Цели и задачи:
- Формирование эстетической компетенции учащихся и навыков аналитического мышления;
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие образного восприятия мира через музыку и слово;
- Развитие исполнительско - творческих навыков;
- Воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла.
Оформление доски: тема урока, портреты Д.Д. Шостаковича, фотографии с выступлениями музыкантов в годы Великой Отечественной Войны.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, диск со слайдами; фортепиано, ноты песен; тексты песен у учащихся, эмблемы: музыковеды, биографы, историки.
Ход урокаПрезентация, аудиофрагменты (гл. тема, поб. тема, кода, реприза, нашествие, сопротивление), видеофрагменты (Шостакович, 2, 3, 4, 5)
У.М.: Здравствуйте ребята. Тема нашего урока “Пушки говорили, но музы не молчали”.
(На экране слайд №1: тема урока на фоне фотографии г. Ленинграда.)
Сегодня мы поразмышляем о музыке, которая рождалась и звучала в годы Великой Отечественной войны, посмотрим, как боролся наш народ с врагом в блокадном Ленинграде и как эта борьба показана Шостаковичем через музыку в симфонии №7.
(На экране слайд №2: видеофрагмент, звучит песня “Священная война”).
- Почему мы начали урок, именно, с этой песни? (Вопрос историкам)
Учащиеся: Песня “Священная война” является “музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны”, песней – символом. Эта песня была написана в первые дни войны композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым – Кумачом.
(На экране слайд №3: портреты А.В. Александрова, В.И. Лебедева – Кумача.)
У. М.: - Какая песня по характеру? (Вопрос музыковедам)
Учащиеся: Мелодия песни энергичная, решительная, призывная, суровая, маршевая.
У.М.:Я попрошу всех встать и исполнить 2 куплета песни “Священная война”.
А.В. Александров писал в своей статье “Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война”:
(На экране слайд №4: слова А.В. Александрова.)
“Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения и гнева. …но у меня всё-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага. Как и любое оружие…”
Но во время войны композиторы писали не только песни, но и крупные музыкальные произведения.
(На экране слайд №5: портрет Д.Д. Шостаковича.)
К таким композиторам в частности относится Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Родион Щедрин писал:
(На экране слайд №6: портрет Д. Шостаковича и Р. Щедрина, высказывание Р. Щедрина о Д. Шостаковиче.)
“Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,
это гимн человеку…,
это протест против жестокости…,
это исповедь художника
это летопись нашей жизни…”.
У.М.: - В каких жанрах работал Д. Шостакович? (Вопрос музыковедам)
Уч-ся: Шостакович работал в разных жанрах, но основным является симфония.
У.М.: - Что такое симфония? (Вопрос музыковедам)
Уч-ся: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра в 4 частях, где 1 часть обычно написана в сонатной форме.
У.М.: Седьмая (“Ленинградская”) симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича.
(На экране слайд №7: Д.Д. Шостакович пишет симфонию, видеофрагмент.)
- Когда она была написана? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.
У.М.:Лев Болеславский писал в своей поэме “Шостакович”
(На экране слайд №8: отрывок из поэмы “Шостакович” Л. Болеславского.)
Уч-ся:
Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.
У.М.: В каких условиях писал симфонию Д. Шостакович? В чём необычность написания симфонии? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.
У.М.: Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – “ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии”, и услышал в ответ: “А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить”.
16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:
(На экране слайд №9: слова Д. Шостаковича.)
“Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение “Седьмой симфонией”.
Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как “Ленинградская симфония”.
- Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.
У.М.: Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки:
(На экране слайд №10: слова Д.Д. Шостаковича на фоне блокадного Ленинграда.)
“Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию”.
Лев Болеславский писал в поэме “Шостакович”:
(На экране слайд №11: отрывок из поэмы “Шостакович” Л. Болеславского.)
Уч-ся:
Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.
Уч-ся:
Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-
Уч-ся:
Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.
У.М.: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”.
Уч-ся: Каждый творческий человек откликается на происходящие исторические события через свои произведения. Музыкант передаёт свои чувства и мысли, протестует против жестокости, конечно же, через музыку.
У.М.: Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.
У.М.: - Какая песня родилась также в прифронтовом Ленинграде в первые месяцы войны? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Песня “Вечер на рейде” композитора Василия Павловича Соловьёва – Седого и поэта Александра Дмитриевича Чуркина. Как и все ленинградцы, они рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, работали в порту. Во время отдыха на борту баржи и зародилась песня о моряках, которые покидают родной город, прощаются…
(На экране слайд №12: портреты В.П. Соловьёва - Седого, А.Д. Чуркина.)
У.М.: - Чем покоряет нас эта песня? (Вопрос музыковедам)
Уч-ся: Песня покоряет слушателя своей задушевностью, напевностью, задумчивостью и внутренним волнением.
У.М.: Споёмте, друзья, эту песню. (Исполнение песни “Вечер на рейде”)
Как необычны истории написания произведений во время войны, так и необычны истории их исполнения. Но самой необычной историей и самым потрясающим фактом были первые исполнения “Ленинградской симфонии”.
Шостакович закончил симфонию №7 в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года, а 29 марта - в Москве. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде.
- Возможно ли такое – симфония в блокадном Ленинграде? Да, возможно. Но давайте поговорим о тех трудностях, которые стояли перед людьми, участвовавшими в подготовке этого мероприятия.
- О чём говорят эти кадры? (Вопрос историкам)
(На экране слайд №13: блокадный Ленинград, видеофрагмент.)
Уч-ся: Люди умирали с голоду. В день получали “125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам”. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.
У.М.: В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100.
- Где взяли музыкантов для оркестра? (Вопрос биографам)
Уч-ся: По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.
У.М.: Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.
Даже в таких условиях город продолжал жить, работать и бороться.
- О чём говорят эти кадры? (Вопрос историкам)
(На экране слайд №14: труженики тыла, видеофрагмент.)
(На экране слайд №15: “Дорога жизни”, видеофрагмент.)
Уч-ся: Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды, ремонтировали танки, шили обмундирование. Действовала “Дорога жизни”, соединяющая Ленинград со страной. И всё это благодаря стойкости и героизму ленинградцев.
У.М.: Сколько дорог прошли воины за войну. Сколько агитбригад выступавших на фронте и в госпиталях проколесило по дорогам войны. Тяжёлая дорога становилась “короче”, когда звучала песня. Мы должны помнить тех, кто “мечом и песней” сражался за нашу Родину. Споемте песню “Эх, дороги…” (слова Л.И. Ошанина, музыка А.Г. Новикова), в которой есть такие замечательные слова “Нам дороги эти позабыть нельзя”.
(На экране слайд № 16: памятник на “Дороге жизни”, деревня Дусьево.)
- Почему именно в Ленинграде решили исполнить симфонию и именно 9 августа 1942 г.? (Вопрос историкам)
Уч-ся: Наверно, существовало несколько причин: 1. 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Они даже заготовили пригласительные билеты в ресторан “Астория” на празднование взятия Ленинграда. 2.Чтобы показать, что Ленинград жив и борется. 3.Шостакович посвятил её своему городу. 4. Поднять дух людям в осажденном городе.
(На экране слайд №17: афиша концерта симфонии №7 в Ленинграде.)
У.М.: В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая премьера. Зал был полон – очереди за билетами были длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.
- Почему это стало возможным, можно ответить стихотворением Николая Савкова, участника тех событий. Он написал стихи о “людях города-фронта” слушающих музыку Шостаковича:
(На экране слайд №18: стихотворение Н. Савкова.)
У.М.:
И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась-
Над краем передним
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал,
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал!
И в зале – шквал,
и на фронте – шквал…
У.М.: (Историки дополнят).
Уч-ся: В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией “Шквал” называлась операция артиллеристов. А артиллеристы её ещё называли – “Артиллерийская симфония”. До мельчайших деталей была разработана партитура огненной “симфонии”. В течение июля проводилось уточнение координат фашистских батарей, наблюдательных пунктов, узлов связи, штабов, дополнительно завозились снаряды.
У.М: Идею борьбы и торжества Человека по - разному раскрывают 4 части симфонии. Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил.
(На экране слайд №19: название 4-х частей симфонии.)
- Что такое сонатная форма и на чём она основана? (Вопрос музыковедам)
Уч-ся: Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.
У.М.: Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла. Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии.
Вспомним 2 темы экспозиции – тему главной партии и побочной.
(На экране слайд №20: слова “1 часть, Экспозиция: главная партия, побочная партия”, звучит музыка.)
- Какой образ рисует главная тема? Каков её характер?
Уч-ся: Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у струнных, рисует образ героического народа.
У.М.: - Какая по характеру побочная партия?
Уч-ся: Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.
(На слайде №20 появляются слова “образ Родины и русского народа”)
У.М.: - В чем особенность построения экспозиции?
Уч-ся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их. Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.
У.М.: - Какой следующий раздел должен быть в сонатной форме?
Уч-ся: Разработка.
У.М.: Разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Что появляется вместо разработки?
Уч-ся: Дальше идет знаменитый эпизод - тема фашистского нашествия.
(На экране слайд №21: фрагмент из поэмы “Шостакович” Л. Болеславского, звучит тема нашествия).
У.М.:
Звук.
Лёгкий далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Вдруг
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужых сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь обращая в прах -
ВРАГ!
У.М.: В какой форме написан эпизод нашествия и что рисует он?
Уч-ся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Эпизод нашествия построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.
(На экране слайд №22: схема 1 части, продолжение слайда №20, слова “Эпизод, тема нашествия, образ врага, (вариационное развитие)
У.М.: Что противостоит теме нашествия? На каких интонациях строится эта тема?
(На слайд №22 звучит “тема сопротивления”),
Уч-ся: “Тема сопротивления” противостоит теме нашествия и строится на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.
(На слайде №22 появляются слова “тема сопротивления” “борьба добра и зла” (“разработочное развитие”)
У.М.: - Какой следующий раздел в сонатной форме?
Уч-ся: Реприза
(На слайде №22 появляются слово “Реприза”. (Звучит тема репризы)
Уч-ся: - В чём необычность построения репризы?
Уч-ся: Идёт война, гибнут люди. Музыка изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.
(На слайде №22 появляются слова “ реквием жертвам войны”)
У.М.: -Чем завершается 1 часть симфонии?
Уч-ся: Первая часть завершается кодой.
(На слайде №22 появляются слово “Кода”, (звучит тема коды)
У.М.: - Какой образ рисует музыка?
Уч-ся: Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.
(На слайде №22 появляются слова “мечта о мире”.)
У.М.: Когда смолк последний аккорд, в зале наступила тишина. И в этой тишине подбежала к эстраде совсем ещё молодая девушка с огромным букетом цветов. Она протянула его Карлу Ильичу Элиасбергу.
У.М.: - Какие чувства испытывали современники тех событий? (Вопрос биографам)
Уч-ся: Участники музея “Музы не молчали” при школе №235 спустя 30 с лишним лет отыскали эту девушку – ныне художницу Любовь Вадимовну Жакову.
(На экране слайд №23: слова Л.В. Жаковой. )
Её голос записан на плёнку: “Музыка – это жизнь, раз была музыка – мы чувствовали: несмотря ни на что, жизнь есть”.
У.М.: - Каково значение симфонии в борьбе с фашизмом и в сплочении международных антифашистских сил? (Вопрос историкам)
Уч-ся: Симфонию часто называют “хроникой”, “документом”, “Симфонией всепобеждающего мужества”, “Симфонией гнева и борьбы”. Симфония молниеносно получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.
(На экране слайд №24: портрет Шостаковича, слова немецких туристов,
Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга Элиасберга и тоже участница памятного исполнения, вспоминает, как однажды, через много лет после войны к Карлу Ильичу подошли два немецких туриста: “Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой; если уцелеем, обязательно спросим: как это им удалось в голодном, осажденном городе создать такой великолепный оркестр”.
“Моё глубокое убеждение, что со времени Бетховена ещё не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами”, сказал американский дирижёр С. Кусевицкий”.
(На экране слайд №24: появляются слова С. Кусевицкого.).
У.М.: И наверно, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы.
(На экране слайд №25: фотография памятника “Разорванное кольцо”.)
У.М.: - Какие чувства возникли у вас после полученной информации на уроке?
- Почему тема урока звучит так “Пушки говорили, но музы не молчали”?
Уч-ся.:Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю. При школе №235 в Ленинграде под руководством Евгения Линда создан музей “Музы не молчали”. В нём газетные вырезки о событиях тех дней, фотографии музыкантов, их личные вещи.
(Выставление оценок).
У.М.: Ваши впечатления от увиденного и услышанного я попрошу выразить, по вашему выбору: через сочинение, стихотворение, тест, кроссворд, рисунок.
Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране. В завершение урока исполним песню “Музы не молчат” (музыка Г. Мовсесяна, слова Е.Нефёдова).
(На экране слайд №26: слова “Музы не молчат” на фоне фотографии г. Ленинграда).