Пояснительная записка.
Создание данной программы связано с переходом на профильное обучение. Так как в курсе физике основной школы не достаточно времени уделено разделу «Статика», то элективный курс посвящен этому разделу с целью расширения программного материала по физике основной школы и рассчитана на 12 часов.
Статика – раздел механике – служит теоретической базой многих отраслей техники, имеет широкие и разнообразные применения в человеческой деятельности. Конкретные задания для учеников построены на познавательном, занимательном, оригинальном материале, потому что отражают межпредметную связь физики, биологии, военного дела, техники, истории.
Изучив курс, ученики должны знать понятие равновесия, условия равновесия тел и то, в каком направлении возникает движение, если равновесие нарушено определенным образом. В курсе заложено возможность дифференцированного обучения. Ученик выбирает свой индивидуальный маршрут, конечным результатом которого является творческая работа: реферат, проект, прибор, игрушка, подборка задач. В программе предлагаются различные темы рефератов, проектов, приборов, игрушек, поэтому ученик может сделать выбор в соответствии с учебными возможностями и добиться успеха. Таким образом, элективный курс ориентирует учащихся на самостоятельную работу, форма работы может быть как индивидуальная, так и групповая, и получение реального результата. В программе три модуля, модуль 1 рассчитан на 3 часа, модуль 2 - на 5 часов, модуль 3 – на 3 часа, вводное учебное занятие и занятие итогового контроля – на 2 часа.
Данный курс имеет направленность на развитие способностей учеников к исследованию, приобретение навыков научной организации труда. Это важная задача реализуется с помощью экспериментальных заданий, лабораторных работ и позволяет организовать деятельность учащихся по самостоятельному приобретению знаний.
Цели:
- Обеспечить условия для усвоения основных понятий раздела «Статика», законов равновесия тел, видов равновесия тел, способов увеличения устойчивости тел.
- Обеспечить условия для совершенствования специальных умений при решении задач в разделе «Статика», для формирования и совершенствования организационных умений, интеллектуальных умений, умений работать с источником информации.
- Способствовать воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности, способной решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на ее пути.
Задачи:
- Ввести понятия равновесия, центра масс, рычага, линии действия силы, плеча, момента сил. Выяснить условие равновесия тела, как не имеющего закрепленную ось вращения, так и имеющего закрепленную ось вращения; какие виды равновесия бывают и каким образом можно увеличить устойчивость тел.
- Приобрести опыт творческой деятельности: проводить исследования, писать реферат, создавать проект, делать подборку задач и защищать результат своего труда.
- Выбрать индивидуальный маршрут своей деятельности в соответствии со своими интересами и учебными возможностями, чтобы проявить себя и добиться успеха.
Содержание программы.
Введение - 1ч.
Модуль №1.
Понятие равновесия. Центр масс тела. Условие равновесия тела, не имеющего закрепленную ось вращения.
Экспериментальные задания:
- показать сложение двух сил, направленных под углом друг к другу;
- показать зависимость равнодействующей сил, приложенных к телу, от угла между ними.
Творческое задание.
Составление и подбор задач для модуля №1.
Модуль №2.
Рычаг. Вращательное действие силы. Плечо силы. Линия действия силы. Момент силы. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения.
Экспериментальные задания:
- Показать на опыте, что результат действия силы на твердое тело не меняется, если ее точку приложения перенести вдоль линии действия силы.
- Выделить рычаг, действующие силы на него, изобразить плечо силы, рассчитать момент силы в конкретной жизненной ситуации.
- Предсказать поведение рычага в жизненных различных ситуациях.
Лабораторные работы:
- Выяснение условий равновесия рычага.
- Выяснение условия равновесия неподвижного и подвижного блоков.
Творческое задание.
Составление и подбор задач для модуля №2.
Модуль №3
Центр масс тела. Виды равновесия. Способы увеличения устойчивости тел.
Экспериментальные задания:
- исследовать различные виды равновесия и придумать им название;
- исследовать способы устойчивости тел.
Лабораторные работы:
- Определение центра масс плоской фигуры.
- Определение центра масс однородного и неоднородного стержней.
Творческие задания:
- Изготовить самодельные приборы.
- Изготовить самодельные игрушки.
- Разработать проект: «Динамика равновесия в цирке», «Современная архитектура»,
«Танк как устойчивая система», «Лестница».
- Написать реферат: «Можно ли человека сделать сильнее?» (постановка задачи на историческом, бытовом, занимательном материале), «Положение центра тяжести при конструировании военной техники», «Ходьба и бег человека».
- Составление и подбор задач для модуля №2.
Итоговый контроль.
Демонстрация самодельных приборов, игрушек. Защита проекта, реферата, представление подборки задач, составленных учениками, организуется выставка творческих работ.
Методическая часть.
Учебно - методическое обеспечение.
Введение.
Сообщаются назначение элективного курса, мотивация на конечный результат, ориентировочная основа на изучение данного раздела механики, проводится инструктаж учащихся о выполнении творческих задании, происходит знакомство со средствами обучения, целями обучения.
Обучаемые должны
№ | знать: |
уровень усвоения |
уметь: |
уровень усвоения: |
1. |
центр масс; |
І |
находить центр масс тела; |
І І, І І І |
2. |
плечо силы; |
І |
изображать линию действия силы; |
І І
|
3. |
момент сил; |
І |
рассчитывать момент силы; |
І І |
4. |
условие равновесия тел, не имеющего закрепленную ось вращения; имеющего закрепленную ось вращения; |
І |
решать задачи с использованием условий равновесия тела; обнаруживать в различных источниках информации факты, соответствующие условиям равновесия тела; |
І І, І І І І?
І І, І І І |
5. |
виды равновесия, способы увеличения устойчивости тел. |
І |
приводить примеры устойчивости тел; демонстрировать устойчивое состояние тела. |
І І
|
Литература для учителя
- М.М. Балашов. Физика-9. М: Просвещение, 1993.
- В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, В.И. Свиридов Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.
- Я иду на урок физики: 7класс. Часть І І І: Книга для учителя. – М.:Издательство «Первое сентября», 2000.
- В.И. Гутман, В.Н. Мощанский Алгоритмы решения задач по механике в средней школе. М: Просвещение,1988.
- Л. Эллиот, У. Уилкокс. Фзика. М.: Издательство «Наука», 1975г.
Литература для учащихся.
- Л. Гальперштейн. Забавная физика. М.: Издательство «Детская литература»,1993
- В.А. Балаш. Задачи по физике и методы их решения. М.: Издательство «Просвещение», 1983.
- В.П. Демкович, Л.П. Демкович. Сборник задач по физике. М.: Издательство «Просвещение», 1974.
- Детская энциклопедия. Военная техника. М.: Издательство «Астрель» .2002.
- Я.И. Перельман. Занимательная физика. Е.: «Тезиз», 1994.
Оборудование: набор по статике с магнитными держателями, демонстрационные динамометры. Лабораторные динамометры. Прибор по равновесию и устойчивости тела. Рычаг демонстрационный и лабораторный.
Содержание портфолио.
Модуль 1.
1. Отзыв на отчет о выполнении экспериментальных заданий:
- показать сложение двух сил, направленных под углом друг к другу;
- показать зависимость равнодействующей сил, приложенных к телу, от угла между ними.
2. Отзыв на составленные и подобранные задачи.
Модуль 2.
1. Отзыв на отчет экспериментальных заданий:
- показать на опыте, что результат действия силы на твердое тело не меняется, если ее точку приложения перенести вдоль линии действия силы;
- выделить рычаг, действующие силы на него, изобразить плечо силы, рассчитать момент силы в конкретной жизненной ситуации;
- предсказать поведение рычага в жизненных различных ситуациях.
2. Заключение по результату лабораторных работ:
2.1. Выяснение условий равновесия рычага.
2.2. Выяснение условия равновесия неподвижного и подвижного блоков.
3. Рецензия на реферат.
4. Отзыв на составленные и подобранные задачи.
Модуль 3.
1. Отзыв на отчет о выполнении экспериментальных заданий:
- исследовать различные виды равновесия и придумать им название;
- исследовать способы устойчивости тел.
2. Заключение по результату лабораторных работ:
2.1. Определение центра масс плоской фигуры.
2.2.Определение центра масс однородного и неоднородного стержней.
3. Представляется отзыв на одно творческое задание:
- изготовление самодельных приборов;
- изготовление самодельных игрушек;
- создание проекта.
4. Отзыв на составленные и подобранные задачи.
Возможно оценивание в системе «зачет – незачет»
Элективный курс может считаться зачтенным, если
- ученик посетил (и выполнил задания) не менее 80% занятий по этому курсу, и
- выполнил одну творческую работу.
Приложение.
Учебно-тематический план.
Наименование темы | Количество часов. |
1. Вводное занятие |
1 |
1. Понятие равновесия, центра масс. Условие равновесия тела, не имеющего закрепленную ось вращения. |
2 |
1. Рычаг. Вращательное действие силы. Плечо силы. Линия действия силы. Момент силы. Условие равновесия тела, имеющего ось вращения. Решение экспериментальных задач. 2. Выяснение условий равновесия рычага; 3. Выяснение условия равновесия неподвижного и подвижного блоков. 4. Решение задач. 5. Решение задач. |
5 |
1. Центр масс тела. Виды равновесия. Способы увеличения устойчивости тел. 2. Решение экспериментальных задач. 3. Решение задач |
3 |
1. Итоговый контроль |
1 |