открыток)
У. – Никель, медь, кобальт – слава города, его гордость и забота.
Норильский комбинат - крупнейшее в России предприятие по производству металлов.
(уч. читает ст-ие)
Норильск.
Далёк и близок город мой.
Он северней иных,
Но мне Норильск полярный мой
Дороже всех других.
Здесь незнакомый человек
Мне кажется родным,
Когда вдруг улыбнётся мне
Сквозь снежный стылый дым.
Люблю Норильск, когда мороз
Мне щёки леденит.
Красив он, как букет из роз,
А крепок, как гранит.
И нет прекраснее его,
Ведь город мой - звезда,
Звезда, которую зажёг
Порыв людей труда.
У. – Как вы думаете, если такой суровый климат, то какой может быть растительный и животный мир?
Д. - Бедный.
У. - Зима долгая, температура достигает -50 градусов. Слой почвы оттаивает на глубину от 10 до 50 см.
(учитель показывает размер, на который оттаивает почва при помощи резинки, растягивая её)
- Какие растения растут у нас?
(учитель демонстрирует иллюстрации на странице 33 в атласе “Мир и человек” или атлас “Природоведение 3-5 класс”
- Как они приспособились к суровым северным условиям?
Д. - Они небольшие, находятся ближе к земле, как бы прячась от ветра и холода.
У. - Какие животные здесь живут?
- Как они приспособились к условиям обитания?
Д. - Шерсть густая длинная, густое оперение, много пуха, толстый слой жира.
У. – Животный и растительный мир нашей “маленькой родины” небогат, и наш долг беречь и охранять природу. Что мы можем для этого сделать?
Д. - Не разжигать костры, не оставлять мусор, не разорять гнёзда птиц и т.д.
У. - Мы все ездим в отпуск, где природа нашей большой Родины гораздо разнообразнее и богаче, и, чтобы не исчезло ни одно растение или животное, мы должны бережно относиться к тому, что и кто нас окружает. Мы должны сохранить природу для россиян других поколений.
(уч. читает ст-ие)
Любите родную природу —
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
VII. Итог урока.
У.
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу нашего государства.
- Перечислите государственные символы.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Как называют жителей нашего города?
- Какие мужественные профессии есть на нашей “маленькой родине”?
(выставка рисунков учащихся на тему: “Родина”, книг о Норильске)